Образование
#Мнения

Цитаты недели: «Это не значит, что сейчас мы должны всё уничтожить дотла»

Уже очевидно, что полного отказа от бакалавриата и магистратуры не произойдёт и возврат к прошлому невозможен. Просто кое-где надо «больше порядка».

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Фото: klimov342.ru

Андрей Климов

Глава временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ


Источник: ТАСС


— Болонская система — не что иное, как пылесос, который очень активно позволял выкачивать умных людей из Российской Федерации и отправлять их в основном в сторону тех, кого мы сегодня совершенно обоснованно называем недружественными государствами.

Фото: Wikimedia Commons

Валентина Матвиенко

Председатель Совета Федерации


Источник: РИА «Новости»


— Дискуссия — выходить из Болонского процесса или оставаться — она обоснована. Если бы вы спросили меня, я бы сказала, что, на мой взгляд, надо выходить, но это не значит, что сейчас мы должны всё уничтожить дотла. Ни в коем случае нельзя сейчас поддаваться эмоциям, отвечая на появившиеся веяния.

Кадр: «Гайдаровский форум»

Андрей Фурсенко

Помощник президента РФ, экс-министр образования и науки РФ (2004–2012)


Источник: ТАСС


— Единственное, что мы должны понять: надо двигаться вперёд, а не пытаться возвращаться назад. Даже если это кажется нам очень интересным. Но если мы туда вернёмся, то поймём, что там не только это. Поэтому надо двигаться вперёд и не бояться. При этом нужно очень бережно относиться ко всему тому, что мы уже успели сделать.

Фото: Wikimedia Commons

Михаил Швыдкой

Экс-министр культуры РФ (2000–2004)


Источник: «Российская газета»


— Несправедливо утверждать, что Россия безоглядно включилась в Болонский процесс. Вообще, стоит напомнить, хотя это должно быть общеизвестно, что в России система многоуровневого образования складывалась задолго до того, как европейские университеты озаботились созданием общего образовательного пространства.

Фото: Wikimedia Commons

Валерий Фальков

Министр образования и науки РФ


Источник: интервью в «Коммерсанте»


— Понимаете, речь не идёт о том, что мы в одночасье вдруг отменим всё, с чем жили больше 20 лет, и вернёмся только к специалитету. Вовсе нет. Будут и бакалавриат, и магистратура. Могу назвать как минимум три причины для того, чтобы они сохранились. Во-первых, есть выпускники наших школ, да и много других людей, которые симпатизируют этим форматам образования. Почему бы не дать им возможность реализовать себя через получение бакалаврского или магистерского образования? Во-вторых, у нас миллионы людей получили бакалаврское образование, а без степени магистра они не смогут дальше продвигаться. <…> Ну и, наконец, третий аргумент — иностранные студенты.

Контекст

Новость о планах России выйти из Болонской системы всколыхнула волну очень разных реакций — от бурной радости тех, кто ей недоволен и хочет вернуть «советское образование», подразумевая под ним сплошной пятилетний специалитет, до предостережений о том, что это будет огромным шагом назад, и сетований, что в вузах грядёт очередная ломка вместо нормальной работы.

Кроме того, как заметили многие эксперты, отказ от Болонской системы усложняет продолжение образования за границей после получения базового в России, а значит, делает российские университеты непривлекательными для иностранцев (в том числе из стран СНГ). Это может перечеркнуть все усилия, которые предпринимали в последние годы для повышения престижа российского образования среди иностранных абитуриентов.

«Каким бы качественным ни было российское образование, если оно не даёт возможности работать на глобальном рынке труда, то становится бесполезным», — заключил Михаил Швыдкой в колонке в «Российской газете».

В течение недели после громкого заявления министра образования и науки о том, что к Болонской системе «надо относиться как к прожитому этапу», стало ясно, что полного отказа от двухуровневой системы бакалавриата и магистратуры не будет. 2 июня это подтвердил в интервью «Коммерсанту» и сам Валерий Фальков. «Будущее за уникальным сочетанием, специалитета, бакалавриата и магистратуры», — сказал он.

Замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев чуть ранее тоже заверил, что речь идёт не о возвращении к системе, которая была до 1991 года, а о формировании национальной системы, «которая бы учитывала и преимущества того этапа, <…> и тот опыт, который мы получили в последнее время».

При этом Михаил Швыдкой напомнил, что введение бакалавриата и магистратуры в России в своё время произошло не как слепое следование западным стандартам. Оно было связано с социально-экономическими потребностями российского общества, развитием экономики в целом и рынка труда в частности. «Разделение на бакалавриат и магистратуру позволяло на год раньше включать большинство выпускников вузов в активную трудовую деятельность. Кроме того, базовое высшее образование — бакалавриат — позволяло молодым людям лучше сориентироваться в будущей профессиональной деятельности».

Но, похоже, что как раз эту возможность «лучше сориентироваться» после бакалавриата и хотят ограничить в ходе новой реформы. Во всяком случае это касается существующего сейчас права поступить в магистратуру совершенно по другому направлению, чем то, по которому был окончен бакалавриат. Именно возможность поступить в непрофильную магистратуру Валерий Фальков выделил в интервью «Коммерсанту» как одну из главных проблем действующей двухуровневой системы. Здесь надо навести больше порядка, считает он.

Его коллега Владимир Филиппов, занимавший должность министра образования РФ в 1998–2004 годах, чуть раньше высказался в колонке «Коммерсанту» на эту тему так:

«Что плохого в том, что человек окончил бакалавриат по машиностроению, а в магистратуре выбрал энергомашиностроение? Или изучал четыре года экономику, а далее выбрал одну из близких специализаций — маркетинг? Что плохого в том, что ребята участвуют в программах академической мобильности и получают новые знания, компетенции и опыт?»

Действующий министр, в свою очередь, в интервью пояснил, что речь не идёт о необходимости вводить лишь жёсткие прямые траектории: «Наверное, экономисты могут и в маркетинг пойти, но довольно странно, если у нас выпускник журфака пойдёт на энергомашиностроение». Фальков добавил, что знает примеры, когда люди с юридическим образованием поступали в магистратуру на химию.

Вряд ли подобные истории случаются массово — всё-таки в магистратуру надо ещё поступить, что едва ли возможно без надлежащей подготовки. Но дальнейшие слова министра заставляют предположить, что ограничение в выборе магистратур может коснуться далеко не только таких радикальных случаев: «Вы посмотрите на экономистов и юристов — сколько людей сейчас поступают в магистратуру с непрофильным образованием? А в менеджмент сколько? И в результате мы имеем падение качества».

Словом, в центре обсуждения реформы, вероятно, будет вопрос о принципах, по которым можно будет выбирать направление магистратуры после бакалавриата.

Вторым центральным вопросом станет выбор программ подготовки, для которых приоритетным форматом должен быть специалитет. По словам Валерия Фалькова, это прежде всего сложные направления вроде медицинской микробиологии, фундаментальной и синтетической биологии, специальных химических технологий. Но в любом случае, считает он, определять такие направления должно не министерство — «сама индустрия вместе с университетом должна выбрать наиболее предпочтительные форматы».

Важный нюанс: программы не изменятся в ближайшие два года, так как контрольные цифры приёма на это время уже есть. «Все, кто уже поступил, будут спокойно учиться, программы все сохранятся. Те, кто поступят в следующем году, также будут спокойно учиться», — успокоил министр. Перестройка, пояснил он, должна быть плавной и последовательной и растянется на многие годы. «Но нам важно вектор видеть, а он теперь совершенно другой», — подчеркнул он.

Курс

Профессия Менеджмент в онлайн-образовании

Вы узнаете, как запускать востребованные онлайн-курсы, руководить командой и получать стабильную прибыль. Сможете создать образовательный проект с нуля или масштабировать существующий.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Менеджмент в онлайн-образовании Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована