Геймдев
#статьи

Кто такой 3D-моделлер и чем он занимается

С чем придётся столкнуться начинающим специалистам при выборе этой профессии.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

3D-моделирование активно задействовано во всех сферах, где используются цифровые технологии, — от индустрии развлечений до научных исследований. И созданием вымышленных или реальных трёхмерных объектов на экране занимается 3D-моделлер. В этом материале редакция «Геймдев» Skillbox Media разбирается в тонкостях этой профессии.

Содержание

Кто такой 3D-моделлер и чем он занимается

3D-моделлер — это специалист, который создаёт трёхмерные объекты (в рамках компьютерной графики их часто называют ассетами), проводя различные манипуляции с полигональной сеткой в приложениях для 3D-моделирования. Как правило, сначала он формирует основу будущего объекта с помощью примитивов, а затем усложняет его структуру, добавляя более мелкие детали.

Сама область 3D-моделирования многогранна, и дизайн будущих объектов ограничивается лишь фантазией и техническим заданием. В теории можно создать всё что угодно: модели мебели, зданий, транспорта, оружия, ландшафта, растений, персонажей и другие объекты. Готовый контент используется в статичных рендерах, приложениях, анимациях или в качестве дополнения к основному видеоряду.

3D-моделлера иногда называют 3D-художником (3D-artist). На самом деле эти понятия схожи и часто считаются синонимами. Тем не менее на практике обязанности этих специалистов немного различаются.

Работа 3D-моделлера больше сфокусирована на создании определённой структуры объекта в соответствии с технической спецификацией. 3D-художник тоже уделяет большое внимание этому этапу, но в процессе больше задействует свои творческие навыки, стараясь воплотить оригинальный замысел и видение образа в соответствии с изначальной концепцией.

В крупных студиях 3D-моделлеры и 3D-художники тесно взаимодействуют друг с другом, имея совместный доступ к файлам моделей и их компонентам. На разных стадиях пайплайна они могут работать над контентом по отдельности. А в небольших студиях 3D-моделлер и вовсе может выполнять обязанности 3D-художника.

Уже на ранних этапах становления карьеры 3D-моделлеру необходимо определиться с направлением, в котором он хочет развиваться. Например, различают органическое моделирование (Organic) и моделирование твёрдых поверхностей и тел (Hard Surface). Для первого варианта характерны плавные формы, которыми наделены объекты природного происхождения — животные, люди, растения и другие сущности, в том числе вымышленные. В Hard Surface преобладает чёткая геометрия, формирующая визуальную жёсткость. Этот подход используют для моделирования различных устройств, транспорта, оружия и других конструкций.

В каких сферах востребованы
3D-моделлеры

Киноиндустрия. В настоящее время создание персонажей, окружения и других 3D-объектов требуется в контексте не только анимационных фильмов, но и кинокартин с живыми съёмками. Благодаря компьютерной графике можно воссоздать вымышленную среду или образы персонажей, сохраняя при этом реализм.

К тому же 3D-модели необходимы и для другой, не менее важной стадии кинопроизводства — превизуализации, или превиза. Правда, в этом случае к качеству 3D-моделей не выдвигают высоких требований, ведь эти ассеты используют как основу для черновой версии будущего фильма. Такой подход позволяет режиссёрам протестировать тайминг, композицию, ракурсы, движения актёров и другие важные детали сцен ещё до начала съёмок.

Сверху — один из превизов к анимационному эпизоду из фильма «Мистер Джангл и рождественское путешествие», снизу— оригинальный кадр
Изображение: Framestore

Разработка игр. Для оформления видеоигр с 3D-графикой требуется большое количество разнообразных ассетов окружения, пропсов и персонажей. Сложность их выполнения во многом зависит от визуального стиля будущего проекта. Но в любом случае весь созданный контент подлежит оптимизации, чтобы обеспечить максимальную производительность игры на всех заявленных платформах.

Модель Лары Крофт для ключевых артов к игре Tomb Raider 1–3 Remastered
Изображение: Konrad Majewski / ArtStation

Телевидение. 3D-моделлер участвует в подготовке цифровых презентаций объектов, персонажей и окружения, которые в дальнейшем появляются в заставках телепередач или на экранах в студии.

Маркетинг и рекламные материалы. Большинство рекламных роликов и маркетинговых материалов создаются с помощью компьютерной графики, поэтому использование 3D-моделей в таких форматах не редкость. В пример можно привести рендеры из рекламных каталогов или анимации.

Архитектура, строительство и дизайн интерьеров. Задача 3D-моделлера — создать объекты в соответствии с проектом заказчика для будущих визуализаций, а возможно, и виртуальных туров в 3D. Подобный контент позволяет потенциальным покупателям и инвесторам оценить преимущества объекта ещё до начала работ.

Научно-исследовательские лаборатории и институты. Моделирование объектов для презентаций различных концепций и прототипов в области медицины, биологии, астрономии и других наук.

Лёгкая и тяжёлая промышленность. Электроника, машиностроение, производство различных изделий всегда нуждаются в процессе прототипирования новых деталей, задействуя при этом 3D-графику. Не говоря уже о том, что в настоящее время многие детали и компоненты изготавливают на 3D-принтерах.

Из этого следует, что в настоящее время профессия 3D-моделлера востребована во многих сферах, и специалист может выбрать именно ту область, в которой он хочет развиваться.

Что должен знать и уметь 3D-моделлер

Наличие профильных технических навыков. Нужно иметь представление о различных техниках моделирования — полигональном моделировании, скульптинге, NURBS-моделировании, процедурном методе и так далее. У каждого подхода есть свои преимущества и недостатки, и специалист должен знать, как и в каком случае воспользоваться той или иной техникой, чтобы получить желаемый результат.

В зависимости от специфики рабочего процесса специалиста могут задействовать не во всех операциях (особенно, если над одной моделью работают несколько человек). Тем не менее он должен знать все этапы, сопровождающие пайплайн 3D-моделирования, — построение топологии объекта, формирование UV-развёртки, создание текстурных карт и материалов, а также побочные процессы, включая риггинг и настройку освещения.

Уверенное владение специализированным ПО. Конкретные рекомендации по выбору той или иной программы дать невозможно, так как идеального софта для 3D-моделирования не существует. Разумеется, в индустрии наблюдается тенденция считать 3ds Max, Maya и ZBrush стандартом индустрии, а Blender и 3DCoat — инструментом для фрилансеров. Но всё это достаточно условно, так как выбор в пользу той или иной программы делает сам специалист, исходя из своих навыков, бюджета и стандартов заказчика.

Поэтому на старте карьеры 3D-моделлеру необходимо ознакомиться со спецификой каждого приложения и выбрать связку из нескольких программ для комфортной, но в то же время эффективной работы. Ниже можно ознакомиться с обзорами нескольких популярных программ для 3D-моделирования.

Понимание специфики игровых движков. Даже если разработка игр вам не близка, стоит учитывать, что в настоящий момент игровые движки используют как основу и для неигровых проектов во многих сферах, перечисленных выше. Поэтому знание технических характеристик Unreal Engine, Unity или Unigine (и их ограничений) будет большим преимуществом.

Режим моделирования в Unreal Engine 5
Скриншот: Unreal Engine

Знание основ анатомии и конструирования, готовность применять их на практике. Визуальный образ, созданный нашим воображением, не так просто воплотить в 3D без понимания построения формы. К тому же, как уже упоминалось ранее, в категориях Organic и Hard Surface совершенно разный подход к моделированию. Например, чтобы делать модели людей или животных, необходимо знать основы академической скульптуры, а для создания уникального окружения или устройств пригодятся навыки архитектора или инженера-конструктора.

Это не значит, что нужно обязательно быть выпускником профильного вуза, чтобы стать хорошим 3D-моделлером (хотя многие известные 3D-художники и моделлеры действительно имеют архитектурный или художественный бэкграунд). Но без знания основ профильных дисциплин невозможно освоить принципы построения 3D-объектов с комплексной структурой.

Готовность учиться новому. Несмотря на то, что в некоторых сферах, например в промышленном производстве, процесс 3D-моделирования стандартизирован, цифровая среда постоянно развивается. Можно вспомнить текущую популярность нейросетей и их применение в различных областях компьютерной графики. И сам подход к техникам 3D-моделирования со временем меняется.

Чтобы быстро адаптироваться к изменениям в рабочем процессе, к прогрессу нужно быть готовым. Необходимо регулярно совершенствовать приобретённые навыки, тем самым повышая свою эффективность. В противном случае вам будет сложно конкурировать с другими специалистами на рынке труда.

Понимание стиля, дизайна и общей эстетики, а также насмотренность. Эти качества необходимы для создания цельных и гармоничных образов в 3D, особенно если специалист выполняет обязанности 3D-художника. Некоторые компании упрощают эту задачу своим сотрудникам, создавая специальные таблицы с указанием общих требований к визуальному стилю проекта, так как любой образ можно воплотить совершенно по-разному.

Коммуникативные навыки. Во время работы вам придётся взаимодействовать с другими 3D-моделлерами, 3D-художниками, техническими художниками, арт-директорами, аниматорами, дизайнерами уровней, программистами, руководителями проекта и, конечно же, заказчиками (если выберете путь фрилансера). Поэтому вы должны уметь чётко и вежливо доносить свои идеи до коллег и адекватно воспринимать обратную связь.

Умение находить выход из непредвиденной ситуации. Само по себе 3D-моделирование — достаточно сложный процесс, во время которого нередко возникает ряд технических проблем, багов и ограничений. И порой для устранения недочётов вам придётся искать нестандартные решения. В этом случае как раз пригодится навык изучения и применения альтернативных техник, упомянутых выше. Также 3D-моделлеру потребуется ряд гибких навыков.

Планирование рабочего процесса. Очень важно организовать работу, соблюдая сроки производства, особенно если они сжаты.

Как стать 3D-моделлером

Путь 3D-моделлера мало чем отличается от других смежных профессий. И он тоже состоит из нескольких этапов.

Изучение основ моделирования в специализированных программах. На этой стадии вы осваиваете различные операции, подбираете софт для 3D-моделирования и, исходя из преимуществ и недостатков каждого приложения, постепенно вырабатываете удобную для себя связку из необходимых операций.

Практика и формирование портфолио. Во время практики можно и нужно экспериментировать с техниками, а также консультироваться с более опытными профессионалами. И наконец, определиться с направлением и стилем, чтобы создавать работы, по которым можно оценить ваш потенциал и видение. Большим плюсом станет сотрудничество с небольшой инди-командой энтузиастов. Вы можете помочь им в создании 3D-моделей для проекта в обмен на упоминание и пополнение портфолио. Подобные предложения часто встречаются в тематических группах инди-разработчиков.

Среди самых популярных ресурсов для размещения портфолио 3D-моделлера можно выделить ArtStation, Behance и Sketchfab. Не стоит забывать и о публикациях в соцсетях: чем больше людей заметит ваши работы, тем больше шансов выйти на заказчиков.

При поиске 3D-моделлера потенциальный работодатель или заказчик обращает внимание в первую очередь на то, как специалист работает с топологией и оптимизацией полигональной сетки, UV-развёрткой, текстурированием и уровнями детализации (при наличии). Поэтому, помимо эффектных рендеров, в портфолио должны присутствовать дополнительные материалы с этими данными.

К слову, не все 3D-моделлеры обязательно работают в студиях или компаниях. Специалист вполне может развивать карьеру фрилансера, работая удалённо. К тому же в настоящее время существует большое количество маркетплейсов, где можно продавать ассеты. Но конкуренция на этом рынке тоже велика, поэтому загружаемый контент должен быть качественным, оптимизированным и уникальным.

Сохранение конкурентоспособности. Как уже упоминалось ранее, мир 3D-графики стремительно развивается. Даже получив работу мечты, необходимо постоянно совершенствовать свои техники и учиться новому.

Где учиться на 3D-моделлера

Здесь всё зависит от вашего желания и бюджета. Например, в сфере игровой индустрии и кинопроизводства работодателей интересуют в первую очередь не корочки, а практические навыки, которые необходимо продемонстрировать в портфолио или в тестовом задании. Тем не менее существует несколько вариантов обучения профессии 3D-моделлера. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Очное обучение в вузах и колледжах или очные курсы. В некоторых учебных заведениях доступны профильные программы обучения профессии 3D-художника, в рамках которых учащимся преподают основы 3D-моделирования и смежные дисциплины. После окончания обучения обычно присваивается квалификация «Дизайнер».

Фото: SviatlanaLaza / Shutterstock

Также существуют профильные курсы со смешанной формой обучения (очное и онлайн) на протяжении двух лет. Программа достаточно насыщенная и охватывает все необходимые области 3D-моделирования.

Стоимость обучения в подобных заведениях довольно высока. Но инвестиции в образование могут стать дополнительной мотивацией построить карьеру в этой сфере.

Онлайн-курсы на образовательных платформах. Как правило, расценки на подобный формат обучения ниже, а сама программа рассчитана на людей без особой подготовки. Учащийся получает набор теоретических материалов, которые должен изучить самостоятельно, а сами занятия больше сфокусированы на практике, что позволяет в кратчайшие сроки собрать базовое портфолио. На вебинарах кураторы проводят разбор работ учащихся и дают обратную связь с последующими рекомендациями. Некоторые платформы сотрудничают с различными студиями разработки игр, а это значит, что они могут помочь с устройством на работу после обучения.

Недостаток такого формата в том, что подобных платформ слишком много, и перед заключением договора необходимо узнать больше о программе обучения и промониторить отзывы на различных площадках. Лучший вариант — пообщаться с выпускниками курсов лично.

Самообразование. Самостоятельное изучение 3D-моделирования по видеоурокам и руководствам. Этот путь не требует большого бюджета, к тому же сейчас многие специалисты в индустрии делятся своими знаниями и секретами с начинающими абсолютно бесплатно, загружая обучающие видео на YouTube.

Но если в процессе самообучения возникают вопросы по выполнению тех или иных операций — ответы придётся искать самостоятельно в Сети. К тому же стоит следить за датами публикаций тех или иных курсов: ПО обновляется каждый год, и те функции, которые существовали в программе, скажем, пять лет назад, могут утратить актуальность. Ещё один минус самообразования в том, что энтузиазм к обучению со временем может сойти на нет, и придётся искать дополнительные стимулы к мотивации.

Сколько зарабатывает 3D-моделлер

Заработная плата 3D-моделлера во многом зависит от его опыта и сферы деятельности. Также в индустрии существует общепризнанная иерархия карьерного роста, исходя из которой можно примерно спрогнозировать определённые цифры.

Стажёр — специалист, который закончил основной этап обучения и в настоящий момент нарабатывает портфолио. На этой стадии в большинстве случаев его могут взять в инди-проект на добровольных началах или за символическую плату. Иногда встречаются приглашения на стажировку от крупных компаний с перспективой дальнейшего трудоустройства. Подобные вакансии необходимо тщательно проверять: за ними могут скрываться недобросовестные работодатели, которые экономят на рабочей силе, устраивая текучку кадров.

Джуниор (Junior) — специалист с опытом работы от года и небольшим портфолио. Один из самых сложных этапов, ведь не каждая студия готова взять на работу неопытного сотрудника. А учитывая, что в связи с популяризацией сферы IT рынок перегрет выпускниками курсов, — большой конкуренции не избежать. На высокую заработную плату в этом случае тоже рассчитывать не придётся.

Мидл (Middle) — уверенный профессионал, который полноценно задействован в рабочих процессах компании. На сегодняшний день, по данным ресурса «Городработ.ру», средняя зарплата такого сотрудника составляет чуть более 74 тысяч рублей.

Старший, сеньор (Senior) — опытный специалист в области 3D-моделирования, который может контролировать работу мидл-моделлеров. Средняя заработная плата начинается от 140 тысяч рублей и выше.

Ведущий (Lead) — управляющий отделом 3D-моделлеров и 3D-художников. Несёт ответственность за выполнение проектов. Зарплата во многом зависит от студии, но в основном начинается от 200 тысяч рублей и выше.

Примечание

Все приведённые выше цифры достаточно условны, так как экономическая ситуация постоянно меняется. К тому же работодатели часто не указывают информацию о будущей зарплате. Например, если зайти на любой сайт вакансий и набрать в поиске «3D-моделлер», выбрав в настройках фильтра опыт от 1–3 лет, система выдаст длинный список различных вакансий от 30–45 тысяч рублей до нескольких тысяч долларов. Но в большинстве слотов зарплата либо договорная, либо не указана вовсе.

Итог

3D-моделлер — достаточно перспективная специальность, но у профессии есть как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

  • Творческая работа.
  • Востребованность на рынке труда даже в период кризиса. 3D-моделлеры требуются практически в любой сфере — от кинопроизводства до лёгкой промышленности.
  • Возможность работать удалённо.
  • Высокая зарплата (при наличии должной квалификации).
  • С высоким уровнем навыков есть шанс попасть в крупную компанию, в том числе и за рубежом.

Минусы:

  • Профессия требует серьёзных инвестиций. Под ними подразумевается покупка лицензий программ, побочных плагинов и инструментов (при необходимости), мощного железа (для комфортной работы и рендеринга), а также оплата обучения, если путь самообразования вам не близок.
  • Большая конкуренция на рынке труда, особенно в начале карьеры. Индустрия быстро развивается, поэтому необходимо постоянно учиться новому и осваивать нишевые специализации.
  • Требуется стрессоустойчивость. Создание 3D-моделей — сложный и кропотливый процесс, во время которого исполнителю часто придётся сталкиваться с большим количеством правок от заказчика и адаптироваться к сжатым срокам.

Независимо от того, в какой сфере вы хотите развиваться как 3D-моделлер, стоит помнить, что достичь высот в этой профессии не так легко и могут потребоваться годы практики. С другой стороны, 3D-моделирование — это не просто манипуляции с полигонами, а воплощение новых идей в жизнь. И чтобы выполнять даже сложные задачи и не выгореть, вы должны быть одержимы страстью к искусству и технологиям.

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована