Геймдев Кино и музыка
#статьи

Как стать хорошим актёром озвучки игр — советы профессионалов

Когда просто хорошего голоса мало.

Westend61 / Getty Images

Работа актёров озвучки давно стала важной частью разработки игр. Даже она одна способна превратить обычные истории в поистине незабываемый опыт. Со стороны может показаться, что это работа мечты, позволяющая быть самому себе начальником и участвовать во множестве интересных проектов. И пускай многие актёры озвучивания и правда любят свою работу, на самом деле она более рутинна, чем можно представить.

Подробно в вопросах озвучки игр разобрался сайт Games Industry, пообщавшись с представителями индустрии. Мы адаптировали материал для русскоязычных читателей.

Содержание:


Озвучка игр — это тоже бизнес

«Мне кажется, что моя работа на 20% состоит из исполнения», — шутит Эйми Смит, актриса озвучивания из Австралии. Смит — бывшая учительница начальной школы. Она начала заниматься озвучиванием в 2011 году в качестве хобби, а с 2019 года работает как профессиональная актриса. Она участвовала в разработке таких игр, как Cloudpunk, Smite, Freedom Planet и Mobile Legends.

«В конце концов, это всё равно бизнес. Вы тратите очень много времени, переписываясь с клиентами, обновляя профили на разных сайтах, выставляя счета и занимаясь маркетингом. В этой работе слишком много важных деталей».

Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания

Актёры озвучки видеоигр работают со многими другими разработчиками игр, чтобы оживить происходящее на экране, работая дома или в студиях звукозаписи. Для начала нужно будет найти подходящий проект через прослушивания, а затем обеспечить высокое качество исполнения во время длительных сессий записи. Работа с голосом — комплексный процесс, который может потребовать базовых знаний в области редактирования звука и звукорежиссуры у тех, кто работает в домашних студиях.

Процесс озвучки Марком Хэммилом персонажа Джокера из игры Batman: Arkham Asylum. Кадр: YouTube / Voice Talent — Batman: Arkham City Behind the Scenes Video / GameSpot. Скриншот: игра Batman: Arkham Asylum / Rocksteady Studios

Смит в основном занимается видеоиграми, сессии для которых длятся около двух часов. Проведение одной такой сессии раз в несколько дней оплачивает остальную часть недели, которая уходит на маркетинг и рассылку примерно десяти тестовых заданий в день.

«Приходится постоянно думать: что мне делать дальше? Какое у меня следующее собеседование? Когда следующее прослушивание?»

Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания

Голос Турман звучал в таких играх, как Paladins, My Time at Portia и Paranormal Files: The Tall Man. И она, и Смит с иронией подметили, что работа актёра озвучивания заключается в её постоянном поиске, а сам процесс — приятный бонус.

Однако общий опыт немного отличается для актёров озвучивания в Великобритании, которым чаще заказывают работу по демозаписям, а не по результатам прослушивания. Также актёры озвучки в Великобритании не обязательно работают в домашних студиях, хотя их число увеличилось в связи с пандемией.

Эш Турман и её персонаж Нора в игре My Time at Portia. Фото: официальная страница Эш Турман в Twitter. Изображение: игра My Time at Portia / Pathea Games

Найти работу можно в самых разных сферах. Озвучивание аудиокниг, проекты для дистанционного обучения, озвучивание мультфильмов и аниме — редко бывает, что кто-то из актёров специализируется исключительно на игровой индустрии. Тем не менее, если вы хотите оживить именно игровых персонажей, некоторые правила и нюансы лучше знать заранее.

Какой опыт нужен, чтобы стать актёром озвучивания?

Первоначально сосредоточьтесь на обучении и приобретении опыта

Кирсти Гиллмор — режиссёр озвучки в команде записи диалогов для Baldur’s Gate III компании Larian. Гиллмор советует актёрам совершенствовать свои навыки и набираться опыта, прежде чем вкладывать деньги в дорогостоящее оборудование или домашнюю студию.

«Если вы хотите заняться озвучкой, начните с обучения. Тренируйтесь, чтобы стать актёром, особенно если у вас нет абсолютно никакого актёрского или презентационного опыта».

Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки

Фото: личный архив Кирсти Гиллмор

Также стоит обратить внимание на семинары, любительские театральные или тренировочные группы, где актёры вместе отрабатывают сценарии, — это лишь некоторые примеры вариантов, с которых можно начать. Любой актёрский опыт — хороший опыт. Подойдут даже театральные кружки учебных заведений.

Изображение: официальный арт к игре Baldur’s Gate III / Larian Studios

«Очень хорошо, когда у вас есть что-то вроде коучинга, семинара или индивидуального занятия. Если вы практикуетесь в одиночку, вам некому дать обратную связь о том, эффективно ли то, что вы делаете».

Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания

Научитесь принимать наставления

Выступления с другими людьми дают вам опыт работы под руководством обратную связь, что очень важно для актёров озвучки.

«Если я не могу добиться от актёра нужного исполнения, потому что он не понимает, как воплотить требуемую задачу в жизнь, то эта ситуация не будет выгодной ни для кого. Вы не создаёте видеоигры в одиночку, и для подавляющего большинства высококачественных проектов вам понадобится команда».

Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания

Актёр озвучивания и комик Инель Томлинсон, на счету которого такие игры, как We Happy Few, The Solitaire Conspiracy и Fable Fortune, имеет богатый опыт работы на телевидении, на радио и в театре. Томлинсон изучал драму и театроведение в Мидлсекском университете и считает, что весь этот опыт очень помог ему как актёру озвучивания.

Фото: официальный сайт актёра Инеля Томлинсона

«Всё дело в том, чтобы научиться принимать указания, менять что-то на ходу, уметь работать с другими людьми и очень быстро адаптироваться».

Инель Томлинсон,
актёр озвучивания и комик

Майки Гудмен — музыкант, актёр озвучивания, режиссёр и владелец агентства по озвучиванию Charactoon Voices. Гудмен был одним из руководителей процесса озвучки игры Disco Elysium. Он полностью открыт к работе с новичками, но признаёт, что обученные актёры могут повысить надёжность проекта.

«Если мы знаем, что кто-то обучен, ты сразу осознаёшь, что сессия записи будет короткой, а на выходе команда точно получит удовлетворительный результат».

Майки Гудмен,
музыкант и актёр озвучивания

Не зацикливайтесь на своём деморолике, когда начинаете карьеру

Томлинсон, Турман и Смит — все они создали свои демо (короткие ролики с примерами актёрской игры), когда начинали работать, но позже у них появились и профессионально подготовленные демо. Смит не советует начинающим актёрам озвучки вообще зацикливаться на своих демороликах, вместо этого предлагая лучше узнать, какие типы вокала у них хорошо получаются, какую работу они могут выполнить и нравится ли им вообще заниматься озвучиванием.

«Моё первое демо было не очень хорошим: сегодня оно бы не сработало, потому что я была слишком неопытна».

Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания

Фото: официальная страница Эйми Смит в Twitter

Гиллмор соглашается, уточняя, что профессионально записанное демо должно демонстрировать различные актёрские стили в вашем репертуаре. Актёрская игра для видеоигр часто более натуралистична, чем, например, для аниме и мультипликации. Кроме того, в демоверсии не должно быть навязчивых звуковых эффектов или музыки.

Изображение: официальный арт к игре Disco Elysium / ZA/UM

Какое оборудование нужно для начала работы?

В первую очередь ориентируйтесь на окружающую обстановку, а затем модернизируйте оборудование по мере необходимости.

Когда Турман только начинала работать дома, она использовала оборудование для стриминга на Twitch, но быстро выяснилось, что оно не подходит под её задачи. Решением стал шкаф в спальне, который она застелила одеялами, чтобы создать импровизированную комнату для записи. Хотя с тех пор Турман переехала в специализированную студию и неоднократно модернизировала своё оборудование, она по-прежнему советует начинающим актёрам озвучивания в первую очередь обратить внимание на окружающую обстановку.

Смит начинала с использования встроенного микрофона компьютера. Через несколько месяцев она перешла на USB-микрофон и стала получать первые оплачиваемые заказы — например, от Freedom Planet, — но она добавила: «Если бы я сделала это сегодня, уверена, что не прошла бы ни один кастинг». Впрочем, когда вы начинаете с нуля, принятие какого-то решения может казаться очень простым.

«Вы, конечно, можете начать с USB-микрофона, добавив к нему поп-фильтр, и записывать всё под одеялом и с любым программным обеспечением. А затем реинвестировать деньги в профессиональное оборудование по мере продвижения, когда поймёте, нравится ли вам всё это».

Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания

Актёрам озвучивания, работающим в домашней студии, необходимо правильное ПО и базовые навыки звукорежиссуры и редактирования, чтобы улучшить свои записи. Если с домашней установкой во время удалённой сессии записи что-то пойдёт не так и человек не сможет сам исправить проблему, это может оттолкнуть студию или режиссёра от найма актёра в будущем.

«У меня сердце замирает, когда я слышу, как актёры с домашними студиями говорят: „Я не очень силён в технических нюансах, ничего о них не знаю“. Тогда я спрашиваю: „Почему тогда у вас вообще есть домашняя студия? Если вы действительно не знаете, как работать с оборудованием, вам лучше не собирать ничего у себя дома“».

Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки

Эш Турман в своей нынешней работе использует программу для редактирования звука Adobe Audition, но начинала она с бесплатной Audacity, которая имеет ограниченную функциональность.

«Вы можете начать с бесплатной Audacity, чтобы понять, как работает редактирование и запись звука, а затем выбрать то программное обеспечение, которое вам больше подходит».

Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания

У Турман также есть опыт в непосредственной разработке игр. Создание собственных игр пригодилось для пополнения актёрского портфолио.

«Я могу просто сказать: „Я сделала это сама, я могу делать всё, что захочу, и буду работать сама на себя!“».

Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания

Как подготовиться к прослушиванию для игры?

Досконально знайте свой «набор инструментов»

Во время прослушивания Смит держит в голове контрольный список, какие качества студия ищет для персонажа. Кроме того, и у Смит, и у Турман есть «набор инструментов» с архетипами персонажей, которые они могут адаптировать и изменять по первому требованию.

«Очевидно, что при каждом прослушивании хочется, чтобы всё было как можно оригинальнее, и мы все стремимся к этому. Но так получается не всегда, поэтому иногда знание того, что вы уже играли похожего персонажа в прошлом, помогает».

Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания

Работа с голосом может быть чрезвычайно конкурентной сферой, и актёрам важно выработать стойкость духа при встрече с отказами.

«Нельзя принимать отказы близко к сердцу. Скажем, 500 человек прослушали на пять вакантных ролей. Что ж, вы попали в 495 людей, которые не получили роль. Вы в хорошей компании».

Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания

Произвести впечатление на директоров по кастингу может быть довольно трудно. Очень важно, чтобы актёры не прослушивались с таким типом вокала, который они не смогут выдержать в ходе всей сессии записи. Кроме того, если вы один из счастливчиков, получивших работу, стоит идти на контакт с другими людьми. Гиллмор описывает работу с трудными актёрами как «утомительную, трудоёмкую и разочаровывающую».

Кирсти Гиллмор была режиссёром озвучивания Destruction AllStars. Изображение: официальный арт к игре Destruction AllStars / Sony

Сделайте свою запись короткой и приятной

Когда речь идёт о самозаписи, важно, чтобы она была чёткой и лаконичной. Гиллмор советует актёрам строго следовать инструкциям, плавно читать реплики для одного персонажа за раз и не делать больше двух дублей, если только вы не чувствуете, что можете предложить что-то особенное.

«Всегда помните, что кастинг-директоры невероятно заняты, часто они могут не прослушать даже и десяти секунд. Обычно мне достаточно 5–10 секунд, чтобы понять, подходит ли этот человек для того, что мне нужно».

Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки

Для Гудмена важно, чтобы запись была правильно маркирована, демонстрировала голос актёра без множества спецэффектов и показывала, как он вживается в образ.

«Мне очень нравится, когда кто-то записывает лишь один дубль, который получается хорошим. Тогда я понимаю, что человек быстро всё схватывает и подходит для работы».

Майки Гудмен,
музыкант и актёр озвучивания

Майки Гудмен. Фото: @mikeegoodman / Instagram*

Какие навыки необходимы актёрам озвучивания игр?

Будьте адаптивными и универсальными

В сравнении с другими средствами повествования видеоигры чаще отличаются нелинейным сюжетом, поэтому адаптивность — важный навык для игровых актёров. Сессии записи голоса часто проходят изолированно, и актёрам приходится самостоятельно представлять себе других персонажей в сцене, при этом перескакивая между различными временными рамками и эмоциональными состояниями.

Допустим, ваш персонаж входит в склеп и начинает разговор со своим братом в одной версии сцены. Затем вас могут попросить сделать это снова, но уже со знанием, что ваш брат предал вас. Или разговор состоится сразу после битвы, так что герою нужно будет перевести дыхание. Адаптивность очень важна, поскольку позволяет актёрам получать больше заказов.

«Владение многими акцентами и понимание разных персонажей очень полезно в видеоиграх и анимации. Например, когда я досрочно закончил сессию записи для видеоигры Road 96, меня попросили озвучить несколько дополнительных персонажей, чтобы заполнить образовавшиеся пробелы».

Майки Гудмен,
музыкант и актёр озвучивания

Практикуйте чтение с листа

По мнению Томлинсона, практика чтения с листа, то есть, по сути, способность вжиться в ранее неизвестный сценарий на месте, обязательна для всех актёров. Она помогает им слаженно передавать различные времена, настроения и эмоции, а также улучшает способность импровизировать.

Томлинсон — стример на платформе Twitch. Он часто читает вслух, играя в сюжетные игры, причём как для развлечения зрителей, так и для тренировки.

«Чтение может быть довольно трудным, особенно для людей с дислексией вроде меня, поэтому я стараюсь практиковаться как можно больше».

Инель Томлинсон,
актёр озвучивания и комик

Эйми Смит работала над игрой Cloudpunk. Изображение: официальный арт к игре Cloudpunk / Ion Lands

Ограничивает ли возможности актёра озвучки игр территориальное положение?

Для некоторых проектов — да, но далеко не для всех

Некоторые игровые студии предпочитают использовать коммерческие студии звукозаписи, расположенные недалеко от их офисов. Особенно это актуально для ААА-игр. Нахождение за пределами таких центров, как Лондон в Великобритании или Лос-Анджелес в США, может ограничить некоторые возможности актёров озвучивания.

Однако Гиллмор утверждает, что ААА-игры — это не всё, и отмечает, что существует множество удивительных инди-игр. А инди — это очень широкий спектр.

«Есть студии по всему миру, и я лично знаю множество проектов, для которых мы нанимали актёров с домашними студиями».

Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки

Пример — Destruction AllStars, в состав которой входили актёры со всего мира, работавшие удалённо.

«Мы вкладывали огромные средства в создание персонажей, а это означает выход на международный уровень. Если клиенту нужен конкретный звук, то мы будем искать его там, где он есть».

Кирсти Гиллмор,
режиссёр озвучки

COVID-19 сделал удалённый формат более распространённой, приоткрыв некоторые возможности. Но в целом особо на работу в плане озвучки коронавирус не повлиял, и существуют опасения, что по мере ослабления ограничений всё может вернуться на круги своя.

Как актёрам озвучивания создать стабильный бизнес?

Заведите веб-сайт и профили в социальных сетях

Независимые разработчики игр часто размещают объявления о ролях в интернете. Активность в социальных сетях помогает актёрам с налаживанием связей. Также важно иметь собственный сайт, на котором представлены клипы и портфолио.

Некоторые студии считают тревожным сигналом, если в интернете не получается найти никаких сведений об актёре. Например, была ситуация, когда одна студия искала актёра для персонажа с ирландским акцентом. У человека, который практически попал в проект, не удалось найти профили в социальных сетях и проверить, является ли он коренным ирландцем. Ответа не последовало и по электронной почте, так что роль человек потерял.

Будьте осведомлены о расценках

Фрилансерам порой бывает трудно понять, сколько именно брать за свою работу. Томлинсон, Турман и Смит указывают на доступные в интернете руководства по расценкам, предоставленные организациями вроде Global Voice Acting Academy, Voice Acting Club и Gravy For The Brain.

У каждого актёра существуют персональные расценки, которые они корректируют в зависимости от характера проекта: например, они могут брать меньше за работу над низкобюджетной инди-игрой. И существует опасность, что люди, отчаянно пытающиеся попасть в индустрию озвучивания, будут занижать расценки, не зная актуальной информации.

«Это влияет на всю индустрию, ведь если большим компаниям сходит с рук занижение расценок, то все начинают платить меньше».

Инель Томлинсон,
актёр озвучивания и комик

Работу можно найти и на сайтах, на которых актёры платят абонентский взнос, чтобы получить доступ к эксклюзивным прослушиваниям. Пример — сайт Voice123 для поиска работы, но подобные страницы могут быть сомнительными. Ими стоит пользоваться лишь в том случае, если человек может найти оплачиваемую работу самостоятельно в другом месте.

Изображение: официальный арт к игре Paladins / Hi-Rez Studios

Озвучивать бесплатно — тоже неплохой вариант на начальном этапе, чтобы получить опыт ирасширить портфолио. На старте своей карьеры Турман занималась многими проектами бесплатно и до сих пор иногда делает это для определённых разработчиков или проектов. Но тут важно знать, где провести черту.

«Вы должны решить для себя: чего вы стоите? На что у вас есть время? Какова возможная неденежная ценность этой работы? У меня есть предел, и я всегда буду ставить свою платную работу выше бесплатной».

Эш Турман,
актриса и режиссёр озвучивания

Всегда помните, для чего вы это делаете

Хотя некоторые аспекты работы могут быть напряжёнными, все опрошенные эксперты в этой статье говорят о своём деле со страстью и энтузиазмом. Смит признаёт, что некоторые элементы работы со временем становятся менее увлекательными: например, она не обязательно прыгает от радости каждый раз, когда получает заказ, и говорит, что некоторым людям может не нравиться деловая сторона работы. Тем не менее она считает, что стать актёром озвучивания — лучшее решение, которое она когда-либо принимала.

«У вас определённо всё ещё есть те маленькие знаменательные моменты, которые заставляют чувствовать, что вы хотите ущипнуть себя и сказать: „Я не могу поверить, что это моя работа“».

Эйми Смит,
профессиональная актриса озвучивания


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована