Цитата недели: если требуется образование в виде диплома, россияне выбирают гуманитарное
Экономист — об особенностях спроса на высшее образование в России.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Алексей Зубец
директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ
Источник: «Российская газета»
— Исследования Финансового университета показывают, что спрос на образование в России не снижается. Более того, по сравнению с прошлой осенью выросло число тех, кто хотел бы получить сам или дать своим детям качественное высшее образование. При этом быстрее растёт количество претендентов на образование по гуманитарным, а не техническим специальностям. Но здесь есть нюанс: в абсолютных цифрах набор на место в ведущих технических вузах страны тоже растёт. То есть если требуется образование вообще, в виде диплома — то россияне выбирают общее гуманитарное, а если высшее техническое — то только в лучших вузах.
Контекст
Директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец выпустил колонку в «Российской газете», где рассуждает о спросе на высшее образование в России. Исследования Финансового университета показывают, что спрос на него не снижается, а растёт — и на платное обучение тоже.
В целом, по словам Алексея Зубца, отношение россиян к образованию по-прежнему устойчиво положительное, но в то же время престиж высшего образования в России всё ещё недостаточный, если сравнивать с показателями других стран. О недостаточности престижа свидетельствует исследование «Международный обзор ценностей» (WVS). Он показывает, что в России доверяет системе высшего образования 71% взрослого населения. Вроде бы неплохая цифра, и десять лет назад этот показатель был ниже (64%), то есть прогресс налицо. Но уровень доверия всё равно ниже, чем в других странах — например, Германии, Швеции, Китае, Греции, Австралии, Новой Зеландии.
Если спрос на высшее образование не падает, но уровень доверия к нему не слишком высок, о чём это может говорить? Скорее всего, о том, что цель получения высшего образования у многих сводится лишь к обеспечению необходимой «корочки», а вот к качеству самого образования есть вопросы.
О том, что высшее образование выходит из моды и теряет экономическую отдачу (проще говоря, молодым людям тратить время и деньги на обучение в университете становится невыгодно с точки зрения перспектив заработка, которые даёт диплом), говорят не первый год, причём не только в России. Однако так ли это на самом деле, вопрос спорный. В 2021 году вышло исследование, которое опровергло данные о снижении экономической ценности образования в России. Его автором стал заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ, член‑корреспондент РАН Ростислав Капелюшников.
В то же время другое исследование ВШЭ «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы» показывает, что ценность высшего образования зависит от целого ряда факторов, в частности от его качества, а оно в разных вузах неоднородно (даже IT-диплом не гарантирует работу по специальности с высокой зарплатой).
Похоже, что заметную экономическую отдачу даёт далеко не любое высшее образование, а лишь полученное в ведущих вузах по перспективным направлениям. Но на лучшие программы таких вузов становится всё труднее попасть молодым людям из необеспеченных и малообразованных семей. Они вынуждены получать менее качественное высшее образование или делать выбор в пользу колледжей. Это показывает недавно опубликованный анализ Сергея Малиновского и Екатерины Шибановой из Института образования НИУ ВШЭ. Иными словами, действительно ценное высшее образование становится всё менее доступным.
Кстати, недавно мы рассказывали о том, что в двух штатах США принято эпохальное решение: разрешено признавать практический опыт эквивалентом диплома при приёме сотрудников на государственную службу.
Читайте также:
- Развитие мышления и формирование сообщества: какой должна быть цель высшего образования
- Цифры: как за 20 лет изменилось количество учащихся
- Университеты выходят из моды? Почему выпускники школ всё чаще выбирают колледжи
- Почему всё больше людей предпочитают учиться профессии на онлайн-курсах, а не в вузах?
- Почему высшее образование не может быть чисто прикладным