Образование
#Мнения

Цитата недели: если требуется образование в виде диплома, россияне выбирают гуманитарное

Экономист — об особенностях спроса на высшее образование в России.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Алексей Зубец

директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ


Источник: «Российская газета»


— Исследования Финансового университета показывают, что спрос на образование в России не снижается. Более того, по сравнению с прошлой осенью выросло число тех, кто хотел бы получить сам или дать своим детям качественное высшее образование. При этом быстрее растёт количество претендентов на образование по гуманитарным, а не техническим специальностям. Но здесь есть нюанс: в абсолютных цифрах набор на место в ведущих технических вузах страны тоже растёт. То есть если требуется образование вообще, в виде диплома — то россияне выбирают общее гуманитарное, а если высшее техническое — то только в лучших вузах.

Контекст

Директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец выпустил колонку в «Российской газете», где рассуждает о спросе на высшее образование в России. Исследования Финансового университета показывают, что спрос на него не снижается, а растёт — и на платное обучение тоже.

В целом, по словам Алексея Зубца, отношение россиян к образованию по-прежнему устойчиво положительное, но в то же время престиж высшего образования в России всё ещё недостаточный, если сравнивать с показателями других стран. О недостаточности престижа свидетельствует исследование «Международный обзор ценностей» (WVS). Он показывает, что в России доверяет системе высшего образования 71% взрослого населения. Вроде бы неплохая цифра, и десять лет назад этот показатель был ниже (64%), то есть прогресс налицо. Но уровень доверия всё равно ниже, чем в других странах — например, Германии, Швеции, Китае, Греции, Австралии, Новой Зеландии.

Если спрос на высшее образование не падает, но уровень доверия к нему не слишком высок, о чём это может говорить? Скорее всего, о том, что цель получения высшего образования у многих сводится лишь к обеспечению необходимой «корочки», а вот к качеству самого образования есть вопросы.

О том, что высшее образование выходит из моды и теряет экономическую отдачу (проще говоря, молодым людям тратить время и деньги на обучение в университете становится невыгодно с точки зрения перспектив заработка, которые даёт диплом), говорят не первый год, причём не только в России. Однако так ли это на самом деле, вопрос спорный. В 2021 году вышло исследование, которое опровергло данные о снижении экономической ценности образования в России. Его автором стал заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ, член‑корреспондент РАН Ростислав Капелюшников.

В то же время другое исследование ВШЭ «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы» показывает, что ценность высшего образования зависит от целого ряда факторов, в частности от его качества, а оно в разных вузах неоднородно (даже IT-диплом не гарантирует работу по специальности с высокой зарплатой).

Похоже, что заметную экономическую отдачу даёт далеко не любое высшее образование, а лишь полученное в ведущих вузах по перспективным направлениям. Но на лучшие программы таких вузов становится всё труднее попасть молодым людям из необеспеченных и малообразованных семей. Они вынуждены получать менее качественное высшее образование или делать выбор в пользу колледжей. Это показывает недавно опубликованный анализ Сергея Малиновского и Екатерины Шибановой из Института образования НИУ ВШЭ. Иными словами, действительно ценное высшее образование становится всё менее доступным.

Кстати, недавно мы рассказывали о том, что в двух штатах США принято эпохальное решение: разрешено признавать практический опыт эквивалентом диплома при приёме сотрудников на государственную службу.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована