Вопрос недели: бакалавриат отменяют или нет?
Подзатихшая было тема отказа от Болонской системы вернулась в повестку.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Дмитрий Ливанов
ректор МФТИ
Источник: «Российская газета»
— Будет система подготовки специалистов: специалитет с вариативными программами, как по срокам, так и по направлениям. И эти программы будут дополнены программами магистратуры, ординатуры и аспирантуры.
Елена Шмелёва
руководитель фонда «Талант и успех»
Источник: «Федеральная территория „Сириус”»
— Предложенная система высшего образования поспособствует тому, чтобы выпускник вуза стал самодостаточным специалистом, готовым к работе по выбранному направлению. Напомню, в советское время тоже были и пяти-, и четырёхлетние программы. Речь скорее идёт о том, чтобы сделать систему российского высшего образования более гибкой, эффективной, отвечающей требованиям времени. Исходя из этого, срок подготовки даже в рамках одного направления может варьироваться от четырёх до шести лет в зависимости от профиля программы и запросов рынка труда.
Станислав Прокофьев
ректор Финансового университета при Правительстве России
Источник: ТАСС
— Я не исключаю, что может быть оставлена та модель, которая есть, плюс развить специалитет пятилетний по тем профессиям, которые более узкие, где он оправдан. Например, для юристов — из того, что подлежит обсуждению. Юристу в конкретных отраслях, мне кажется, вполне было бы достаточно и пятилетнего специалитета. А по более широкому спектру может быть оставлена двухуровневая система.
Александр Безбородов
ректор РГГУ
Источник: РГГУ
— Мой опыт работы в гуманитарном вузе говорит только об одном — всем нынешним выпускникам школ очень полезно обучаться пять лет. И социологам, и философам, и политологам, и международникам, и филологам, и психологам.
Контекст
Высказывание президента в послании Федеральному собранию о необходимости перестройки вузовской подготовки снова вернуло в центр внимания тему, которая в последние месяцы утратила остроту, а именно — отказа от Болонской системы. Вроде бы основные черты новой национальной системы высшего образования стали ясны уже в начале лета: она должна быть гибкой, планировалось оставить бакалавриат наряду со специалитетом, но увеличить количество программ, где применяется последний (на сложных и особо важных направлениях, где четырёхлетняя подготовка недостаточна). Кроме того, предполагалось оставить и магистратуру, а также разрешить учиться в ней бесплатно специалистам, а не только бакалаврам, как сейчас. В ноябре Минобрнауки представило соответствующий законопроект, правда, в Госдуму он внесён не был.
Однако в речи Владимира Путина 21 февраля прозвучало, что нужно:
- вернуться к традиционной для России подготовке специалистов со сроком обучения от четырёх до шести лет в зависимости от специальности;
- по направлениям, где необходима узкая профессиональная специализация, обеспечить возможность дальнейшего обучения в магистратуре или ординатуре.
Это вызвало непонимание, будет ли сохранён бакалавриат как один из уровней образования или в новой системе должен остаться только специалитет, но он может быть как пятилетним, так и четырёхлетним (проще говоря, дело в единообразном названии уровня образования, но не в одинаковых сроках обучения). А также — будет ли магистратура доступна всем желающим или только в особых случаях, требующих узкой профессиональной специализации.
Помощник президента Андрей Фурсенко пояснил в эфире телеканала «Россия-24», что все дипломы, которые были получены ранее, будут признаваться, а дипломы бакалавра будут «приравнены к дипломам о высшем образовании». «Кроме того, у нас сохраняется многоуровневость. Это классификация ООН, и она никуда не делась, — сказал он. — Есть люди, которые планируют работать за границей, занимать какие-то должности, где требуется диплом бакалавра, диплом магистра или то, что называется PhD. И у нас есть определённые соответствия, есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами».
И всё же по бакалавриату ясности в академическом сообществе пока нет, что видно по разным высказываниям его представителей. А по магистратуре, возможно, имелось в виду то же самое, о чём говорилось в законопроекте Минобрнауки и первоначальных идеях реформы, а именно — будет ограничена возможность поступить в магистратуру по иному профилю, чем был в бакалавриате или специалитете.
Между тем премьер-министр Михаил Мишустин уже призвал Правительство оперативно принять необходимые документы: «Надо вернуться к традиционной для нашей страны системе подготовки специалистов в вузе, и прошу здесь в короткие сроки вместе с законодателями скорректировать существующую нормативную базу». При этом ранее процесс реформирования отечественной системы образования предполагался постепенным, а Минобрнауки считало нецелесообразным массовое введение специалитета в вузах, как сообщало ТАСС. Специалитет планировали вводить лишь преимущественно по направлениям, которые связаны с медициной (но там он и сейчас сохраняется), оборонно-промышленным комплексом, культурой, инженерным делом и сельским хозяйством.
Дополнено 12.05.2023: президент утвердил указ о пилотном проекте, который направлен на изменение уровней высшего образования. Они будут называться так: базовый, специализированный и аспирантура. К специализированному уровню отнесли магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку. Соответственно, базовый уровень — это то, что мы сейчас называем бакалавриатом и специалитетом. В указе эти понятия не фигурируют, но сказано, что срок обучения на базовом уровне может быть от четырёх до шести лет (то есть он может отличаться на разных программах). Таким образом, предполагается единообразное название уровня, а вот сроки, как и сейчас, могут быть разными. Такую систему сначала опробуют (наряду с нынешней) в отдельных вузах.