Образование
#новости

Появился законопроект об унификации школьных программ

Объявленные в начале лета планы ввести золотой стандарт знаний получили документальное воплощение.

Соответствующий законопроект в Госдуму внесла группа депутатов и сенаторов. Он предлагает поправки в закон «Об образовании в РФ».

О чём этот законопроект

В пояснительной записке авторы обозначили, что законопроект подготовлен для усиления координирующей роли федеральной учебно-методической документации. Предполагается, что унификация федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) поможет создать в стране единое образовательное пространство с общими стандартами качества.

Согласно законопроекту, ФООП — это учебно-методическая документация, включающая федеральные рабочие программы учебных предметов, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Основные общеобразовательные программы должны определять базовые объём и содержание образования определённого уровня, а также планируемые результаты их освоения. Проще говоря, это базовые требования к содержанию общего образования.

Такие программы предусмотрены для школ и детских садов. При этом учреждения среднего профобразования (СПО) по-прежнему смогут пользоваться основными примерными программами. Тем не менее ФООП нужно будет учитывать при формировании программ СПО, которые реализуются на базе основного общего образования, поскольку они предусматривают параллельное получение среднего общего образования.

По задумке, ФООП станет разрабатывать и утверждать Минпросвещения. Помимо этого, к их разработке предполагается привлекать власти субъектов РФ, чтобы учесть региональные, национальные и этнокультурные особенности.

Что насчёт вариативности

Планируется, что школы смогут применять ФООП как полностью, так и частично. То есть они всё-таки сохранят право разрабатывать собственные образовательные программы. Однако содержание и планируемые результаты их освоения должны быть не ниже обозначенных в федеральных программах.

Тем не менее будут и обязательные для использования составляющие ФООП — это:

  • рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру для младшеклассников;
  • рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ для учеников средних и старших классов;
  • федеральная рабочая программа воспитания;
  • федеральный календарный план воспитательной работы.

Если школа решит использовать ФООП, то соответствующую учебно-методическую документацию на своём уровне разрабатывать уже будет не нужно.

Кроме того, для средних и старших классов можно будет перераспределять время, предусмотренное в федеральном учебном плане на изучение предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу других дисциплин, в том числе на организацию их углублённого изучения.

А ещё учебным заведениям оставят право проводить свои воспитательные мероприятия — но только сверх тех, что включат в федеральный календарный план воспитательной работы, а не вместо них.

Новые положения, касающиеся ФООП, должны вступить в силу с 1 марта 2023 года. До этого момента Минпросвещения, согласно плану, утвердит эти программы. А с 1 сентября 2023-го школы уже должны перейти на их использование.

Какие новости по поводу учебников

Для реализации федеральных программ планируется ввести новый порядок разработки учебников. Предполагается, что Минпросвещения будет делать соответствующий госзаказ. Кроме того, ведомство станет утверждать авторские коллективы. При этом предусмотрено, что в комплекте с самими учебниками будут идти и учебные пособия. Исключительные права на них будут принадлежать Российской Федерации.

А ещё планируется, что министерство займётся организацией подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников, включаемых в федеральный перечень учебников, а также разработает порядок всех этих процедур.

Что касается самого перечня, то он тоже упоминается в документе. В рамках новых правил к использованию планируется допустить учебники, входящие в него по состоянию на 31 декабря 2022 года. Эти учебники будут числиться в перечне в течение срока действия экспертных заключений (пять лет). Затем их либо вычеркнут из него, либо включат на новый срок действия заключений.

Кроме того, документ меняет формулировку, касающуюся применения учебников образовательными организациями. Если в действующей редакции ФЗ «Об образовании» говорится, что учреждения выбирают позиции из тех, что содержатся в федеральных перечнях учебников и электронных ресурсов, то в законопроекте говорится, что они используют учебники из соответствующих перечней, причём вместе с идущими в комплекте учебными пособиями. А вот пособия, выпущенные организациями, входящими в специальный перечень тех, кто допущен к их выпуску для использования в школах, смогут использоваться дополнительно. Напомним, что пока пособия, созданные этими организациями, можно использовать наряду с учебниками и цифровыми ресурсами из федеральных перечней.

Указанная смена формулировки может означать, что в будущем по каждому предмету будет лишь один учебник, в комплекте с которым идёт обязательное учебное пособие. Иные учебные пособия могут иметь статус лишь дополнительных. Это подтверждается и недавним заявлением главы Минпросвещения Сергея Кравцова о том, что в школах по каждому предмету останется одна линейка учебников. По его словам, это произойдёт в течение двух-трёх лет.

Напомним, в марте в Совфеде предложили лишить Минпросвещения монополии на экспертизу учебников. А идея унифицировать школьную программу впервые прозвучала в Госдуме в июне. С этим предложением выступила глава комитета Государственной думы по просвещению Ольга Казакова. Она указана и в числе авторов нового законопроекта.

Дополнено 14.09.22

Законопроект принят Госдумой в первом чтении.

Дополнено 30.09.22

Принят закон об унификации школьных программ.

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована