Геймдев
#статьи

Что такое фотобаш — и как его используют в индустрии

И почему эта техника не подойдёт начинающим художникам.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Сжатые сроки производства часто требуют быстрого и качественного исполнения работы, особенно в сфере концепт-арта. Чтобы ускорить процесс, художники прибегают к фотобашу, используя в работах элементы фотографий, фотореалистичных текстур, рендеры 3D-моделей, а в последнее время и нейросети.

Но если этот метод настолько эффективен, почему его применение нередко вызывает споры? И чем он отличается от других похожих техник? Редакция «Геймдев» Skillbox Media отвечает на эти и другие вопросы, а также объясняет сам процесс фотобашинга.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.

Общее определение

Фотобаш, или фотобашинг, — это техника создания изображений, которая заключается в использовании и (или) комбинировании элементов с уже готовых фотографий или рендеров для текстурирования путём наслоения, ретуши, деформации, размытия, вырезания и оверпейнта. В результате получается абсолютно новое цельное изображение, в котором очень сложно, а иногда и вовсе невозможно распознать сторонний контент.

Фотобаш широко распространён в сфере концепт-арта, так как с его помощью можно сделать быстрый и качественный эскиз за счёт добавления реалистичных конструкций, персонажей, пропсов, не прибегая к детальной проработке. Технику активно применяют не только при создании концепт-арта, но также в кинематографе (в сочетании с matte-painting), в оформлении постеров, обложек книг и физических изданий игр, промоматериалов и даже в графическом дизайне.

С точки зрения обычного пользователя, выбор художников в пользу фотобаша может показаться странным, ведь принято считать, что профессионал может нарисовать всё с нуля. Но представим ситуацию: заказчику нужен арт, на котором изображена локация реального города в постапокалиптическом сеттинге.

Чтобы не тратить время на разметку перспективы и ручную отрисовку архитектуры, можно найти подходящее фото улицы этого города в нужном ракурсе и использовать его как основу. А дальше — добавлять текстуры и дорисовывать необходимые элементы, пока не получится полноценный арт.

Концепт-арт Пьера-Александра Шуллера для Tom Clancy’s The Division 2, созданный на основе фотографий реальных зданий
Изображение: игра Tom Clancy’s The Division 2 / Massive Entertainment / Ubisoft / Pierre-Alexandre Schuller / ArtStation

Стоит отметить, что фотобаш подойдёт не только для реалистичных, но и для стилизованных изображений.

Чем фотобаш отличается от других похожих техник

Фотобаш и обработка в Photoshop

Когда снимок фотошопят‎, исходное изображение меняется, порой значительно. Но структура главного элемента остаётся прежней. Фотобаш подразумевает более творческий подход с использованием нескольких элементов, которые комбинируют друг с другом, и в результате изображение становится не только цельным, но и обретает новую форму.

Для лучшего понимания приведём простой пример. Если нам необходимо отретушировать портрет человека (убрать мелкие дефекты кожи, подправить черты лица и улучшить цветокоррекцию) или, скажем, пойти на более радикальные меры и заменить фон — подобные манипуляции относятся к обработке в Photoshop, так как оригинальная основа легко считывается.

Слева представлено оригинальное фото и новый фон дальнего плана. Справа — результат после обработки в Photoshop
Изображение: fixthephoto

Но если взять фото человека, скомбинировать его с другим образом, добавить ещё несколько фотографий окружения, дорисовать необходимые детали и создать новую цельную композицию — такой процесс уже будет считаться фотобашем.

Изображение: концепт-арт к игре The Last of Us / Naughty Dog / John Sweeney / ArtStation

Подытожим: в процессе фотобаша изображения не просто редактируют, а создают из них совершенно новую структуру, в которой сложно распознать исходники.

Фотобаш и коллажирование

С одной стороны, может показаться, что фотобаш во многом схож с коллажированием, но это не совсем так.

Коллаж — это единая композиция, собранная из разных фрагментов изображений (иллюстраций и фото). Они могут быть связаны между собой по стилю, цветовой гамме и другим характеристикам. Примеры таких коллажей часто встречаются в иллюстрациях дизайна интерьеров.

Пример коллажа, который иллюстрирует предполагаемый дизайн интерьера
Фото: ivastasya / Shutterstock

Иногда в коллажах присутствуют совершенно разные элементы, которые вместе создают некую абстрактную, но связную форму. Похожие примеры можно увидеть в обложках к статьям. В любом случае, когда зритель смотрит на коллаж, он понимает что композиция состоит из разных деталей.

Как уже было отмечено выше, за счёт различных техник при фотобаше все используемые фрагменты изображений становятся частью одной картины. И несмотря на то, что элементы могут быть абсолютно разными, зрителю будет сложно определить, в какой части арта есть заранее подготовленный контент. Если работа выполнена качественно, фотобаш на изображении может распознать только художник.

Изображение: концепт-арт к фильму «Air: Большой прыжок» / Amazon Studios / Vaik Nay / One Pixel Brush / ArtStation

Отсюда можно сделать вывод, что фотобаш и элементы коллажа могут присутствовать в одной работе и дополнять друг друга.

Фотобаш и matte-painting

Когда-то техника matte-painting была основана на ручной дорисовке изображений для создания иллюзии окружения в фильмах. Но сегодня она создаётся за счёт разнообразных элементов компьютерной графики, в том числе и фотобашинга.

Главное отличие в том, что matte-painting — это законченный вариант окружения, созданного в высоком качестве, а фотобаш может быть лишь его частью или дополнением в виде концепт-арта, в котором задействованы ассеты с более низкой детализацией.

Концепт-арт по мотивам локации из сериала «Игра престолов»
Изображение: Daniel Jiménez Villalba / ArtStation

Обратная сторона фотобаша

Фотобаш — это одна из форм цифрового искусства, но не в привычном понимании. Главное отличие в том, что цифровая живопись, равно как и традиционная, подразумевает написание картины с нуля. Разумеется, художник также может искать фотографии и изображения для своей работы, но исключительно для референсов, а не с целью добавить их в свой арт.

Но на практике грань подобного разделения сильно размыта. Порой сложно понять, какой арт подходит под определение «истинного» цифрового искусства, а какой нет. Например, у Янь Вэньцин (Yuumei) есть работы с использованием фотографий из личного архива, но, несмотря на это, её творчество относят к цифровой живописи.

Несмотря на то, что техника существует достаточно давно, её применение до сих пор вызывает множество споров. Некоторые сообщества, посвящённые цифровому искусству, запрещают публиковать контент с использованием фотобаша. Аналогичные требования могут выдвигать некоторые творческие конкурсы.

Подобные радикальные меры связаны с видением многих начинающих специалистов, которые считают, что для цифрового искусства достаточно оверпейнта фотографии или скриншота, а создавать новую форму из множества элементов совсем необязательно. Ещё хуже, когда художник пытается выдать подобный оверпейнт за авторскую работу.

В результате такой подход вводит в заблуждение обычных пользователей, которые начинают думать, что подобные манипуляции вполне свойственны для цифровой живописи. Именно поэтому модераторы многих тематических сообществ, посвящённых цифровому искусству, удаляют работы, если замечают на них фотобаш. Люди просто не хотят тратить своё время на выяснение происхождения ассетов и рекомендуют загружать работы с использованием фотобаша в специальные разделы для концепт-арта и цифрового дизайна.

Другая проблема фотобаша связана с недобросовестным подходом к поиску исходных материалов. Нельзя скачать любое понравившееся фото, рисунок или 3D-модель из интернета и использовать в работе, так как они могут быть защищены авторским правом. И если не учитывать этот нюанс, можно попасть в неловкую ситуацию, когда другой внимательный пользователь или художник уличит автора в воровстве контента и предъявит оригинал.

А если для работы требуется фотография человека, нужно обязательно получить от него согласие на использование снимка. Поэтому к поиску ассетов следует подходить очень тщательно и приобретать их на специальных ресурсах, а лучше всего — подготовить собственные.

Что можно использовать для фотобаша

Почти пять лет назад Шэдди Сафади, основатель студии One Pixel Brush, ранее работавший в Naughty Dog концепт-художником, озвучил на GDC способы получения ассетов для фотобаша. И его рекомендации остаются актуальными до сих пор.

Сервис Google Earth. В Google Earth доступен 3D-режим для некоторых локаций земного шара. И хотя трёхмерные объекты на карте не отличаются высокой детализацией текстур, они вполне подойдут для фотобаша. Достаточно выбрать нужный ракурс, сделать скриншот и вырезать фрагмент, который уже можно доработать текстурами или кистями на своё усмотрение.

Скриншот: Google Earth

Аналогичный сервис, но уже для крупных городов России, доступен в «2ГИС».

3D-моделирование и китбашинг. Китбаш — это наборы готовых 3D-моделей. В свою очередь, техника китбашинга позволяет комбинировать эти модели и формировать новые 3D-объекты. В дальнейшем рендеры полученных объектов можно использовать в качестве блокинга — 3D-эскиза, отображающего расположение конкретных элементов в сцене.

Таким образом можно быстро выстроить правильную перспективу на будущем арте. Ассеты для китбашинга можно приобрести на тематических маркетплейсах, например на KitBash3D или ArtStation. Подобные наборы значительно ускоряют процесс, особенно если речь идёт о концепт-артах со сложной архитектурой и различной техникой.

В программе для 3D-моделирования можно сразу настроить освещение для всех элементов будущей сцены. Такой подход значительно упрощает работу с определением акцентов света и тени в рисунке. В игровых концепт-артах художники студии зачастую используют 3D-ассеты из самой игры и рендерят их непосредственно в движке.

Для этого концепт-арта Tom Clancy’s The Division 2 Пьер-Александр Шуллер использовал рендеры из движка Ubisoft и модели из игры
Изображение: игра Tom Clancy’s The Division 2 / Massive Entertainment / Ubisoft / Pierre-Alexandre Schuller / ArtStation

Если для работы нужны болванки персонажей, можно воспользоваться генерацией моделей человека в Daz 3D. На портале софта также можно скачать или приобрести готовых персонажей, одежду, причёски и аксессуары, позы, фоны, визуальные эффекты и другие элементы, с помощью которых можно подготовить рендер для дальнейшей работы с фотобашем. Например, One Pixel Brush использовала Daz 3D для ключевого арта Ultima Underworld.

Помимо Daz 3D, можно рассмотреть и другие похожие сервисы — например, Character Creator.

Фотографии. Подходят не только в качестве основы окружения (небо, горы, архитектура, деревья и так далее), но и для персонажей и текстурирования. Если нет возможности отснять необходимый материал самостоятельно, можно скачать или приобрести снимки на специальных порталах. Как уже было отмечено ранее, главное — соблюдать авторские права.

Бонус: нейросети. С развитием ИИ генерация изображений стала выдавать результаты, которые подойдут не только для референсов, но и для фотобаша. Midjourney, Stable Diffusion, плагин для Photoshop Generative Fill, Kandinsky 3.0 — эти и другие инструменты на основе ИИ могут стать хорошим подспорьем для художника.

Тем не менее стоит помнить, что сгенерированный контент нужно использовать крайне аккуратно, так как он может выдавать некорректный результат или даже копировать стиль известных художников. Кроме того, на некоторых порталах появились специальные фильтры, скрывающие работы, созданные с использованием нейросетей.

Пример создания новых форм с помощью техники фотобаша и последующей обработки в нейросети Stable Diffusion

Можно ли считать фотобаш жульничеством

Со стороны может показаться, что художник фактически упрощает себе задачу, используя в работе сторонние ассеты. Но это заблуждение.

Во-первых, фотобашинг — это не просто склейка фотографий, а осознанное их использование для воплощения авторской задумки. И для того, чтобы итоговый арт выглядел целостным, художнику потребуются определённые знания и навыки.

  • Уверенное владение инструментами софта — Adobe Photoshop, Krita, ProCreate, GIMP и другими приложениями на выбор специалиста.
  • Теория рисунка, включая основы перспективы, анатомии, формы, цветовой гаммы, светотени и композиции.
  • Знание 3D-моделирования для создания собственных моделей, манипуляций с 3D-ассетами, а также для работы с позами, освещением и дальнейшим рендерингом.

Во-вторых, эта техника уже давно стала отраслевым стандартом. Её практикуют в большинстве игровых AAA-студий — в частности, когда проект нуждается в быстром производстве реалистичных визуальных эффектов, ключевом арте и концепт-артах.

Итог

Напоследок перечислим основные достоинства и недостатки техники.

Плюсы фотобаша

  • Сокращает время производства, так как арт не нужно рисовать с нуля.
  • Точная передача сложных элементов.
  • Широкая область применения.

Минусы фотобаша

  • Не подходит начинающим художникам.
  • Большой риск нарушить авторское право.
  • Покупка ассетов из библиотек или их создание требуют дополнительного времени и бюджета.

Использование фотобаша довольно эффективно, особенно когда сроки отрисовки ограничены. Но эта техника требует продвинутых художественных навыков. Нехватка знания композиции, теории цвета, светотени и построения перспективы может легко свести на нет все манипуляции с цифровыми ассетами.

И если в теории некачественный фотобаш может ввести неискушённого в искусстве зрителя в заблуждение, то коллеги-художники и другие профессионалы из индустрии никогда не купятся на подобные уловки.

Не забывайте, что фотобаш — это всего лишь инструмент для выполнения той или иной задачи, требующий вдумчивого подхода.

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована