Высшее образование в глубоком кризисе: что мы узнали из Horizon Reports ― 2022
У Educause вышел ежегодный отчёт о перспективах университетов во всём мире. Мы прочитали его, вздрогнули и пересказываем.
Иллюстрация: В. М. Васнецов / Daderot / Wikimedia Commons / Rawpixel / Freepik / DCStudio / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что происходит с форматами обучения в вузах и почему всё больше людей теряют интерес к высшему образованию;
- как на вузы всего мира влияет усложняющаяся геополитическая ситуация;
- чем грозит то, что вузы не успевают за цифровыми инновациями;
- какие решения в области технологий и образовательных подходов могут улучшить ситуацию;
- какие печальные сценарии будущего эксперты прочат высшему образованию в ближайшие десять лет.
Ежегодно ассоциация по внедрению информационных технологий в высшее образование Educause выпускает отчёты под общим названием Horizon Reports. В 2022 году уже вышли две версии: о преподавании и обучении, а также о данных и аналитике.
Оба отчёта имеют традиционную для Horizon Reports структуру и построены на опросах экспертов. Большинство опрошенных — из США и Европы, но есть и представители вузов, IT-компаний и некоммерческих организаций из других стран. Россиян среди них нет, но, кажется, многие проблемы и тренды, обозначенные иностранными коллегами, покажутся российским представителям высшей школы тоже очень знакомыми.
Как устроены отчёты Horizon
Опрос проводится онлайн и сочетает вопросы с развёрнутым ответом и голосование по ограниченному списку. Сначала экспертов просят назвать важнейшие тренды, влияющие на высшее образование, — социальные, технологические, политические, экономические и экологические. Из их ответов составляют общий список, и респонденты голосованием выбирают по три основных тренда в каждой категории.
На следующем этапе в таком же порядке — сначала каждый предлагает свои варианты, затем общее голосование — выбирают ключевые практики и технологии, которым, по мнению экспертов, организации высшего образования будут уделять наибольшее внимание в ближайшее время. В заключение эксперты оценивают по четырёхбалльной шкале важность каждой выбранной практики и технологии, готовность студентов и преподавателей принять её, стоимость внедрения и другие параметры.
В первом вышедшем отчёте по преподаванию и обучению эксперты перечислили тренды и практики, значимые для сферы высшего образования в целом. Выпуск о данных и аналитике сосредоточен на более узких технологичных темах. Но несмотря на разный фокус, выводы отчётов вполне увязываются в общую картину. И честно говоря, перспективы высшего образования на этой картине выглядят мрачно.
С какими проблемами сталкивается высшее образование
В этом разделе мы объединили тренды, которые представлены в двух отчётах, в тематические группы.
Удалённые и гибридные форматы пришли навсегда
За время пандемии удалёнку и её гибриды с очным форматом оценили многие. Сейчас спрос на такие формы работы и обучения остаётся высоким. Это позволяет людям жить в более дешёвом районе далеко от университета или офиса, но не тратить каждый день несколько часов на дорогу. Или вообще оставаться в маленьком городе, а учиться или работать полностью удалённо.
Для части перспективных сотрудников гибкие форматы работы могут даже стать аргументом в пользу трудоустройства в университете — то есть удалёнка становится ещё и инструментом привлечения талантов.
Казалось бы, университеты уже больше двух лет работают в ситуации то полного, то частичного дистанта, и проблем с этим трендом быть не должно. Но согласно отчётам Educause, системы высшего образования в разных странах пока не совсем готовы к полномасштабному переходу в новые форматы.
Например, как эксперты отметили в отчёте по обучению и преподаванию, гибридные форматы обучения ещё находятся в развитии. Дело доходит до терминологической путаницы: в разных вузах одни и те же подходы называют по-разному (например, где-то гибридное обучение, где-то смешанное, а где-то ещё как-то), потому что определения пока не устоялись.
Требуется дорабатывать программы, переобучать сотрудников, переоборудовать аудитории для гибридных занятий. К тому же мало у кого есть понимание, как изменить опустевший кампус, как по-новому организовать пространство. В отчёте Horizon по данным и аналитике отмечено, что у вузов зачастую даже нет объективной информации об эффективности помещений в собственных зданиях — никто не собирал такие данные из года в год.
Всё больше молодых людей решают не получать высшее образование
Это, пожалуй, самая настораживающая группа трендов. Вот какие изменения здесь зафиксировали эксперты, приглашённые Educause.
Профессиональное образование во всём мире переживает переход к навыковым моделям. Многие компании, в том числе такие технические гиганты, как Google, больше не настаивают на том, чтобы их сотрудники имели высшее образование. Всё популярнее идея, что высококвалифицированным профессионалом может быть и тот, кто никогда не учился в вузе, но собрал нужные компетенции из разных источников — коротких курсов, мастер-классов, самообразования.
Ситуацию для вузов осложняют экономические и технологические тренды. Вузы конкурируют за абитуриентов с онлайн-платформами и проигрывают с финансовых позиций — короткие программы с сертификатами гораздо дешевле, чем полные университетские курсы. Вероятно, для России это менее актуально, потому что здесь можно получить высшее образование бесплатно, однако и в ней треть студентов, по данным федерального статистического наблюдения, учится платно. Причём, похоже, платить чаще всего приходится тем, кто хотел бы получить именно интересующее образование, а не то, на которое просто хватило баллов ЕГЭ.
Согласно отчёту Horizon, потенциальные студенты всё чаще ждут от высшего образования, что оно как-то подтвердит свою значимость данными. Например, покажет, что у выпускников вузов карьеры складываются успешнее и зарплаты выше, чем у специалистов без университетских дипломов. Но вузы пока не очень хорошо справляются с управлением данными о своих выпускниках и их анализом.
К тому же многие представители высшего образования вообще не считают подготовку студента к конкретному карьерному пути основной целью университета.
В обоих отчётах Educause описаны тренды, связанные с сокращением востребованности высшего образования:
- С одной стороны, в обществе университетская степень уже не вызывает такого уважения, как раньше. Хорошей репутации вуза, обещаний погрузить студентов на несколько лет в особую университетскую среду недостаточно, чтобы поддерживать массовый приём.
- С другой стороны, вузовские программы всё чаще оценивают по таким же показателям, как коммерческие продукты, например по коэффициенту возврата инвестиций ROI. Такой подход далеко не всегда оправдан, тем не менее чем дальше, тем больше людей сомневаются, что целесообразно вкладывать большие деньги в университетское образование.
Вузам всё сложнее обеспечивать безопасность — и в реальности, и в Сети
Многие отмеченные в Horizon Reports тренды связаны не с системой образования, а с внешними по отношению к вузам обстоятельствами. Например, с политической нестабильностью во многих регионах мира: это значит, что кампусы становятся всё менее безопасными местами. А в переходе в онлайн есть свои риски, потому что кибератаки на университеты становятся всё активнее. Кстати, Россию это явление тоже не обошло стороной.
Политики защиты данных во всём мире при этом становятся всё сложнее и сложнее. Получается, международное научное и образовательное сотрудничество сегодня ограничивают не только геополитические конфликты, но и разные требования государств к защите персональных данных.
Политические же перемены могут привести к тому, считают эксперты Horizon Reports, что университеты поляризуются по разным позициям и смогут привлекать на обучение только студентов, разделяющих аналогичные взгляды.
Снижение приёма означает потерю доходов, а государственное финансирование между тем тоже сокращается (однако по этому тренду в отчётах Educause приведён в основном опыт США, где система финансирования вузов устроена иначе, чем в России).
При этом вузы, как и коммерческие компании, должны учитывать проблему глобального изменения климата, отмечают эксперты. Возможно, для российских реалий это не самый значимый тренд, но для стран Запада он имеет значение. В целом университетские коллективы, как никакие другие, понимают важность экологичных практик, потому что не только учат этому студентов, но и проводят исследования по соответствующим темам. Но понимать — не значит иметь ресурсы на многочисленные изменения.
Более экологичными и энергоэффективными должны стать и здания кампусов, и подходы к организации занятий, и цифровые технологии. Сейчас на работу компьютерных центров тратится заметная доля потребляемой вузами энергии.
Цифровые технологии не решают всех проблем
Эксперты, опрошенные при подготовке отчётов Horizon, видят ответ на многие стоящие перед университетами вызовы в новых цифровых инструментах, аналитике данных, применении искусственного интеллекта (подробнее в следующем разделе). Трудно ожидать иного, учитывая, что цель Educause — развитие IT в высшем образовании. Но правда и в том, что многие тренды, из-за которых вузы сейчас оказались в особенно сложных условиях, — технологические.
Оба отчёта подчёркивают, что вузы не успевают за технологическими инновациями. Например, внедрение систем сбора и анализа данных в большинстве случаев не привело к тому, что из собранной информации делаются какие-то полезные выводы.
Типичная ситуация: каждое подразделение — от приёмной комиссии (или её аналога) до отдельных кафедр — собирает и обрабатывает данные в своей системе. Между собой разные части университета обмениваются информацией вручную, никакой общей понятной всем базы нет.
Подходы к кибербезопасности у образовательных учреждений тоже не то чтобы инновационные, и университеты сильно страдают от кибератак. Это снижает доверие потенциальных студентов и сотрудников.
То есть вузам повсеместно нужна новая инфраструктура данных, новые политики управления ими, новые системы кибербезопасности, новые алгоритмы машинного обучения, которые не будут дискриминировать студентов из-за их социального происхождения или пола. Нерешённых проблем много, и с каждым годом цена ошибки становится выше. Кстати, опубликованное недавно исследование, которое провела компания Proofpoint Inc., занимающаяся кибербезопасностью, подтвердило этот вывод из отчёта Educause: оказалось, что 97% ведущих университетов мира не соблюдают основные меры кибербезопасности и тем самым подвергают и сотрудников, и студентов риску атак с использованием электронной почты.
Но кто будет всем этим заниматься? Вузам сложно вписаться в цифровую экономику и конкурировать с IT-индустрией за дефицитных специалистов, предложить им такой же уровень дохода и прочие условия, сопоставимые с тем, что есть в IT-компаниях.
Поэтому сектор высшего образования живёт в условиях постоянной текучки IT‑кадров, и это дополнительно осложняет технологические инновации — трудно планировать долгосрочные изменения, когда команда то и дело меняется. А у преподавателей и сотрудников административных подразделений, как правило, не хватает навыков, чтобы работать с данными без помощи профильных специалистов.
Читайте также:
Какие решения предлагают эксперты
В каждом из Horizon Reports есть раздел с перспективными технологиями и практиками. Это может быть что-то, что вузы уже делают, или идеи на будущее.
В отчётах этого года эксперты назвали скорее широкие направления деятельности университетов, а не отдельные технологии. Примечательно, что многие практики этого года повторяют прошлогодний отчёт Educause об обучении и преподавании (мы рассказывали о нём здесь), но оптимизма по отношению к ним в новых текстах стало меньше.
Среди решений, в которых эксперты видят наибольший потенциал, — по-прежнему инструменты на базе искусственного интеллекта для образовательной аналитики и собственно для обучения студентов.
О перспективах ИИ в образовании говорят давно, но пока соответствующие разработки для вузов всё ещё в начале пути. Их развитие ограничивает несовершенство управления данными в вузах — как мы уже упоминали, в каждом университете используют множество не связанных друг с другом систем.
Другая важная проблема — безопасность данных и этичность ИИ-инструментов. Предпосылки, заложенные при их проектировании, могут оказаться несправедливыми к некоторым студентам — примерно так же, как было в громком скандале в Amazon, где ИИ подбирал резюме наиболее подходящих кандидатов: оказалось, что беспристрастные алгоритмы нейросети отдавали предпочтения кандидатам-мужчинам, отвергая женщин. Происходило это потому, что среди владельцев резюме, которые ИИ проанализировал ранее, женщин было меньше.
В отчёте Horizon о данных и аналитике переоценка заложенных в информационные системы норм выделена как отдельный тренд, так же как и повышение data-грамотности сотрудников и студентов, для которых предназначены ИИ-инструменты.
Для решения проблем с управлением данными эксперты предлагают больше использовать автоматизированные системы на основе ИИ, работу которых не остановит регулярная смена IT-команды вуза.
Другая важнейшая задача — унификация источников данных. Только объединение потоков информации из разных подразделений позволит вузам, говорится в отчёте Horizon по данным и аналитике, уверенно оценивать отдачу от инвестиций в разные программы, прослеживать траектории обучения в течение жизни, обеспечивать студентам равные возможности. Формированию новой системы поможет внедрение современных подходов к архитектуре данных.
Что касается преподавания и обучения, то самый большой потенциал эксперты увидели в различных практиках по внедрению гибридных форматов обучения. Удалённые и гибридные формы занятий должны стать мейнстримом, и не как временное решения для пандемии, а на постоянной основе, уверены опрошенные специалисты.
Кроме этого общего направления, обозначены и более конкретные практики: переобустройство аудиторий вузов для гибридного обучения и подготовка преподавателей для таких форматов.
Одна из главных сложностей при внедрении гибридных форматов в том, что для них требуются одновременно и дорогостоящие технологические решения, и новые подходы к педагогическому дизайну, да и преподавателей надо как следует учить работе с новым оборудованием. Ведь невозможно на каждом занятии полагаться на помощь IT-команды.
Ответить на новые запросы абитуриентов эксперты предлагают за счёт микростепеней. Раз уж вузы поставлены в ситуацию, когда приходится соперничать с онлайн-платформами, надо предлагать конкурентоспособные продукты. В отчёте Horizon о преподавании и обучении говорится о программах для рескиллинга (переобучения) работающих профессионалов, а также о наборах коротких курсов для своих же студентов. Такие курсы нужно разрабатывать под потребности работодателей — и позволять студентам самостоятельно выстраивать образовательные маршруты, выбирая те или иные микростепени.
Каким может быть высшее образование к 2032 году
Традиционная часть каждого ежегодного отчёта Horizon — четыре сценария развития на следующие десять лет. В новых отчётах, как и прежде, обрисованы разные версии будущего: рост, ограничение, коллапс и трансформация. Но в этот раз даже относительно позитивные сценарии роста и трансформации не выглядят идеальными.
Например, в отчёте о преподавании и обучении сценарии роста и трансформации основаны на том, что вузы смогут адаптироваться к более востребованным форматам образования — внедрят микростепени, гибридные и дистанционные курсы. Но эксперты предполагают, что в обоих случаях часть университетов не сможет вписаться в новую реальность:
- В сценарии роста у вузов, не сумевших оцифровать образование и перейти к навыковым моделям, упадёт приём (туда пойдёт мало абитуриентов), а значит, возникнут и финансовые трудности.
- В сценарии трансформации подобных вузов вообще не останется — они окажутся неспособны объяснить абитуриентам, зачем им получать четырёхлетнее образование, которое не гарантирует успешной карьеры.
Что может помешать вузам интегрировать новые форматы в свою работу и успешно конкурировать за студентов с онлайн-платформами? В отчёте по преподаванию и обучению отрицательные последствия в сценариях ограничения и коллапса связаны с потерей высшим образованием свободы развития из-за финансовых или политических проблем:
- В сценарии ограничения переход в онлайн тоже произойдёт, но вынужденно — кампусы закроют из-за изменения климата, в результате пострадают многие направления подготовки.
- В сценарии коллапса вузы окончательно потеряют престиж из-за политических разногласий: в кампусах просто станет небезопасно.
Те же четыре сценария в отчёте о данных и аналитике выглядят совсем уж мрачно:
- В сценарии роста IT-отделы вузов по-прежнему не будут успевать за обновлением технологий, что приведёт к высоким рискам утечки данных. Только некоторым вузам удастся построить аналитические системы в интересах студентов.
- В сценарии ограничения похожие обстоятельства приведут к протесту со стороны студентов, сопротивляющихся сбору данных о них. Немногие вузы справятся с ситуацией за счёт низких по стоимости блокчейн-систем управления данными.
- В сценарии коллапса вузы окончательно проиграют коммерческим онлайн-платформам: те убедительнее докажут свою ценность для потребителей образовательных услуг.
- В сценарии трансформации вузы откажутся от физических пространств и сосредоточат усилия (в том числе аналитические) и инвестиции на гибридных и дистанционных форматах обучения. Но слишком массовая онлайнизация пойдёт на пользу далеко не всем студентам и направлениям обучения.
Получается, так или иначе эксперты видят нежелательные последствия разных вариантов развития событий.
С одной стороны, если высшее образование не будет подстраиваться под новые ожидания молодых людей, не станет делать программы более прикладными, внедрять дистанционные и гибридные форматы обучения, то онлайн-платформы победят окончательно, как бы много ни говорилось о вечной ценности фундаментального высшего образования.
С другой стороны, даже если вузы готовы меняться, им может не хватить ресурсов на реформы, учитывая нестабильность политической, экономической и экологической обстановки.
И даже в случае успешных изменений сохраняются вопросы: останется ли в новых форматах хоть что-то от классической сути университетского образования? и сколько будет пострадавших от перемен?
Читайте также: