Образование
#новости

Стало известно, как в России изменится количество педагогов и учёных к 2030 году

Кроме того, озвучены данные о гендерном соотношении в сферах науки и образования.

Как выглядит топ-7 отраслей по росту занятости

Количество сотрудников в этих областях к 2030-му вырастет на 27 и 7% соответственно. А лидером в этом станет сфера IT. Такие данные привёл глава Минтруда Антон Котяков, сообщает РИА Новости.

Рейтинг отраслей по росту занятости выглядит так:

  • IT — 70%;
  • индустрия гостеприимства — 35%;
  • сфера развлечений — 30%;
  • наука — 27%;
  • строительство — 20%;
  • здравоохранение и социальные услуги — 15%;
  • образование — 7%.

По словам Котякова, это связано с изменениями структуры занятости, которые потерпят эти сферы. Кроме того, в связи с технологическим развитием в названных отраслях примерно 70% работников должны будут повысить свою квалификацию, пройдя соответствующее обучение.

Недавно исследователи ВШЭ подсчитали, сколько научных сотрудников в России. В 2020 году их количество составило 679,4 тысячи человек, из которых 346,5 тысячи — исследователи, а остальные — техники, а также вспомогательный и прочий персонал. Если говорить о разделении исследователей по областям, то разбивка выглядит так:

  • технические дисциплины — 60,3%;
  • естественно-научные — 23,4%;
  • общественные — 5,8%;
  • медицинские — 4,2%;
  • гуманитарные — 3,6%;
  • сельскохозяйственные — 2,8%.

При этом в период с 2011-го по 2020-й число учёных в стране сократилось на 7,5% — их стало меньше во всех упомянутых областях, кроме сфер гуманитарных и общественных наук.

Если сопоставить с этими цифрами прогноз Минтруда о приросте, то получается, что к 2030 году число работников сферы науки должно составить почти 863 тысячи человек (+183,4 тысячи).

Какова доля женщин в науке и образовании

В России в сферы науки и образования вовлечено больше женщин, чем мужчин. Об этом на Евразийском женском форуме заявила замминистра науки и высшего образования Наталья Бочарова, сообщает РИА Новости.

По её словам, в области образования и педагогических наук доля женщин составляют около 80%. Заметим, что в сегментах разных уровней образования эта доля распределяется не одинаково. Согласно статистическому сборнику ВШЭ, доля женщин, работающих в начальном общем образовании, составляет 99,4%, в среднем общем — 83,6%, а в колледжах и вузах — 63,9%.

Если говорить о других сферах, то, по словам Бочаровой, в медицине и дисциплинах гуманитарных направлений доля женщин составляет 65%, а в математических, естественных и сельскохозяйственных науках — 52%.

При этом среди кандидатов наук женщин менее половины — 42%, а среди докторов — всего 27%. То есть в образовании работают преимущественно женщины, но научную карьеру делает лишь небольшая часть из них. При том, что сотрудников-мужчин в образовании меньше, у них всё равно выше шансы сделать научную карьеру.

Что касается студентов, то здесь гендерное соотношение примерно равное. Об этом на том же мероприятии заявила замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина, сообщает ТАСС.

В частности, по её словам, в бакалавриате в 2020–2021 учебном году девушки составили 51,7% от общего числа учащихся, на программах специалитета — 50,5%, в магистратуре — 52,8%.

«Мы посмотрели гендерное распределение на бюджетных местах и мы видим, что из всех распределений чуть больше половины — это девушки», — добавила Дружинина.

Что известно о гендерном разрыве в зарплатах

Котяков сообщил, что разница в заработке мужчин и женщин на схожих должностях в России составляет 29%. И только 36,5% работающих женщин в стране довольны уровнем своего дохода. При этом 80% женщин удовлетворены условиями, в которых они трудятся (то есть тем, что не касается зарплаты, — например, режимом труда).

Кстати, недавно ВШЭ и Всемирный банк провели семинар под названием «Гендерное неравенство в оплате труда: мировой опыт». На мероприятии, в частности, обсудили основные факторы, которые влияют на разрыв зарплат.

Старший научный сотрудник Центра трудовых исследований ВШЭ Алексей Ощепков указал прежде всего на сегрегацию по отраслям и профессиям: женщины чаще выбирают сферы труда с более низким уровнем дохода. В то же время, по его словам, женщины обычно работают меньше, чем мужчины. Кроме того, заметен дисбаланс: если женщины, у которых есть дети, зарабатывают меньше бездетных, то мужчины-отцы получают больше коллег, у которых нет детей. Исследователь добавил, что также имеют значение такие факторы, как семейное положение и регион проживания.

Кроме того, Ощепков отметил, что разрыв в доходе мужчин и женщин часто частично списывают на дискриминацию. При этом, по его словам, женщины в целом образованнее мужчин и отдача от образования у них выше.

Ещё одно из исследований ВШЭ показало, что у женщин зарплата в среднем ниже, чем у мужчин, на 18–20%. Причём это неравенство имеет накопительный эффект — оно растёт вместе со стажем работы. Тем не менее наличие высшего образования значительно влияет на сокращение этого разрыва между доходами.


Александра Лапина

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы научитесь разрабатывать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете востребованным специалистом.

Узнать про курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована