Образование
#Мнения

Цитата недели: ректор МГУ — о потере важной грани образования

С качеством при обучении на дистанте всё в порядке, но кое-чего не хватает.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Виктор Садовничий

Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова


Где: онлайн-конференция «Россия сегодня»


— Успеваемость примерно та же, но… Вызывает вопросы качество и отсутствие общения живого. Конечно, я как лектор, читающий основные курсы, понимаю, что живое общение заменить нельзя. Это ведь очень индивидуально, когда студент смотрит у доски на профессора, как он там пишет, как он волнуется, как он ошибается, как он ему в глаза смотрит — это не заменить. И это потеря. <…> Но если говорить о качестве знаний и их освоения, мы не видим пока катастрофического разрыва.

Контекст

Ректор МГУ произнёс эти слова, отвечая на вопрос о том, пострадало ли качество высшего образования из-за перехода в дистанционный онлайн-режим в связи с эпидемией. Виктор Садовничий подчеркнул, что, по его мнению, а также мнению многих профессионалов и родителей учащихся, «не может быть образования такого типа всегда», это просто экстремальная ситуация. Но в то же время констатировал, что падения качества образования не происходит — просто теряется такая «грань образования», как живое общение.

Кстати, в рамках опроса среди старшеклассников и студентов, проведённого весной прошлого года соцсетью «ВКонтакте», оказалось, что учащиеся одним из главных недостатков дистанта тоже считают дефицит живого общения. Но, правда, не с преподавателями, а с друзьями. На первом же месте по популярности был ответ «снижение мотивации». Похоже, именно это главный бич дистанта, с точки зрения студентов.

Другое исследование (с участием 13 российских вузов) подтвердило те же наблюдения, которыми поделился Виктор Садовничий относительно качества образования на дистанте: 70% российских студентов считают, что дистанционный формат вполне позволил им осваивать образовательные программы. Правда, с тем, что высшее образование могло бы полностью перейти в онлайн-формат, согласны лишь 7%. И в то же время 75% учащихся сообщили о тех или иных признаках психологического неблагополучия в связи с дистантом.

Возможно, это связано как раз с недостатком живого общения, а может быть, с феноменом Zoom-усталости: студенты считают, что оптимальное для концентрации внимания количество онлайн-занятий в день — два-три, и при этом между ними нужны достаточные перерывы, однако во время дистанта зачастую занятия бывают выстроены гораздо интенсивнее.

Возникают вопросы: действительно ли так ценно само по себе живое общение во время лекции, если продвинутые технологии и продуманная организация позволяют сделать онлайн-просмотр таким же содержательным, как при живом присутствии в аудитории? Чем принципиально отличается для студента возможность наблюдать за профессором у доски, сидя непосредственно в аудитории и сидя перед экраном компьютера дома? Не является ли эта ценность живого присутствия значимой лишь для самого преподавателя, но не для студентов, потому что читать живым лицам гораздо приятнее, чем «чёрным квадратам» на мониторе?

Ценность классических офлайн-лекций на самом деле давно вызывает сомнения — не только у студентов, но и у самих педагогов тоже: летом в соцсетях случилась бурная дискуссия на эту тему.

Кстати, осенью сообщалось, что в МГУ разработали подход к обучению, сглаживающий негативные эффекты дистанта, связанные как раз с недостатком коммуникаций. Методика предназначена не для лекций, а для групповых обсуждений.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована