Цитата недели: «Физика как предмет сейчас становится в школе элитарной»
Как связаны образовательное неравенство и непопулярность ЕГЭ по естественно-научным предметам.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Борис Илюхин
директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС
Где: на пленуме «Данные как инструмент управления качеством образования» XI ежегодной конференции ЕАОКО
— Доля выбора естественно-научных предметов у школьников снижается год к году. И мы должны просто понимать, что социальный портрет школьника, который сдаёт физику, выглядит примерно так — это дети из вполне благополучных городских семей, что говорит о том, что физика как предмет сейчас становится в школе элитарной.
Контекст
На прошлой неделе в Москве прошла XI ежегодная международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) «Управление качеством образования на основе оценки». Директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин выступил на пленуме «Данные как инструмент управления качеством образования». Он представил в своём докладе такие данные о выпускниках 9-го класса, которые выбирают ОГЭ по физике:
- 81,1% из них учатся в городских школах;
- у 66% матери, а у 42,8% отцы имеют высшее образование;
- у 86,2% оба родителя работают.
В связи с этим он назвал физику элитарным предметом, имея в виду, что её изучают, как показывают названные выше цифры, ребята из социально и экономически более благополучных семей.
Вообще, доклад Бориса Илюхина назывался «Новые направления анализа данных ГИА» и охватывал сразу несколько тем, связанных с тем, как влияют на качество образования внешние по отношению к школе факторы.
Наказывать школу за плохие результаты ГИА, считает Илюхин, абсурдно. Ведь то, как выпускники завершают обучение, зависит не только от учителей, учебных программ, оборудования и атмосферы в классе. Кроме них важен контекст — социальный, экономический, культурный, — в котором ученики живут. Зачастую самые высокие результаты показывают те школы, которые изначально принимают более подготовленных детей.
Илюхин привёл несколько примеров влияния внешнего контекста на образовательные результаты. В основном они базировались на данных по Томской области.
- В 2022 году 26% выпускников сельских школ в регионе сдавали только обязательные ЕГЭ по русскому языку и базовой математике. В городских школах таких детей было в 2,5 раза меньше — 10,6%. Выбор только обязательных ЕГЭ означает, что выпускники даже не пытались поступить в вузы. Доля ребят, принявших такое решение, подскочила в пандемийном 2020 году. Но в городах с тех пор ситуация уже изменилась, а в сельских школах она улучшается гораздо медленнее.
- Высокие образовательные результаты (например, ЕГЭ по профильной математике выше 80 баллов) практически не встречаются в сельских школах.
- «Элитарность» физики, а также химии, подтверждается тем, что доли сдающих ОГЭ и ЕГЭ по этим предметам в школах тесно связаны между собой. То есть ЕГЭ по физике сдают, как правило, те же, кто сдавал ОГЭ по физике, и по химии такая же картина. Это значит, что единый экзамен по физике выбирают преимущественно выпускники, которые плотно занимались этим предметом несколько лет. Подавляющее большинство из них (92,4%) потом поступает на бюджетные места в вузы. А кто не успел заняться физикой в основной школе (до девятого класса) — тот опоздал.
Сейчас исследователи ФИРО РАНХиГС разрабатывают информационную модель, которую смогут использовать органы управления образованием в регионах, чтобы проанализировать связь образовательных результатов с условиями работы школ. Борис Илюхин рассчитывает, что это поможет эффективнее решать проблемы образования.
Кстати, недавно ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов сообщил, что за пять лет на 30% снизилось количество выпускников школ, которые сдают на ЕГЭ физику. Кроме того, снижается и число профильных физмат-классов в школе — за пять лет их стало меньше на 60%.