Как Fallout: London стирает грань между играми крупных компаний и творчеством фанатов
И как игра коллектива Folon демонстрирует потенциал модификаций, созданных поклонниками.
Иллюстрация: мод Fallout: London для игры Fallout 4 / Bethesda Game Studios, Team Folon / Polina Vari для Skillbox Media
Моддерское сообщество регулярно создаёт нечто особенное для своих любимых игр. Например, в 2023 году вышел мод MyHouse.wad, в котором под видом крохотной карты для Doom 2 скрывался закрученный психологический хоррор в духе романа «Дом листьев». Модификацию заметили игроки, и в итоге она стала одним из важнейших событий в индустрии.
В 2024 году таким откровением был Fallout: London — британский спин-офф серии известных постапокалиптических RPG, созданный поклонниками и вышедший 25 июля. Команда Folon, работавшая над модом, сравнивает его с крупным DLC — но в действительности это целая игра, вполне сравнимая по размерам с Fallout 4, которая послужила основой для модификации.
Открытый мир Fallout: London ограничивается центральными районами британской столицы — зато разработчики воссоздали их с удивительной дотошностью. Виртуальный Лондон получился просто огромным по видеоигровым меркам городом; в лабиринтах местных улиц можно легко затеряться на десятки часов, сражаясь с мародёрами, выполняя поручения для разных группировок, катаясь на метро и разыскивая коллекционные фигурки Ктулху.
Читайте также:
Сложно представить, каких усилий стоило моддерам создать весь этот контент, хотя некоторое представление всё же даёт наше интервью с главой команды Folon Дином Картером. Впрочем, главным достижением разработчиков стал даже не размер игры, а то, как они его используют. В конце концов, это не единственный амбициозный мод для Fallout, — правда, другие модификации либо пока не добрались до релиза, либо вышли, но разочаровали качеством исполнения.
В этом нет ничего удивительного: создание игры вроде Fallout требует не просто большого труда, но и массы геймдизайнерских навыков. Недостаточно просто сделать большую карту и заполнить её квестами — нужно сделать так, чтобы открытый мир было интересно исследовать, а разные миссии складывались в целостную историю.
С этим у Fallout: London тоже не всё идеально; есть вещи, за которые игру стоит и покритиковать.
Для начала: древний движок Creation Engine, на котором создана Fallout 4, едва справляется с нагрузкой, которую взвалили на него создатели модификации. Недавно команда Folon выпустила большой патч, в котором исправлено множество технических проблем, — однако на релизе прохождение мода требовало выдержки и терпения. Персонажи проваливались сквозь геометрию уровней. Игра вылетала каждые десять минут, пока я не поставил программу-заплатку. Пара квестов сломалась, потому что NPC забыли перейти между локациями. Загрузки между локациями длились столько времени, что я успел параллельно с прохождением прочитать половину огромного романа.
Не то чтобы мы не видели всё это в полноценных AAA-проектах — однако в случае с Fallout: London такие неполадки накладываются на проблемы с дизайном. Например, во втором акте большая часть заданий представляет собой унылые квесты из разряда «подай-принеси» — и они ещё сильнее, чем обычно, раздражают из-за долгой загрузки.
Середина игры вообще долго топчется на месте, и как следует сюжет Fallout: London начинается только в третьем акте — спустя 20–30 часов игры! Большая часть игроков рискует отвалиться, так и не дойдя до лучших квестов, среди которых нашлось место и побегу из секретной тюрьмы, и масштабным сражениям, и политическим интригам с поиском двойных агентов.
И тем не менее именно мощный финальный акт Fallout: London показывает, каких высот способны достичь моды при подходящих условиях. Несмотря на неровный темп и технические неполадки, игра команды Folon часто заставляет забыть, что ты, вообще-то, играешь в модификацию, а не в официальное ответвление, разработанное студией профессионалов, — вроде Fallout: New Vegas, созданной Obsidian.
Кроме того, постапокалиптический Лондон интересно исследовать. Хотя действие происходит в центре города, открытый мир не превращается в набор одинаковых руин: разработчики сумели сделать карту очень разнообразной.
На северо-востоке бушуют радиоактивные штормы, на юге из-за добычи нефти целый район ушёл под землю, в центре город разрезает напополам радиоактивная Темза, а на западе, в Вестминстере, войны как будто и вовсе не было: здесь живут джентри, которые пируют за счёт остального Лондона.
Вдобавок плотная вертикальная застройка позволила спрятать на карте какое-то безумное число точек интереса — данжи, поселения, фермы, логова мародёров и головоломки. И куда бы вы ни пошли, вас встретит густой местный колорит: разработчики до предела набили Fallout: London отсылками к английской культуре.
Здесь есть панки-хипстеры из Кэмдена, рыцари Круглого стола и бандиты в кепках с острыми козырьками. В самых неожиданных местах встречаются синие телефонные будки из сериала «Доктор Кто». Названия квестов — известные английские фразы или заголовки классических британских поп-песен. Одной из первых сюжетных локаций, в которые вы попадаете, оказывается типичный британский паб.
При этом Лондон в модификации всё ещё ощущается частью основной вселенной Fallout. Во-первых, команда Folon сумела уловить и перенести в новый сеттинг темы, лежащие в основе серии: империализм, ксенофобия и тяга к насилию, присущая человеческой натуре, присутствуют и в британской столице.
Во-вторых, разработчики умело вплели фирменную ретрофутуристическую эстетику серии в обстановку старой доброй Англии: бродя по Лондону, вы то и дело натыкаетесь на роботов компании «РобКо» и автоматы с «Нюка-Колой», а главный герой пользуется английской копией «Пип-Боя».
Стоит сказать, в игре вообще мало аляповатости, присущей модам. Наоборот, она ощущается целостным произведением — не в последнюю очередь благодаря работе, которую команда Folon проделала над презентацией проекта.
Моддеры нарисовали множество новых иконок для интерфейса, наняли массу талантливых актёров озвучки и даже записали для одной из игровых радиостанций оригинальный саундтрек в духе поп-музыки 1960-х, 1970-х и 1980-х годов.
Пожалуй, то, как Fallout: London себя подаёт, впечатляет даже больше, чем её размеры. Это не просто амбициозный мод — это мод, который внешне ничем не отличается от типичного игрового блокбастера. Игроки явно думают так же: неслучайно всего за три месяца с момента релиза игру скачали больше миллиона раз.
Таким образом, Fallout: London служит ещё одним свидетельством того, как в нынешней игровой индустрии стираются границы между AAA и инди, между профессиональным коллективом и группой фанатов-энтузиастов.
А ещё творение Folon — очередной аргумент в пользу того, чтобы дать фанатскому сообществу доступ к инструментам разработки: существование модификации стало возможным в том числе потому, что любой желающий может установить редактор Creation Kit для Fallout 4 и создать с его помощью собственное произведение.
Конечно, вряд ли мы увидим много модов такого же масштаба, сделанных руками поклонников: даже с учётом пожертвований от фанатов довести до релиза крупный проект очень сложно.
Тем не менее, даже если сообщество моддеров хотя бы раз в несколько лет будет рождать проекты уровня Fallout: London, его усилия можно лишь всячески приветствовать.