Как написать персонажа для игры: базовые шаги
Рассказываем о деталях, которые продумывают на первом этапе создания сценария.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Персонажи в видеоиграх — центральный элемент повествования. Внимание чаще всего концентрируется на них. Игрок ассоциирует себя с главным героем, враги развивают сюжет, а дружелюбные NPC выступают одним из главных элементов окружающего мира.
Редакция Skillbox Media решила собрать небольшой список шагов, через которые проходит любой персонаж в самом начале разработки. В подготовке нам помог нарративный дизайнер из Banzai.Games Виталий Алексашин. Речь пойдёт о нарративной составляющей — а про разработку дизайна персонажей можно прочитать в другой нашей статье.
Тип персонажа
Перед тем как перейти к детальному развитию героя, необходимо проделать базовые шаги. Сперва определитесь с типом героя в зависимости от того, какую функцию он будет выполнять в игре:
- играбельный / неиграбельный;
- друг / враг / нейтральный;
- созданный дизайнером / созданный игроком.
Неиграбельные персонажи (NPC) делятся на несколько категорий:
- Враги: рядовые, мини-боссы и боссы.
- Союзники: NPC, которые помогают игроку, сопровождают его.
- Дополнительные: NPC, работающие на повествование и создающие атмосферу. Они могут, например, реагировать на определённые события и давать квесты, раскрывающие лор игры.
Зная тип персонажа, сценарист может заранее определить, сколько времени и внимания стоит отвести герою, какие функции он будет выполнять.
«Персонаж в игре иногда просто инструмент, которым пользуется сценарист, чтобы донести конкретную мысль до игрока. То есть создание персонажа нужно начать с вопроса „Что он в себе несёт?“ Иногда герои игр — персонифицированное высказывание автора на какую-то конкретную тему. И тогда в дело вступают сюжетные тропы — например, спасение принцессы рыцарем. Автор исследует, что мотивирует персонажа в рамках конкретного тропа. Всегда проще сфокусировать свою мысль через конкретную ситуацию, которая игрокам уже хорошо известна и понятна».
Виталий Алексашин,
нарративный дизайнер в Banzai.Games
Краткая предыстория
Следующий шаг — обозначить небольшую предысторию и особенности героя. Для этого стоит ответить на несколько общих вопросов:
- Откуда он пришёл?
- Каким было его прошлое?
- Во что он верит?
- В чём его особенности?
- Что им руководит и какая у него мотивация?
- Какие у него отношения с другими героями?
- Как игрок встретится с персонажем?
- К чему приведёт эта встреча?
Эта информация помогает лучше определить место персонажа в мире и сюжете, детально продумать его функции и реакцию на происходящие события.
Ключевые черты характера
Некоторые черты характера диктует предыстория, другие порой зависят от функции персонажа в сюжете. Человек, выросший в тяжёлых условиях, может быть неустойчивым и недоверчивым, единственный ребёнок в богатой семье — изнеженным и самоуверенным, глубоко верующий — праведным или нетерпимым. Каждой культуре, так же как разным эпохам и слоям общества, присущ свой менталитет. Внутренний конфликт подразумевает взаимоисключающие особенности, а гармония — умение с ними мириться.
Что касается функций, то главный герой чаще лучше проработан с точки зрения характера, поскольку он — двигатель сюжета, а вот NPC может обладать небольшим набором черт. Враги не обязательно должны быть злодеями на сто процентов, без единой индивидуальной особенности, кроме непреодолимого желания уничтожить протагониста, — наоборот. Их неоднозначность добавляет сюжету глубины — но на первый план будут выступать скорее отрицательные черты.
В свою очередь, заданный характер диктует развитие дальнейших событий, ему должны соответствовать реакции и действия персонажа. Трусливый герой не может безрассудно броситься в пекло без веской мотивации и внутренних сомнений, честный — не сможет солгать о чём-то без угрызений совести, даже если это ложь во благо, а милосердный с большой вероятностью пощадит безоружного врага. Именно поэтому важно очертить ключевые особенности персонажей в самом начале — иначе в сценарий могут закрасться критические логические ошибки.
Выбор имени
Не все имена обязательно должны иметь подтекст, но скрытые отсылки и значения или игра слов порой не только лучше раскрывают персонажей, но и просто доставляют игрокам удовольствие при расшифровке.
«Подбор имени — это всегда брейнсторм. Вы можете оттолкнуться:
- от тематики проекта;
- от характеристик героя: например, ниндзя по кличке Рысь — быстрый, молниеносный, ловкий;
- от выбранного для персонажа референса — бандит по прозвищу Геродот или Философ может грабить и сыпать цитатами в процессе;
- от черт его характера — если мы встречаем персонажа по имени Лютик, то это явно не брутал и не боец.
Говорящие имена — отличная штука. Они сообщают нам о персонаже больше, чем тонны реплик, которые мы от него услышим».
Виталий Алексашин,
нарративный дизайнер Banzai.Games
* * *
У персонажей есть ещё одна важная характеристика — архетип. Как правило, суть любого героя можно свести к обобщённому образу — воителя, путешественника, вора, мудреца, лучшего друга. Одни более распространены в литературе, фильмах и играх, другие — менее, но эти образы всегда подсознательно угадываются.
По определению Карла Юнга, архетипы — это врождённые образы, с которыми знаком каждый человек в мире; они являются выражением коллективного бессознательного и сформировались много веков назад. В художественных произведениях архетипы персонажей используют для того, чтобы создавать узнаваемых и целостных героев, правильнее определять для них функции в сюжете, на которые следует сделать упор, — иначе можно потерять нить повествования и не донести до аудитории главную мысль.
Если архетип не определили заранее, то после четырёх базовых шагов, описанных выше, он очертится сам собой — характер и функции подскажут, в каком направлении смотреть. Безжалостный антагонист вроде Вааса Монтенегро из Far Cry 3 не впишется в роль персоны; Лютика из вселенной «Ведьмака» едва ли можно представить в образе наставника; Лара Крофт не станет шутом.
Подробнее о ключевых архетипах мы рассказали в спецпроекте «Юнг поможет: разбираемся в архетипах персонажей», в который вошли самые узнаваемые образы: