Геймдев
#статьи

Секрет успеха Valheim. Сеттинг, жанр, механики или всё вместе?

Разбираемся в причинах популярности «викингского» симулятора выживания.

Valheim вышла в «раннем доступе» 2 февраля. Меньше чем за месяц игра продалась тиражом в пять миллионов копий и оказалась в топ-50 лучших игр Steam за всё время.

Разработчики — лишь пять человек из шведской инди-студии Iron Gate. Издателем выступила другая студия из Швеции, специализирующаяся на инди, — Coffee Stain Studios, известная по разработке Goat Simulator.

Мы решили разобраться, какие решения разработчиков привели «песочницу» про викингов к такому невероятному успеху.

Микс жанров

Valheim — кооперативный симулятор выживания в открытом мире с элементами RPG. Одна из главных причин интереса игроков к нему — простой в освоении, но при этом глубокий геймплей.

«Изначально мы представляли геймплей Valheim как микс из сбора ресурсов и строительства наподобие Terraria, линейной прогрессии из The Legend of Zelda и жёстких, зачастую несправедливых боевых ситуаций из Dark Souls».

Хенрик Торнквист,

один из основателей Iron Gate Studios

В системах выживания и крафта Valheim отходит от канонов жанра. Свойственную подобным играм рутину разработчики упростили — ремонт оружия, инструментов и доспехов не требует ресурсов, достаточно иметь под рукой верстак. Valheim своими упрощёнными механиками выживания подталкивает исследовать мир.

Построенные конструкции со временем разрушаются, к тому же враги постоянно нападают на стены и мебель, построенные игроком. Но и ремонт базы не требует расхода древесины и железа. К тому же, если игрок снесёт свою базу, все ресурсы вернутся в инвентарь. Это может быть удобно при рейде на новые территории — заново собирать ресурсы на постройку не придётся.

Проект Iron Gate стремится развлечь, а не передать сложный опыт выживания. Викингам нужна еда — но только для усиления характеристик, а не для спасения от голодной смерти. Игрок может есть до трёх разных продуктов, их эффекты суммируются. Таким образом, еда в Valheim — не постоянное условие, необходимое для прохождения, а способ подготовиться к исследованию новых опасных областей.

Никто не отменял сбор ресурсов в Valheim, но и здесь разработчики подталкивают внимательно изучать мир. Расположение ресурсов подчиняется правилам: например, кремень можно найти только рядом с водой. Если игрок запомнит эти правила, он сможет собирать ресурсы быстрее. А NPC располагаются по зонам: олени водятся в биоме, где много лугов, а скелеты появляются возле погребальных камер.

Новые рецепты для крафта получить тоже несложно, для этого надо найти один из ингредиентов — в начале игры, подняв камень, игрок разблокирует дубину, каменный топор и молот. И так далее, вплоть до самых сложных рецептов. Такой подход создаёт цикл, в котором исследование вознаграждается.

Зачастую в других подобных играх крафт сводится к скучному и долгому гринду ресурсов. В игре Iron Gate прогресс игрока завязан на поиске новых ресурсов, которые открывают дополнительные возможности для крафта. Главная же цель чётко обозначена с самого старта — победить пять боссов. Для этого необходимо найти способ их вызвать и сделать лучшее оружие.

Игра начинается в простой локации, где игроки проходят обучение. Игровой цикл ограничивается целью — победить первого босса, Эйктира. Обучаясь охоте и изучая уровень, игрок получает новые ресурсы и, соответственно, рецепты для крафта. Со временем игрок обнаруживает возможность построить верстак и обустроить базу. Верстак позволяет создавать оружие для победы над боссом. А после победы над ним игрок получает рецепт нового инструмента и возможность добывать новые ресурсы.

Трейлер запуска «раннего доступа» Valheim

Все детали связаны между собой, после очередного достижения следующая цель сразу же понятна. Достаточно изучив локацию, виртуальные викинги отправляются покорять новые земли. Их в игре предостаточно — сейчас «песочница» состоит из пяти биомов, каждый последующий оказывается сложнее предыдущего. К тому же большой мир Valheim процедурно генерируется на каждом сервере. Кстати говоря, если вам интересно разобраться, как работает процедурная генерация в играх, — в нашей статье есть подробный разбор алгоритмов, создающих миры.

«Почему в Valheim такая большая карта? В первую очередь речь идёт о самом путешествии, а не о том, чтобы добраться до пункта назначения. Кроме того, Iron Gate — большие поклонники The Elder Scrolls II: Daggerfall, мы выпили много пива, превознося достоинства этого огромного белого кита».

Хенрик Торнквист,

один из основателей Iron Gate Studios

The Legend of Zelda также вдохновила разработчиков на создание систем, основанных на физике. Игрок обнаруживает, что его базу необходимо обогревать, а для этого в доме нужно не только развести огонь, но и построить дымоход.

За счёт физического движка в Valheim весело даже рубить деревья, ведь они могут упасть на неудачливого викинга или на противника, нанеся урон, — так окружение можно использовать и в бою.

С самого старта игроки замечают белые полосы в воздухе — на первый взгляд это всего лишь красивые эффекты, но и здесь Iron Gate удивляет. Полосы определяют направление ветра, а персонаж, в свою очередь, обладает запахом. Животные, особенно олени, чувствуют запахи, во время охоты необходимо учитывать, куда дует ветер. Если игрок идёт против ветра, его запах уносит от жертвы — охота заканчивается успехом.

Помимо этого, ткань развевается по всем законам физики, а для путешествия по океану нужно использовать ветер, чтобы наполнить паруса.

Совместные приключения

Физика игры позволяет создавать свои сценарии. Представьте, викинги дождались окончания шторма, починили плот, запаслись на несколько дней едой, оружием и ресурсами для строительства временной базы и отплыли в поисках неизведанных земель. Что произойдёт дальше? Например, во время плавания легко встать на мель, придётся всем вместе толкать посудину, которая тоже работает по законам физики.

Игрок может исследовать мир Valheim в одиночку или с девятью друзьями. В однопользовательском режиме игра медленнее и медитативнее. В кооперативе игроки быстрее строят базы, а совместные экспедиции в новые биомы передают дух приключений.

«Многопользовательский режим в большинстве „выживалок“ ограничен четырьмя игроками. Сделав кооператив на десять человек, мы просто хотели привлечь больше людей. Ведь чем больше, тем лучше, верно? Десять викингов в лодке прокладывают себе путь сквозь суровые штормы, чтобы найти новый берег для набега, встречают чужую дикую природу и опасности! Это что-то вроде „сценария мечты“ Iron Gate, который во многом повлиял на развитие Valheim».

Хенрик Торнквист,

один из основателей Iron Gate Studios

Точки интереса, которые встречаются на пути игроков, могут быть самыми разными

«В нашем открытом мире найдётся место загадкам. Мы оставляем некоторые вопросы без ответа. Например, многие удивляются загадочному силуэту, который периодически появляется и исчезает, и ни у кого из игроков не получается с ним взаимодействовать. Мы внесём ясность в подобные истории со временем, но некоторые вещи должны оставаться загадочными. Мне кажется, веселее, если игроки смогут найти свою личную интерпретацию подобной мистике и значению этих явлений».

Хенрик Торнквист,

один из основателей Iron Gate Studios

Хотя игра не делает упор на битвы между викингами, режим PvP можно включить одной кнопкой на экране инвентаря. Игроки этой возможностью активно пользуются — даже собирают целые турниры.

Популярный сеттинг

Разработка текущей версии Valheim заняла около двух с половиной лет. На момент выбора сеттинга в медиасреде была популярна тематика скандинавской мифологии. В 2018 году вышла God of War, а сериал «Викинги» занимал топы телеканалов и онлайн-кинотеатров.

На момент релиза в «раннем доступе» интерес аудитории к скандинавской мифологии подкрепил выход Assassin’s Creed: Valhalla осенью 2020 года. Сыграл свою роль и контраст с новой частью AC — инди от Iron Gate проще, душевнее, «ближе к народу». Разработчики явно не ставят себе планов сделать конвейер из симуляторов выживания или ввести микротранзакции и лутбоксы.

Возможности для творчества

Игру Iron Gate часто сравнивают с Minecraft. Суперпопулярная франшиза захватывает игроков практически неограниченными возможностями творчества. Спустя полтора месяца в «раннем доступе» Valheim в этом смысле тоже есть чем похвастаться.

Игроки уже успели построить виртуальную копию собора Парижской Богоматери.

На одном из серверов строится город в японском стиле.

Виртуальная башня Саурона — куда же без «Властелина колец»?

Атмосферная музыка

Музыкальное сопровождение Valheim отлично вписывается в игровой процесс и не надоедает даже спустя много часов, проведённых в игре.

«Музыку написал очень талантливый музыкант Патрик Ярлестам. Мы довольно тесно работали с ним, чтобы получить нужный звук. У нас были очевидные точки вдохновения, такие как The Legend of Zelda: The Wind Waker, — для „парусной“ музыки это настоящий золотой стандарт. В целом мы просто хотели „викингского“ звука, но без сильного уклона в фолк-музыку. Valheim вдохновлён скандинавской мифологией, но напрямую с ней всё же не связан. Поэтому мы чувствовали, что небольшая свобода в музыкальном стиле идеально впишется в игру».

Хенрик Торнквист,

один из основателей Iron Gate Studios

Доступность

Графика игры вызывает ностальгию, особенно у любителей RPG первой половины нулевых. К тому же сейчас популярна намеренно упрощённая ретро-графика в духе первой PlayStation. Из-за такого подхода Valheim отлично работает на слабых компьютерах — и это ещё одна из причин популярности.

Графика удачно сочетает реализм и стилизацию. Персонажи выглядят крайне просто, окружающая среда — например, вода — нарисована реалистично. Поэтому одним из любимых занятий в Valheim у многих становятся морские путешествия. К тому же современные эффекты и освещение создают красивые дальние планы и пейзажи, а комбинированный эффект разных стилей запоминается.

Помимо доступных системных требований, в игре удобное управление, ненавязчивое и понятное обучение, многие механики просты в освоении — Valheim крайне дружелюбна к игрокам с первых минут.

«Я люблю жанр „выживалок“. Сам до конца не понимаю их формулу успеха. Думаю, тут сочетание факторов. Малый вес игры, отсутствие критических багов, хорошая цена. Игра достаточно проста в освоении, и в ней гринд не так сильно выражен за счёт оптимизации механик ремонта и крафта. Вероятно, и сеттинг сделал своё дело. Всё-таки тема викингов сейчас популярна, а Assassin’s Creed: Valhalla подогрела интерес».

Левон Цатуров,

руководитель проекта Age of Silence и ветеран исторической реконструкции раннего Средневековья

В игре много контента, но она занимает всего один гигабайт на жёстком диске. В «раннем доступе» уже есть пять из планируемых девяти биомов, около трёхсот предметов для крафта и больше ста различных объектов для строительства базы.

«Поверьте, для меня как для разработчика один гигабайт — это не так уж мало. Главная причина такого объёма — в том, что в игре нет кат-сцен и озвученных диалогов. Обычно именно они занимают больше всего места. Конечно, есть и другие причины: мало полигонов, низкое разрешение текстур, ограниченное число ассетов, на которых построена каждая локация. Они могут выглядеть по-разному, однако уникальных элементов не так много, и это также сыграло важную роль в том, что Valheim укладывается всего в один гигабайт. Плюс у нас процедурно генерируемый мир, создание которого не требует много места на жёстком диске».

Хенрик Торнквист,

один из основателей Iron Gate Studios

Трейлер-презентация Valheim на PC Gaming Show 2020

Valheim стоит в Steam 435 рублей. Доступная цена делает игру по-настоящему «народной». Такое стремление предоставить большому количеству игроков возможность играть не может не подкупать.

«Игра не претендует на многое — и в этом её прелесть. Сочетание приятной медитативной музыки, удобной системы крафта и строительства, плюс мультиплеер, плюс приемлемая цена, ещё и достаточно популярный в играх скандинавский сеттинг, — это всё, что нужно для счастья игрока».

Сергей Гиммельрейх,

основатель студии ORC WORK

Кроме того, команда всего из пяти человек сделала игру в раннем доступе практически без багов. Важную роль в столь удачном запуске сыграла открытость разработки и регулярный фидбэк от игроков.

«У нас был довольно открытый диалог с сообществом на протяжении большей части разработки Valheim, у нас есть несколько игроков, которые были с нами со времён альфы. Сообщество сильно повлияло на развитие игры. Мы не только реализовали множество хороших идей от фанатов, но также изменили и доработали большинство функций на основе их отзывов».

Хенрик Торнквист,

один из основателей Iron Gate Studios

Не исключено, что успех Valheim обусловлен и множеством других причин. Так, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что начало 2021 года оказалось бедным на новые игры и многие увидели в проекте Iron Gate отличную возможность занять время, которое в ином случае ушло бы на другие релизы. Выход текущей версии игры изначально был запланирован на декабрь, причиной переноса стал выход Cyberpunk 2077 — всё сложилось крайне удачно для шведской инди-студии.

Так или иначе, факт остаётся фактом: Valheim — крайне популярна, и никак нельзя сказать, что эта популярность начнёт угасать в ближайшее время. Судя по всему, игру ждёт большое будущее — особенно если её разработчики будут с умом развивать мир, созданный на основе скандинавских мифов.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована