Образование
#новости

Всё больше абитуриентов идут учиться на инженеров. Но выпуск пока снижается

Ещё одна проблема — сравнительно низкий средний балл ЕГЭ у поступающих.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал данные о подготовке инженеров в вузах страны.

Сколько студентов учатся на инженерных специальностях

На начало 2023/2024 учебного года общее число студентов, учащихся на вузовских программах по инженерным, технологическим и техническим наукам, превысило 1,3 млн человек. Это почти треть от всего числа обучающихся и максимальный показатель за последние девять лет. Исследователи отмечают, что численность студентов на инженерно-технических специальностях увеличивается год от года, и за последний год прирост составил 4,7%.

Рост численности студентов — следствие увеличения набора на инженерно-технические программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. В 2023 году, подсчитали в НИУ ВШЭ, общее количество поступивших на инженерные направления в вузы составило 409,9 тысячи, или 31,8% от общего набора. Причём более 60% от этого числа — приём на бюджетные места (число выделяемых на эти направления мест от года к году увеличивали). В общем приёме в вузы, отметили исследователи, доля поступивших на бюджет ниже — 43,9%.

Судя по представленным в ИСИЭЗ данным, приём на инженерно-технические программы превышает 31% от общего набора с 2018 года, а в абсолютном выражении за это время он вырос почти на 50 тысяч человек.

Инфографика: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Больше всего, как отметили исследователи, растёт приём на направления, связанные с информатикой и вычислительной техникой. Здесь рост составил 38,1% в 2023 году по сравнению с 2020-м. Такие высокие показатели в ИСИЭЗ связывают с реализацией федеральных проектов «Кадры для цифровой экономики» и «Искусственный интеллект» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Сколько инженеров выпускают вузы

Хотя приём в вузы на инженерно-технические программы высшего образования растёт уже несколько лет, из данных ИСИЭЗ следует, что выпуск соответствующих кадров в пропорциональном отношении пока, напротив, снижается. На каждые 10 тысяч, занятых в экономике, за 2013–2022 годы он сократился с 43 до 33 человек.

Тем не менее в общем выпуске из вузов инженерные программы занимают значительную долю: в 2023-м их окончили 28,5% всех выпускников. Больше кадров выпускают только программы в области наук об обществе (экономика и управление, юриспруденция, социология, психология, СМИ и так далее) — 38,6%. Судя по данным ИСИЭЗ, выпуск по другим направлениям с 2013 года сократился гораздо сильнее. При этом доля инженеров в общем выпуске выросла (несмотря на то что абсолютное количество выпускников по этим направлениям тоже сократилось).

Инфографика: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Приведённые в публикации ИСИЭЗ данные не позволяют разделить потоки поступающих и выпускников по уровню образования: проще говоря, неизвестно, сколько из выпустившихся в 2023 году 229,7 тысячи инженеров — поступившие в 2021-м магистры, а сколько — принятые несколькими годами ранее специалисты и бакалавры. Но разрыв в числе поступивших и выпустившихся позволяет предположить отсев с инженерно-технических программ.

Как отмечают исследователи, больше всего вузы России выпускают кадров по следующим направлениям:

  • информатика и вычислительная техника;
  • техника и технологии строительства и наземного транспорта;
  • электро- и теплоэнергетика;
  • машиностроение;
  • прикладная геология,
  • нефтегазовое дело и геодезия.

С какими баллами поступают на инженерные направления

Если по количеству студентов наблюдается положительная динамика, то по уровню подготовки поступивших ситуация пока не такая позитивная. У принятых в 2023 году на бюджетные программы бакалавриата в области инженерного дела, технологий и технических наук средний балл ЕГЭ составил 68 баллов. Это ниже уровня по общему приёму (70,3 балла) и по направлениям подготовки в таких областях, как искусство и культура (79,6), науки об обществе (78,9), а также гуманитарные (75,3), математические и естественные науки (71,4).

Причину сравнительно низкого уровня подготовки у поступивших на инженерно-технические программы эксперты видят в том, что число сдающих ЕГЭ по профильной математике и физике — необходимым для приёма на такие направления предметам — в течение нескольких лет снижалось, а количество бюджетных мест для этих программ в вузах, напротив, росло. Проще говоря, за места на инженерно-технических направлениях складывается низкая конкуренция. Старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Борис Илюхин предположил в колонке для «Известий», что ближайшая приёмная кампания подтвердит уже существующий тренд — на инженерных специальностях в некоторых вузах может возникнуть недобор.

О том, что необходимо совершенствовать механизмы отбора абитуриентов на инженерно-технические специальности, говорят давно — например, об этом заявил в контексте проблем высшего образования ректор МГУ Виктор Садовничий. На прошедшем в начале февраля Госсовете по науке и образованию директор петербургского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич призвал к системной работе по всей стране для того, чтобы поднять уровень естественно-научных дисциплин.

Одним из вариантов привлечения студентов в инженерную профессию исследователи ИСИЭЗ отмечают профильные 10–11-е классы. По данным НИУ ВШЭ, старшеклассники всё чаще выбирают технологический профиль: доля тех, кто на нём учится, за последние пять лет увеличилась на пять процентных пунктов и на начало 2023/24 учебного года составила 17,1%.

А ещё, вероятно, интерес к инженерным специальностям растёт за счёт новых возможностей дополнительного образования детей. По данным Минпросвещения, в 2023/24 учебном году в России обновлён рекорд популярности технических и естественно-научных кружков. Число учащихся, записавшихся в кружки и секции по данным направлениям, составило почти 3 млн человек по каждому из направлений: более 2,8 млн детей выбрали техническую направленность, более 2,9 млн детей — естественно-научную. В министерстве отмечают, что охват детей такими программами за последний год вырос более чем на 30%.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Инженер-конструктор дрона Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована