Изоляция, сорванные проекты и производство — что происходит с рынком настольных игр в России
Представители бизнеса — о своих страхах, надеждах и прогнозах.
Иллюстрация: Merry Mary для Skillbox Media
Актуальное состояние игровой индустрии — одна из важнейших тем для обсуждения в 2022 году. Прежде редакция «Геймдев» Skillbox Media уже просила разработчиков и представителей отрасли поделиться мыслями на этот счёт, а также пересказывала подробную лекцию геймдизайнера Ярослава Кравцова на ту же тему.
Правда, оба материала были посвящены индустрии видеоигр. А ведь совсем рядом с ней находится другая популярная сфера — индустрия настольных игр, ролевых и не только. Что происходит в этой отрасли и как создатели настолок продолжают заниматься любимым делом, рассказываем в нашем новом материале.
Выросли цены на игры и их производство
С начала 2022 года россияне всё чаще обсуждают рост стоимости товаров. Проблема увеличенных ценников не обошла и настолки. По словам опрошенных экспертов, стоимость их продукции выросла на 5–20%. С чем это связано и почему рост был неизбежным, объясняет Сергей Ровенков, сооснователь и один из руководителей екатеринбургской компании Silver Hoof Games, занимающейся производством настольных ролевых игр:
Сергей Ровенков
«Да, нам пришлось увеличить цены в апреле. Иначе мы бы не набрали средства, чтобы напечатать будущие тиражи. А значит, не смогли бы выпустить их физические копии. Проще говоря, мы не можем не повысить цены: нужно окупать своё производство. Пускай это и бьёт по бюджетам игроков».
Выросла и закупочная стоимость настольных игр. Это деньги, которые ушли на производство проекта, его распространение и лицензирование, если речь о существующей интеллектуальной собственности. В подорожании стоит винить инфляцию, выросшие в цене производственные материалы и логистику, а также нестабильный курс рубля. Ситуация, впрочем, немного изменилась ближе к лету. Рассказывает Николай Малышев, руководитель отдела оптовых продаж издательства «Стиль Жизни»:
Николай Малышев
«После роста цен в марте (в среднем на 15%) произошло снижение в мае. Мы и сейчас снижаем цену на отдельные позиции товаров [разговор со спикером состоялся в конце июня. — Авт.]. Благо закупочная стоимость позволяет это делать. Если ситуация ухудшится, то будем решать её по каждой игре индивидуально. Удешевим производство или откажемся от чего-то, чтобы снизить цену».
Дальше повышать цены опасно
Разработчики и издатели боятся утратить лояльность аудитории из-за дальнейшего роста цен. По наблюдениям экспертов, пока игроки нормально принимают увеличение стоимости. Но у их терпения есть предел. «Сейчас настолки выигрывают по соотношению „цена/качество“ на фоне других развлечений, — отметил Сергей Ровенков. — Я не знаю, продолжится ли это, если дальше повышать стоимость».
Наибольший вклад в рост цен внесли полиграфические предприятия. По сравнению с февралём 2021 года стоимость этих услуг в России, как сказал Ровенков, выросла на 50%. Подорожание заставило Сергея спешно доделывать макет новой игры:
Сергей Ровенков
«В феврале, когда произошёл первый скачок, я работал весь день и всю ночь — лишь бы закончить макет и отправить его в печать. Иначе пришлось бы делать тираж по новым расценкам. Сомневаюсь, что мы бы это потянули».
Впрочем, некоторые эксперты отметили, что цены на бумагу, краски и другие материалы, а также услуги типографий начали расти ещё до февраля 2022 года. Как сказал Дмитрий Павлов, директор издательства настольных игр «Эврикус», этой тенденции больше года:
Дмитрий Павлов
«Сроки поставок из Китая и цены на них выросли ещё в ковидный период. Поначалу было сложно, но теперь мы воспринимаем это как данность, понимая, что лучше не станет. Возможно, мы снизили бы издержки, если бы перенесли всё производство в Россию. Но пока это невозможно, по крайней мере, для нас».
Как компании справляются с ростом цен
В условиях, когда производство дорожает, а цены повышать нежелательно, разработчики стараются снижать издержки. Например, отказываются от физических изданий в пользу цифровых. Лучше всего это подходит для ролевых настолок: чтобы играть в них, как правило, нужны только бумага и карандаши. «Не удивлюсь, если в ближайшие полгода-год многие разработчики НРИ откажутся от физических копий, — предсказывает Сергей Ровенков. — Я уже вижу этот процесс».
Можно не снижать издержки, а искать новые источники дохода. Например, дать игрокам купить хоть что-то, но по меньшим ценам. «Я бы посоветовал поддерживать старые игры, выпускать что-нибудь вроде аддонов, — говорит Сергей Ровенков. — Также есть смысл предложить пользователю взять игру в рассрочку или по подписке».
В кризис появляются и другие возможности. «Надо воспользоваться ими, чтобы вырасти на внутреннем рынке, выпуская новые игры и проекты», — подтверждает Николай Малышев. Главным образом, с полок магазинов могут исчезнуть зарубежные настолки, или их число резко сократится. Никому из опрошенных нами экспертов не нравится подобный исход, но, если это случится, отечественные игры должны заполнить образовавшийся вакуум.
«Производство игры может тянуться годами, — объясняет Сергей Ровенков. — Чтобы избежать простоя, издатели иногда заключают авторские договоры на два года вперёд, но если они не смогут это сделать с зарубежными студиями, то придётся обратить внимание на местных авторов».
Закрывающийся Запад
Несмотря на открывающиеся возможности, никому из экспертов не нравится изоляция России и отечественного рынка настолок. Сейчас всё сложнее выводить деньги из страны и платить за лицензирование или издание зарубежных проектов.Сергей Ровенков считает, что это ставит разработчиков игр, базирующихся на чужой интеллектуальной собственности, в невыгодное положение:
Сергей Ровенков
«Они могут столкнуться с тем, что старую лицензию придётся переполучить по более высокой цене или по другим, менее выгодным условиям. Либо зарубежный партнёр вовсе разорвёт контракт, потому что наш дистрибьютор не сможет выплатить гонорар».
В ближайшее время мы вряд ли увидим новые переводы настолок на русский язык. Надолго ли это, спикерам неизвестно. Как правило, зарубежные партнёры не отказываются от сотрудничества, а ставят его на паузу. Как это сказалось на издательстве «Стиль Жизни», объясняет Николай Малышев:
Николай Малышев
«Был момент, когда практически вся [работа с зарубежными компаниями] остановилась, но сейчас мы постепенно восстанавливаем работу с большинством партнёров. Конечно, есть [потери от экономического кризиса и геополитической обстановки]. Это касается некоторых новых проектов, которые были в самом начале согласования. Большинство из них на паузе, но мы держим их на карандаше и надеемся возобновить».
По наблюдениям Александра Ермакова, директора «Студии 101», а также издателя и популяризатора НРИ в России, временно работать с его компанией прекратили в основном коллеги из Европы. В результате «Студии 101» пришлось заморозить три проекта: «Запретные Земли», «Нечисть» (Vaesen) и дополнение «Колониальные морпехи» для игры «Чужой» — все от шведской Fria Ligan.
Постоянная смена логистики
Вместе с зарубежными партнёрами российские компании потеряли привычные логистические цепочки. Всё больше возникает проблем с тем, чтобы закупать материалы, производить из них товар и отгружать его на полки магазинов. Обычно такие цепочки состоят из множества звеньев: измени хотя бы пару — пострадает вся цепь. Николай Малышев привёл пример того, как кризис ударил по логистике:
Николай Малышев
«Наше производство расположено в России и Китае. С китайскими партнёрами есть определённые сложности, но решаемые. [Тем не менее] некоторые поставщики полностью закрыты для нас. Радует только то, что это временно — по их словам».
Александра Ермакова также беспокоит вопрос о том, будут ли доступны материалы, необходимые для производства настольных игр.
Александр Ермаков
Директор «Студии 101»
«Кризис наличия качественной бумаги оказался очень недолгим — в целом только из-за нарушения логистики внутри страны. Сейчас у нас есть опасения по поводу УФ-лака [наносится, чтобы лист получился блестящим и гладким. — Авт.] и нестандартной ламинации для обложек, а также качественных красок. Благо, уже везут из Китая, но перестройка логистики может быть болезненной».
Присмотреться к Китаю советует и Сергей Ровенков: «Насколько я знаю, в Китае находятся полиграфические комбинаты, которые производят чуть ли не большую часть общемировых настольных игр». Типографии из этой страны продолжают сотрудничать с Россией.
Что делать тем, кто лишился торговой площадки
Пострадало не только производство — отечественные разработчики потеряли также некоторые каналы для продажи игр. Например, «Студия 101» лишилась возможности продавать цифровые копии НРИ на зарубежном портале DriveThruRPG. «Из-за ограничений со стороны PayPal, Visa и MasterCard мы больше не можем больше работать с DriveThruRPG», — отметил Александр Ермаков.
«Студии 101» пришлось потратить время на переговоры с правообладателями и дополнительные деньги, чтобы запустить новый портал — «Станция „Ролевая“».
Невозможность работать с DriveThruRPG затронула и других разработчиков НРИ. Например, Silver Hoof Games распространяла там свою продукцию, но затем решила размещаться на itch.io — платформе, откуда можно скачать игры от независимых студий. Когда и та прекратила принимать деньги от жителей России, Silver Hoof Games начала создавать собственный магазин.
«С марта 2022 года мы не получаем деньги за цифровую продукцию и продаём только физические копии на фестивалях и через магазин в социальной сети „ВКонтакте“», — рассказал Сергей Ровенков [разговор со спикером состоялся в конце июня. — Авт.]. Silver Hoof Games решила открыть свою площадку, потому что компанию не устраивает комиссия и условия размещения на сторонних сервисах дистрибуции. Тем не менее Сергей Ровенков не советует следовать их пути — уж слишком он сложный:
Сергей Ровенков
«[Запуск собственной площадки] — это продолжающиеся траты, это отнимает очень много времени. Тем, кто ищет онлайн-магазины по продаже НРИ, рекомендую смотреть в сторону „Станции ‚Ролевая‘“ и магазина во „ВКонтакте“».
На отечественных разработчиков повлияло и то, что Patreon перестал работать с жителями России. «У нас там тоже были подписчики, — вспоминает Сергей Ровенков. — Деньги, которые они платили, не стали значительной частью нашего дохода, но оказались приятным бонусом».
С тех пор в России набрал популярность сервис Boosty, где разработчики, блогеры и другие создатели самого разного контента принимают пожертвования от фанатов. Но Silver Hoof Games предпочла стороннему сервису свой — его встроят в готовящуюся торговую площадку.
Спрос на игры в онлайн-магазинах сохраняется, несмотря ни на что
Несмотря на кризис, разработчики настольных игр не заметили значительного падения спроса на их продукцию в онлайн-магазинах. Александр Ермаков из «Студии 101» обратил внимание, что продажи просели на обычном, сезонном уровне. Николай Малышев из компании «Стиль Жизни» тоже не заметил сильного падения спроса — разве что наиболее дорогие игры стали покупать чуть реже.
Впрочем, в рознице ситуация другая — там продажи просели. Но эта тенденция началась ещё два года назад, во время первых вспышек COVID-19. «У людей поменялась модель потребления, с розницы на онлайн, — говорит Николай Малышев. — Мы надеялись, что магазинам станет лучше, когда снимут коронавирусные ограничения, но этого не произошло». Кроме того, онлайн продолжает крепнуть, потому что в последние годы в России вложились в развитие соответствующей инфраструктуры. Как отмечает Александр Ермаков, в стране открылось больше пунктов выдачи товаров и курьеры стали работать лучше.
При этом рынок остро нуждается в розничных продажах. «Без классических продаж, а также игротек и прочих промоакций рынок настольных игр серьёзно упадёт, — предсказывает Дмитрий Павлов. — Это приведёт к его смерти, пусть и не сразу».
Фестивали как ключ к спасению
Фестивали настольных игр помогают разработчикам продавать свою продукцию напрямую. Чем крупнее мероприятие, тем выше возможная выгода от участия. Подобные ивенты долгое время не проводились из-за коронавирусных ограничений, но в июле ограничения сняли. Вернувшиеся фестивали помогут авторам, переживающим тяжёлые времена, но не изменят ситуацию радикально.
«Игротеки и фестивали — мощный инструмент продвижения, но не ждите мгновенного результата от их возвращения, — отмечает Дмитрий Павлов. — Это большая работа, на перспективу». Сергей Ровенков тоже признал пользу фестивалей, отметив, что половину заработка его компания получает с подобных мероприятий. Тем не менее эксперт просит не относиться к ивентам как к палочке-выручалочке:
Сергей Ровенков
«Продажи на фестах могут упасть по тем же причинам, что и в рознице. И если мы говорим о поездке в Москву, чтобы выставиться со стендом, то это инвестиция, которая может не оправдать ожиданий».
Насколько фестивали помогут разработчикам, окончательно станет ясно в октябре и ноябре, с началом сезона. Из конкретных ивентов Сергей Ровенков советует присмотреться к московскому «Ролекону» и фестивалям в Санкт-Петербурге, Челябинске и Курске.
Есть мероприятия и для более узкой аудитории. Разработчикам детских и семейных игр стоит присмотреться к московскому «Деткону». А на петербургских «Граниконе», «Индикаторе» и других митапах можно найти издателей и единомышленников для будущих проектов.
Итог
Несмотря на рост цен, потерю партнёров, производственных цепочек и другие проблемы, отечественные разработчики настольных игр сохраняют позитивный настрой. «Ещё весной я был на петербургском „Граниконе“, куда съехались почти все российские авторы, от малых до больших, — подмечает Сергей Ровенков. — Я не увидел в них апатии — напротив, все суетятся, пытаются выпускать проекты, хотя чувствуется неприятная неопределённость».
Издатели и разработчики не планируют ничего дальше, чем на полгода. Тем не менее они не сомневаются, что индустрия настольных игр выживет. «Нужен совсем серьёзный катаклизм, чтобы это увлечение стало таким же маргинальным, как в девяностые», — прогнозирует Александр Ермаков. «Слабо верю в маргинализацию нашего хобби, — соглашается Сергей Ровенков. — Для этого должна исчезнуть поддержка больших издательств и энтузиастов». Но и те, и другие продолжают заниматься настолками и пытаются выжить в новой реальности.