Почему провалилась Vampire: The Masquerade — Bloodlines?
Разбираемся в причинах неудачи культовой игры про вампиров.
официальный арт к игре Vampire: The Masquerade — Bloodlines / Troika Games
16 ноября 2004 года вышла Vampire: The Masquerade — Bloodlines, созданная студией Troika Games. Эту компанию в 1998 году основали три выходца из Black Isle Studios, работавшей под эгидой издателя Interplay: Леонард Боярский, Тим Кейн и Джейсон Андерсон. В основном троица была известна участием в разработке первой части культовой Fallout.
Bloodlines вышла в один день с Half-Life 2 — одной из главных игр 2000-х. Кроме даты релиза, эти проекты объединил и движок Source, недавно созданный компанией Valve. Новый неосвоенный инструментарий, огромные амбиции разработчиков, баги на релизе и неудачное время выхода привели к очень скромным продажам в 72 тысячи копий и низкой выручке в 3,4 млн долларов.
Со временем Vampire: The Masquerade — Bloodlines приобрела культовый статус — фанаты доделывают игру самостоятельно и выпускают патчи до сих пор. Разбираемся, почему у игры, которая так полюбилась игрокам, сложилась столь незавидная судьба.
Сложные условия работы с движком Source
Сейчас условно-бесплатные движки с подробными инструкциями и доступной поддержкой популярны в геймдеве. В первую очередь речь идёт о Unity и Unreal Engine. В начале ХХ века открытый для разработчиков движок был в новинку.
Troika Games разрабатывала Bloodlines с ноября 2001 года. Новый движок, код и инструменты были не до конца освоены даже самой Valve, которая Source и создала. Компания Гейба Ньюэлла доделывала движок параллельно с разработкой Half-Life 2. А Troika Games работала с совершенно незнакомым кодом и инструментарием. К тому же у студии был только один источник поддержки в лице Valve, а самому движку не хватало документации.
Не все инструменты корректно функционировали — например, редактор Faceposer для создания мимики, скелетной анимации и хореографии для скриптовых сцен заработал только в начале 2004 года. Подробнее про технологию Valve мы рассказывали в отдельной статье.
Несмотря на технические сложности, даже на релизе Bloodlines выдавала красивую картинку. В игре было параллаксное текстурирование, попиксельное затенение, реалистичная анимация движений и мимики. Тем не менее в сравнении с Half-Life 2 игра Troika всё-таки проигрывала в графике, к тому же она не могла похвастаться продвинутой физикой.
Амбиции Troika Games
Масштаб игры и высокие амбиции студии сформировались ещё при выборе сеттинга. Часть вымышленной вселенной World of Darkness — настольная Vampire: The Masquerade — сыграла важную роль в развитии жанра ролевых игр. Она стала первой настолкой, где главные герои — плохие парни. Те, с кем в других играх обычно сражаются центральные персонажи.
Важная черта этой настольной RPG — необходимость противостоять не только врагам, но и внутреннему зверю, к тому же по правилам игроку необходимо пить кровь. Оригинальная настольная игра вышла в 1991 году. RPG тех лет меняли подход к изображению персонажа: не менее важным, чем действия вашего персонажа, в «Вампирах» стало то, за кого вы играете. Геймдизайнеры стремились изобрести не только физическую реальность, но и психологический и социальный портрет героя.
Troika пыталась перенести опыт настолки в компьютерную RPG. Впоследствии Vampire: The Masquerade — Bloodlines приобрела культовый статус во многом благодаря сюжету, грамотно прописанным персонажам, подаче и увлекательным квестам.
В видеоигру из настольной версии Troika перенесла семь кланов с уникальными способностями. Bloodlines планировали крайне нелинейной игрой с упором на отыгрыш роли: NPC по-разному реагировали на героя в зависимости от репутации клана, к которому принадлежит игрок. Также о нелинейности говорят и пять возможных концовок.
Troika хотела объединить элементы классической компьютерной ролевой игры с геймплеем шутера от первого лица. Стелс, рукопашный бой и перестрелки, вариативность прохождения — удачная реализация всех этих компонентов позволяет причислить Vampire: The Masquerade — Bloodlines к иммерсивным симуляторам. Мы уже рассуждали о сложностях жанра в отдельной статье.
О непомерных амбициях разработчиков свидетельствуют планы на мультиплеер, который в итоге вырезали.
«Масштаб игры был раздут. А когда игра должна уметь всё, то, скорее всего, большая часть этого будет реализована плохо. Так бывает, когда дизайнеры задирают планку и не готовы вовремя отказаться от части идей. Или когда слишком много пообещали издателю. Например, реализовать подкрадывание и рукопашный бой в FPS, то есть адаптировать один тип геймплея к совершенно другому игровому жанру и интерфейсу. Такие фичи тянут за собой уйму дополнительных сложностей: новые анимации, дизайн и AI. И с ходу даже не понять, сколько времени уйдёт на создание прототипа и его доработку».
Брайан Митсода,
нарративный дизайнер Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Неудачное время выхода
В дополнение ко всем проблемам к провалу игры привели и странные решения издателя Activision — Bloodlines выпустили без рекламной кампании. Изначально, в феврале 2004 года, выпуск вампирской RPG был запланирован на весну 2005-го.
Позже релиз перенесли на более ранний срок: Activision решила выпустить игру в один день с Half-Life 2 — 16 ноября 2004 года. Если посмотреть на календарь релизов, становится ясно, что у ролевой игры про вампиров практически не было шансов на фоне других крупных релизов того времени.
GTA: San Andreas — 26 октября.
Halo 2 — 9 ноября.
Need for Speed: Underground 2 — 9 ноября.
Metroid Prime 2: Echoes — 15 ноября.
Half-Life 2 — 16 ноября.
Vampire: The Masquerade – Bloodlines — 16 ноября.
Call of Duty: Finest Hour — 16 ноября.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater — 17 ноября.
Недавний удачный пример того, как НЕ нужно сталкивать игры лбами, — релиз Valheim. Её разработчики, студия Iron Gate, перенесли игру с декабря на февраль из-за релиза Cyberpunk 2077. Valheim стала неожиданным хитом во многом из-за удачной даты выхода — в феврале 2021 года было мало громких релизов. Мы писали про эту игру подробнее в отдельном материале.
Недоделанная версия на релизе
Vampire: The Masquerade — Bloodlines находилась в разработке три года, когда издатель поставил Troika ультиматум: игру доделают за несколько месяцев или не выпустят вовсе. Новость о смене дня релиза датируется 10 ноября — то есть за неделю до выпуска.
«Нам сказали, что мы должны завершить игру в течение нескольких месяцев. Мы знали, что это приведёт к кранчам. В тот момент было очевидно, что наша игра больше не выглядит для издателя важным проектом».
Брайан Митсода,
нарративный дизайнер Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Игра вышла с многочисленными багами, некоторые не позволяли даже пройти Bloodlines до конца. Разработчикам пришлось вырезать часть контента, из-за чего ближе к финалу в «Вампирах» становится гораздо больше экшена, чем в первой половине игры, и провисают сюжетные линии.
Проклятье добралось и до сиквела
Продолжение вампирской RPG анонсировали в 2019 году, издателем выступила Paradox Interactive, а за разработку взялась студия Hardsuit Labs. Действие второй части планировалось перенести в Сиэтл, а геймплей, судя по трейлерам и обещаниям авторов, должен был стать ещё более иммерсивным.
Летом 2020 года команду Bloodlines 2 покинули ключевые сотрудники, релиз перенесли на 2021 год. Затем студию Hardsuit Labs сняли с разработки проекта, и Paradox передала игру другой команде, название которой пока не раскрывается. Сейчас у продолжения нет даты релиза.
Как в случае с первой игрой, часть созданного контента просто выбросили. Сценарист Крис Авеллон, известный по RPG студий Interplay, Black Isle, Obsidian и Owlcat Games, работал над Bloodlines 2 два с половиной года. Он ушёл из проекта в 2018 году после истечения контракта. Судя по статье Авеллона, Hardsuit Labs не использовала ничего, что сценарист написал для ролевой игры.
«Даже если бы я знал, что все мои труды будут потрачены впустую, я бы всё равно писал, хотя эту часть своей жизни мне уже не вернуть. Слишком сильно зацикливаться на этом не стоит. Работал я и над проектами, где выбрасывали намного больше… »
Крис Авеллон,
сценарист Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2
Почему закрылась Troika Games?
Несмотря на все сложности, первая Bloodlines стала культовой игрой. Фанатское сообщество живо до сих пор, энтузиасты самостоятельно доделывают игру и выпускают патчи.
Bloodlines выделяется увлекательным сюжетом и большим простором для отыгрыша роли — чего стоят только диалоги, наполненные чёрным юмором и позволяющие манипулировать NPC с помощью навыков запугивания, убеждения и соблазнения.
Ирония судьбы в том, что Troika Games выпустила только три игры. Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura вышла в 2001 году, издателем выступила Sierra On-Line. Продажи игры тиражом в 234 тысячи копий помогли выручить 8,8 млн долларов.
Следующая ролевая игра — The Temple of Elemental Evil — вышла в 2003 году, издатель — Atari. Всего купили 128 тысяч копий, выручка составила 5,2 млн долларов. Студия Troika показывала отрицательную динамику — каждая последующая игра продавалась хуже предыдущей. Vampire издавала Activision, игра принесла издателю прибыль в 3,4 млн долларов.
Каждая из этих RPG была хорошо принята критиками, но не принесла достаточного для выживания студии дохода. Что примечательно, с каждой новой игрой издатель менялся.
В феврале 2005 года Troika Games закрылась. Низкие продажи и репутация студии, выпускающей забагованные релизы, усложнили поиск финансирования для следующих проектов.
Тем не менее франшиза Vampire: The Masquerade продолжает жить. И хотя статус Bloodlines 2 неясен, в сентябре 2021 года вышла королевская битва Bloodhunt — условно-бесплатная игра, соблюдающая все законы жанра, но не позволяющая насладиться атмосферой настольной игры — прародителя.
«Я призываю отказываться от фич, которые нереально воплотить в срок. Отбросить часть идей — значит успеть довести до ума самые важные и не раздуть работу для остальных членов команды. К сожалению, слишком многие в гейм-индустрии не могут этого понять. Особенно не повезло ролевым играм: их издатели и фанаты привыкли, что геймплей длится от пятидесяти часов до миллиона, — а длинную игру почти невозможно хорошо проработать».
Брайан Митсода,
нарративный дизайнер Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Остаётся только мечтать, что было бы с Troika Games, если бы вампирская RPG вышла весной 2005 года, как это и планировалось. Может быть, мы и сами живём в мире Маскарада и вампиры просто не хотят, чтобы смертные узнали эту горькую правду?