Игровые модификации: виды и базовый инструментарий для создания модов
А также пять сайтов, где можно отыскать лучшие моды для популярных игр.
Абрикос Абрикосовый для Skillbox Media
Это вторая часть нашего цикла об игровых модификациях. Первую часть, посвящённую их истории и влиянию на индустрию, уже можно прочитать в Skillbox Media. В этом материале мы расскажем о разновидностях пользовательского контента в играх, а также о том, что необходимо знать начинающему моддеру и куда загружать свои творения.
Классификация сквозь призму научного подхода
У всех модификаций есть своя специфика, поэтому их принято делить на несколько категорий. Мы проиллюстрируем одну из таких классификаций, взяв за основу исследование, представленное в работе «Моддеры Skyrim: мотивации и модификации» (Modders of Skyrim: Motivations and Modifications). Его авторы — шведские специалисты из Университета Сёдертёрна, Элеонора Хакман и Ульфрик Бьорквист.
Хакман и Бьорквист выделяют восемь основных направлений, связанных с игровыми модами:
- изменение внешнего вида персонажей (characters);
- изменение снаряжения (equipment);
- изменение параметров (item availability);
- перестановка предметов (placement);
- улучшение графики (graphics);
- изменение локаций (locations);
- погружение в игру (improving immersion);
- любая помощь в создании модов (custom help).
Нельзя забывать, что моды нередко бывают гибридными. Чем больше в них сочетаний, тем больше шансов, что мод станет масштабным аддоном или самостоятельной игрой.
Существуют и другие классификации. Например, Уолт Скаччи — кандидат наук в области информатики и технологий в Калифорнийском университете — в своём исследовании «Моддинг как open-source-подход к расширению систем в компьютерных играх» (Modding as an Open Source Approach to Extending Computer Game Systems) разделил моды на четыре вида: настройки UI и замена объектов, переделка содержимого игры, машинимы и взлом игр с закрытым исходным кодом.
Правда, для нашего ознакомительного материала такая классификация слишком обширна, и в ней много взаимосвязанных опций (например, взломав игру, можно заменить некоторые детали). Подход Хакман и Бьорквиста проще для понимания, поэтому мы разберём именно его, при необходимости разбив направления на подкатегории с конкретными примерами. Кроме того, последний пункт этой классификации, связанный с помощью в создании модов (custom help), мы заменим на модификации для улучшения интерфейса — изменение UI в контексте нашего материала гораздо важнее.
Персонажи
Самый распространённый вид модов. Включает манипуляции с игровыми персонажами, противниками, NPC и анимированными объектами, которые входят в окружение (животные, насекомые и так далее). Такой вариант модификаций используется в первую очередь для визуальных улучшений или для изменения общей эстетики. Ниже — конкретные примеры.
Улучшение оригинальных моделей
Если в оригинальной игре персонажи не отличаются детализацией и разнообразием, модификации могут исправить этот недостаток. В сборке Total Character Makeover для The Elder Scrolls 5: Skyrim представлены обновлённые ассеты, делающие персонажей более реалистичными. Модели персонажей разных рас наделили дополнительными полигонами и высокодетализированными текстурами. Но всё же оставили прежние черты, чтобы сохранить стиль оригинальной игры.
Согласно данным сайта Nexus Mods, модификацию Total Character Makeover скачали более 1,3 млн раз. А число просмотров страницы с модом достигло почти 6,5 млн.
Замена моделей
Игроки любят уникальные аватары. Именно поэтому существует немало модификаций и дополнений, заменяющих оригинальные модели на известных героев из других видеоигр или придающих игровым персонажам внешность реальных людей. Так, на сайтах, посвящённых модификациям для The Sims 4, встречается немало контента со знаменитостями, известными личностями и даже политиками. Ничто не мешает игрокам прожить жизнь в роли Мистера Бина или Мэрилин Монро. Аналогичные замены моделей регулярно встречаются в играх других жанров.
(NSFW) Nude mod
К этому подвиду модов можно относиться по-разному, но нельзя отрицать тот факт, что практически на каждую игру найдётся умелец, который разденет героиню (или героя) до нижнего белья, а то и вовсе догола. В основе этих модификаций лежат оригинальные текстуры как минимум лица персонажа. Остальные манипуляции, в том числе доработка модели без одежды, зависят от фантазии и навыков самого моддера. Несмотря на сомнительную ценность таких модов с точки зрения морали и игровых канонов, они остаются актуальными и пользуются спросом среди определённого круга геймеров. Например, мод, «раздевающий» женских персонажей в The Witcher 3: Wild Hunt, скачали более 90 тысяч раз.
Одним из первых Nude-модов в трёхмерных играх был патч Nude Raider, оголяющий модель Лары Крофт. Разработчики Core Design были крайне возмущены распространением такого контента, так как, по их мнению, он дискредитировал персонажа как личность. К тому же этот патч могли установить несовершеннолетние игроки. В 1999 году разработчики потребовали авторов прекратить распространение патча и даже угрожали судебными исками. Вскоре сайт с Nude Raider был закрыт, но от стремлений умельцев раздеть главную героиню это не спасло. В Сети до сих пор можно найти достаточно Nude-модов для любой игры из серии Tomb Raider.
Замена на сторонние модели
Сюда входит умышленная замена оригинальных персонажей моделями — для создания комической ситуации в игре. Чем сюрреалистичнее изменённая модель, тем больший эффект модификация произведёт. В своё время стал популярным мод для Resident Evil 2 Remake, где вместо Мистера X героев преследует Паровозик Томас — и всё это действо сопровождается музыкой из одноимённого шоу.
«Свайп» оригинальных персонажей
Вариант похож на стандартную замену модели и популярен в сообществах игр, сфокусированных на сюжете. Игроки нередко хотят отыграть роль от лица понравившегося второстепенного героя или злодея: подмены персонажей мотивируют игроков вернуться в пройденную игру, чтобы посмотреть на скриптовые сцены под другим углом. Как, например, в моде Model Swapper от camtino, созданном для Cyberpunk 2077. Иногда такой вариант модификаций используется для достижения вышеупомянутого эффекта — превращения игры в театр абсурда. Подобное регулярно практикуется в сообществе Resident Evil в целом и недавней Resident Evil: Village в частности.
Снаряжение
Сюда входит создание скинов брони, одежды, оружия персонажа и так далее. Внешний вид экипировки меняют за счёт новых текстур и дополнительных импортированных деталей — или же создают с нуля. Замена снаряжения — одна из самых популярных разновидностей модификаций, как и манипуляции с моделями героев. Обычно внешний вид экипировки меняют, чтобы достичь комического эффекта (как в случае с Resident Evil: Village, где привычное оружие заменили на мухобойку) или же, напротив, усилить погружение в игру.
Изменение параметров
Этот тип модов требует более углублённого знакомства с «внутренностями» игры. Сюда входит изменение баланса и свойств предметов, характеристик, рейтинга дропа, а также ограничений, связанных с уровнем, профессией или крафтом. Такие модификации можно расценить как читерство, однако при должной балансировке модификацию вполне можно сделать полезной, заметно улучшающей геймплей.
Например, модификация Better Generators для Fallout 4, созданная expired6978, изменяет свойства оригинальных генераторов внутри игры, позволяя им вырабатывать больше электричества (10 000 единиц мощности вместо 500 единиц). С обновлённой мощностью игрок сократит количество генераторов и сосредоточится на освещении и защите своего поселения, сэкономив при этом на пространстве для будущего строительства.
Перестановка предметов
В таких модификациях авторы изменяют расположение новых (или существующих) объектов на уровне, чтобы создать более реалистичную картинку. Сюда также относится улучшенная интерактивность окружения. Например, мод Placeable Statics — Move Anything для TES 5: Skyrim — Special Edition даёт игроку больше возможностей во взаимодействии с предметами — чтобы кастомизировать интерьер дома на свой вкус или, наоборот, устроить кавардак.
Графика
Комплексная работа по улучшению внешнего вида игры. Достигается за счёт преобразования уже имеющихся в игре 3D-моделей и текстур — или же путём создания новых ассетов. До того как волна официальных ремастеров и ремейков захлестнула рынок видеоигр, были популярны модификации, в которых оригинальный игровой контент переделывали сами игроки. В последние годы для этих целей моддеры всё чаще прибегают к использованию нейросетей и машинному обучению: новые технологии успешно справляются с апскейлом текстур и задников, поэтому время на разработку сокращается.
Так, группа энтузиастов из четырёх человек сделала коллекцию любительских ремастеров трёх первых частей Resident Evil. Благодаря Resident Evil Seamless HD Project игры запускаются на PC с помощью эмулятора Dolphin: классические хорроры могут похвастаться новыми фонами с высокой детализацией, улучшенными текстурами моделей персонажей и даже обновлёнными FMV-роликами.
Для апскейла текстур из старых игр также используются нейросети Gigapixel AI (Red Faction, Sonic Adventure 2, Half-Life, Final Fantasy VII), ESRGAN (TES 3:Morrowind, Max Payne, Turok 2), NVIDIA NGX Technology (DOOM) и другие.
Локации
Пользовательские карты с грамотной расстановкой объектов и продуманными миссиями всегда ценились сообществом. Такой контент удерживает интерес игроков и даёт самим моддерам возможность получить новый опыт в разработке, а некоторые модификации могут даже похвастаться уникальной атмосферой и погрузить игрока в новый мир.
Иммерсивность
Комплексные модификации, нацеленные на повышение иммерсивности. Помимо всех вариаций, описанных выше, в эту категорию попадают изменения или дополнения, связанные с нарративом: сюжетные линии, уникальные персонажи, новое развитие лора и квесты. Такие моды нередко эволюционируют в самостоятельные игры, которые при должной поддержке даже превосходят оригинал.
В сообществе поклонников S.T.A.L.K.E.R. модификация S.T.A.L.K.E.R. Anomaly считается одним из лучших любительских дополнений. Помимо исправления багов и улучшения визуала, мод добавляет несколько режимов: сюжетный (с дополнительными кампаниями), «песочницу» и «войну фракций». Он также вводит в игру множество NPC, улучшает интерфейс и искусственный интеллект противников, изменяет внешний вид представителей некоторых фракций и выдаёт главному герою трёхмерный КПК. После версии 1.5.1 мод больше не зависит от оригинальных файлов игры и запускается самостоятельно.
Кастомизация интерфейса
Пользовательские модификации интерфейса значительно улучшают игровой опыт. Одни могут быть «косметическими», добавляющими в игру стильные фреймы, иконки или панели. Другие способны сделать весь UI гораздо удобнее, изменив HUD и сделав его более функциональным.
Ещё один вариант UI-модов технически может быть связан с браузером и непосредственно с клиентом игры, если речь идёт об MMO-проектах. Данные, полученные с сервера, улучшают геймплей, но при этом не дают какого-либо преимущества по отношению к другим игрокам. Самый яркий пример таких пользовательских модификаций — аддоны для World of Warcraft. Для этой MMORPG существует почти девять тысяч аддонов с разными задачами — от реализации встроенной навигации по квестам и добавления улучшенной карты до отображения подсказок по тактикам в данжах.
Однако у таких модификаций есть и обратная сторона. Хотя они никоим образом не влияют на игровой процесс в целом, в некоторых играх обладатель таких аддонов получает значительное преимущество в PvP.
Несколько лет назад с такой проблемой столкнулось сообщество World of Tanks. Игра не запрещала устанавливать различные аддоны, и вскоре появились модификации, легальность которых с этической точки зрения была под большим вопросом: анализ брони в бою, отображение цели противника для удачного уклонения, прозрачность объектов на карте и тому подобное. Из-за многочисленных жалоб в 2017 году Wargaming официально запретила подобные аддоны. При этом разработчики World of Tanks не против модов в целом: на сайте игры есть раздел одобренных компанией модификаций.
Лучшие друзья моддера, или с чего начать
В предыдущем материале цикла мы уже упоминали, что технические сложности в процессе создания модов часто отпугивают тех, кто хочет сделать что-то своё. Но если желание улучшить игру достаточно сильно, стоит ознакомиться с базовыми навыками, которые нужны начинающему моддеру.
Профессиональные навыки
Понимание принципов Software Development Kit (SDK)
Требования к техническим навыкам зависят в первую очередь от того, какой вид модификации задумал пользователь. В любом случае потребуется знание SDK того движка, на котором написана игра. Речь идёт обо всём необходимом инструментарии для манипуляций с исходным кодом: это и скрипты, и утилиты импорта-экспорта моделей и текстур, и редактор уровней. Но такую творческую свободу игрокам готов предоставить не каждый разработчик. Если Source SDK от Valve с подробнейшей документацией доступен для скачивания всем желающим, то к играм, сделанным, например, на Decima Engine, уже не подступиться без помощи хакеров и написания собственных программ.
Желание знакомиться с дополнительными программами для базового моддинга
К такому виду софта относятся звуковые и графические редакторы, с помощью которых пользователь создаёт контент для «косметических» изменений.
- Adobe Photoshop — один из самых популярных графических редакторов для создания спецэффектов и текстур для моделей. Для работы с DDS-форматом, в котором сохранены текстуры из большинства популярных игр, потребуются плагины NVIDIA Texture Tools Exporter и Legacy Texture Tools.
- Adobe Substance Painter — один из инструментов 3D-текстурирования, который позволяет рисовать прямо на 3D-модели и сразу создавать дополнительный маппинг для текстурирования. Полученный результат можно импортировать в другие инструменты для дальнейших манипуляций. Ключевое достоинство Substaince Painter — его совместимость со всеми программами Adobe и операционными системами.
- Blender — бесплатный редактор для 3D-моделирования и разработки всевозможных проектов, связанных с этой сферой, — от скульптинга и анимаций до рендеринга 3D-артов и текстурирования. Один из самых популярных инструментов среди CG-художников. Активно используется в моддинге из-за возможности импорта и экспорта моделей в различные форматы. Однако из-за широкой функциональности и перегруженного интерфейса новичку придётся потратить немало часов, чтобы изучить все нюансы и добиться желаемого результата.
- Autodesk 3DS Max — ещё один популярный редактор для 3D-моделирования с необходимым набором инструментов и возможностью экспорта. В отличие от Blender, распространяется по подписке.
- MilkShape 3D — программа для лоу-полимоделирования в старых играх (Half-Life, Unreal Tournament, Quake, The Sims и так далее). Подойдёт тем, кто до сих пор делает моды для ретроигр.
Не исключено, что для создания мода понадобится и звуковой редактор. Их существует довольно много (Sound Forge, Adobe Audition, Audacity). Здесь всё зависит от личных навыков, бюджета и наличия плагинов для экспорта.
Знание кода
Если пользователь захочет копнуть глубже и сделать масштабный мод, то без навыков программирования ему не обойтись, так как предстоит работа с внутриигровыми скриптами. Некоторые игры используют несколько языков программирования, но большинство работает на С++.
При этом для моддинга необходимо в первую очередь знание общих концепций кода, а не знание синтаксиса конкретного языка. Код связывает воедино все аспекты игры: уровни и модели, анимацию, искусственный интеллект и так далее. Чтобы не нарушить эту связь при создании масштабного дополнения, моддеру следует понимать все аспекты создания игры.
Личные навыки
Знания базовых программ и технических навыков недостаточно для создания качественного пользовательского контента. Софт-скиллы играют не последнюю роль. И начинающий моддер не должен о них забывать.
Усидчивость. Перед тем как начать что-то создавать, необходимо изучить информацию о функциональности необходимого SDK или сторонних программ, которые используются для создания контента в той или иной игре. Чем хуже игра поддерживает модификации, тем больше придётся гуглить информацию и находить нужных людей для консультаций. Всё это может занять немало времени.
Коммуникация. В создании масштабных модификаций нередко задействованы большие команды, и за каждым разработчиком в ней закреплена отдельная задача, как и в игровых студиях. В сообществе всегда можно найти единомышленников-энтузиастов, которые согласятся сотрудничать. Это ускорит срок создания модификации и поможет восполнить пробелы в тех областях, которые сложно освоить пользователю.
Этика. У многих студий есть документы, в которых чётко прописаны правила создания модификаций. Помимо того, что создавать контент с расистским, ксенофобским, сексистским, клеветническим и оскорбительным содержанием просто запрещено, могут также возникнуть проблемы с нарушением авторских прав. Например, сотрудники CD Projekt Red убедительно просят не создавать контент с нарушением прав третьих сторон (авторов книг, комиксов и так далее), реальных людей и брендов. Для разработки такого контента нужно просить разрешение у всех затронутых лиц, в том числе и самих разработчиков.
И, наконец, любовь к игре. Пожалуй, главный фактор, который движет сообществом при создании модов.
Полезные ресурсы
Где же можно опубликовать свою модификацию? Как поделиться модом с другими игроками? Ниже — подборка самых популярных ресурсов, где фанаты обычно ищут пользовательские моды для любимых игр.
Steam Workshop
Мастерская пользовательского контента, встроенная в клиент Steam. Загрузка модов доступна игроку сразу, без дополнительных манипуляций с установками. Для моддеров существует две опции загрузки контента: открытая и модерируемая. Если в открытой мастерской можно загрузить любой вид модификации, то в модерируемой создаются платные моды, при этом качество контента тщательно отслеживается, а цену устанавливает сам разработчик. При всём удобстве в Steam Workshop есть один минус — модификации есть только для тех игр, разработчики которых сами завели страницу в «Мастерской».
Nexus Mods
Один из ведущих сайтов с модами. Варианты премиум-подписок (месяц/полгода/год/пожизненно) не только отключают рекламные блоки, но и ускоряют загрузку и улучшают поиск. Ресурс уникален тем, что можно найти модификации даже к играм, которые по умолчанию их не поддерживают.
По данным сайта, на портале зарегистрировано более 27 млн пользователей и представлено более 310 тысяч файлов для 1323 игр. Общее количество скачиваний за всё время существования достигло более 4,7 млрд.
CurseForge
Крупнейший ресурс модификаций для World of Warcraft, в прошлом известный в игровом сообществе как Curse. В 2016 году сервис выкупила Twitch, а с середины 2020 года права на портал принадлежат компании Overwolf — разработчику сервиса дополнительных приложений для мультиплеерных игр (League of Legends, Hearthstone, CS:GO, Fortnite, PUBG) Все аддоны, загружаемые на CurseForge, проходят строгую модерацию, при этом авторы модификаций зарабатывают на своих творениях путём набора очков, которые можно обменивать на реальные деньги. На сегодняшний день CurseForge поддерживает 13 игр, среди них Minecraft, WoW, TES: Online и Rift.
Mod DB
Один из самых старых порталов, посвящённых модам, основанный ещё в 2002 году. Примечателен тем, что помимо загруженного пользователями контента на сайте собрано немало материалов, посвящённых моддингу и нюансам разработки модификаций. Главная цель портала — объединить разработчиков, игроков, а также их идеи, предоставив им возможность вместе улучшать игры с помощью модов.
Согласно текущей статистике, на Mod DB загружено более 24 тысяч модификаций, которые просмотрели почти 1,5 млрд пользователей.
Mod.io
Австралийский портал для моддинга, созданный в 2018 году основателями Mod DB. Сервис привлекает как авторов пользовательского контента, так и самих разработчиков. Моддерам доступны API и SDK игр, которые есть на сайте, в том числе специальные плагины для игр на Unity, Unreal Engine, GameMaker Studio, Lumberyard и прочих движков. Главное отличие от Steam Workshop в том, что Mod.io — кроссплатформенный сервис, поэтому разработчики могут с его помощью анализировать метрики и статистику по запросам пользовательского контента.
В следующей части мы подробно рассмотрим ещё одну разновидность модификаций, которая не вписывается ни в одну из категорий модов и требует максимальных творческих навыков. Имя ей — машинима.