Цитата недели: «Основная задача реформы ― радикальная актуализация»
В новостную повестку вернулась тема обновления системы высшего образования в России.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Леонид Поляков
член Совета по правам человека, профессор НИУ ВШЭ
Где: Telegram-канал «СПЧ ― Совет по правам человека»
― Работа Минобрнауки по созданию нового ФГОС ― это не отказ от Болонской системы, которая у нас свелась к замене специалитета на бакалавриат + магистратура. Речь идёт не столько о форме, сколько о содержании образовательного процесса в вузах РФ. Особенно это касается комплекса социальных наук и гуманитарных дисциплин. Основная задача, которую должна решить реформа, ― радикальная актуализация преподаваемого в этих дисциплинах.
Контекст
На этой неделе стало известно, что Минобрнауки совместно с профессиональным сообществом разрабатывает новый макет ФГОС, который будет макетом новой системы высшего образования в России. Напомним, Россия переходит от Болонской системы к собственной национальной системе высшего образования, которая должна учесть удачный прошлый опыт, а также актуальные вызовы.
Как сообщила ТАСС пресс-служба ведомства, в новом макете ФГОС будут учтены все последние изменения законодательства, в том числе освоение двух и более квалификаций и возможности индивидуальных траекторий обучающихся, установление единого предметного ядра на уровне общепрофессиональных компетенций. Макет планируют представить к концу года.
Член Совета по правам человека, профессор НИУ ВШЭ Леонид Поляков в связи с этим высказался о том, что «радикальную актуализацию» должно пережить содержание социальных наук и гуманитарных дисциплин.
«Оно должно служить самопознанию российского общества, вырабатывать у студентов отчётливое понимание глобального мира, роли и места России в нём, навыки мышления не только в модусе научной объективности, но и в модусе национальных интересов», ― сказал он.
Напомним, недавно Минпросвещения обновило ФГОС для среднего общего образования (то есть для старших классов школы). В частности, значительно расширен перечень личностных результатов освоения программы. К ним, например, добавили целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций, осознание духовных ценностей российского народа.
Также недавно был принят закон об унификации школьных программ.