Образование
#статьи

Развитие образования взрослых: зачем они учатся?

Уже ясно, что доля взрослых россиян, которые проходят какое-либо обучение, на самом деле очень мала. Насколько именно? И какие выгоды они получают?

Кадр: фильм «Игра на понижение» /Plan B Entertainment

Из этой статьи вы узнаете:


Как показывают опросы, взрослые россияне признают, что для профессионального и личностного развития необходимо учиться. Но при этом лишь немногие видят в образовании средство повысить свой доход и общее качество жизни. Получается парадокс: учиться вроде бы зачем-то нужно, но особой пользы от этого большинство не ждёт.

Доклад «Сделай себя сам: что даёт обучение взрослых», который представили на недавнем открытом семинаре Института образования ВШЭ исследователи Наталья Кармаева и Андрей Захаров, раскрывает некоторые предпосылки этого парадокса. Судя по данным учёных, лишь небольшая доля взрослых россиян, которые проходят какое-либо обучение, конвертирует его в рост дохода.

Сколько взрослых людей где-то учится

В последние годы российский EdTech рос очень быстро и в первую очередь за счёт онлайн-курсов по профессиям. Тенденцию не изменили даже события 2022-го: в целом рынок просел, но спрос на IT-курсы продолжал увеличиваться и по итогам года обеспечил плюс в выручке ведущим EdTech-компаниям.

Тем не менее дополнительному образованию ещё далеко до настоящей массовости: в какое-либо образование вовлечена небольшая часть работающих россиян. Наталья Кармаева напомнила о выводах предыдущих исследований:

  • российские компании традиционно мало инвестируют в человеческий капитал (проще говоря, работодатели недостаточно вкладываются в обучение персонала);
  • максимально вовлечены в образование взрослые люди от 25 до 35 лет, а после 35 интерес к обучению снижается;
  • на 2017 год в обучении участвовали от 27 до 32% работающих россиян — это значительно меньше, чем в других странах.

Данные исследований соответствуют выводам руководителей крупнейших EdTech-компаний. На профильных конференциях нередко озвучивают проблему, связанную с тем, что в разные виды образования и саморазвития вовлечена лишь небольшая доля взрослых россиян. И за неё, по сути, конкурируют все онлайн-школы. А вот заинтересовать обучением более широкую группу — из миллионов тех, кто не верит в образование или просто не знает о доступных возможностях, — не очень-то удаётся.

Фото: fizkes / Shutterstock

Так какая же она, эта очень малая группа учащихся взрослых?

Кто и как проходит обучение

В том, чтобы россияне работоспособного возраста больше учились, заинтересованы не только провайдеры курсов. Работодатели тоже всё чаще замечают под собой так называемую квалификационную яму: у сотрудников и соискателей не хватает нужных навыков и квалификаций. Особенно проблема заметна в сфере IT. Но заинтересованы ли сами работники обучаться?

Чтобы выяснить, что россияне получают от дополнительного образования, Наталья Кармаева и Андрей Захаров проанализировали данные РМЭЗ — Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Эта серия опросов проводится ежегодно с 1994 года в выборке из нескольких тысяч семей по всей России. Каждый опрос охватывает свыше 10 тысяч человек, причём год от года выборка остаётся стабильной — то есть исследование лонгитюдное.

В анализ включили данные опроса за 2018 и 2019 годы, учли все типы дополнительного образования взрослых — формальное, неформальное и информальное, оплаченное работодателем и самим учащимся, связанное с работой и нет. По распространённости обучения результаты оказались схожи с предыдущими исследованиями по теме:

  • Самый распространённый вид обучения взрослых — информальное, не связанное (36,7%) или связанное с работой (24,7%). Это посещение конференций и мастер-классов, чтение статей или блогов — то есть неструктурированная активность, не основанная на образовательной программе и не дающая формальной квалификации.
  • В формальное образование были включены всего 4,7% опрошенных.
  • 3,1% респондентов проходили неформальное образование за счёт работодателя, и 2% — за свой счёт. Под этим подразумевались различные курсы, в том числе корпоративное обучение.
  • 28,8% не обучались совсем.

Исследователи выяснили, что взрослые выбирают стратегию обучения в связи не столько с трендами на рынке профессий, сколько со своими стартовыми условиями. Люди без высшего образования чаще обучаются на формальных программах. Эту стратегию можно назвать компенсаторной: человек восполняет пробелы в своём базовом образовании. А люди с высшим образованием, напротив, проходят разные виды неформального и информального обучения. Это называется накопительной стратегией.

Какую пользу взрослые получают от обучения

Похоже, что в результатах обучения взрослых проявляется та же тенденция: больше всего пользы получают от него те, у кого новые навыки и знания ложатся на уже имеющуюся базу. Исследователи даже говорят об «эффекте Матфея» в дополнительном образовании: новые преимущества получают те, кто уже обладал образовательным капиталом. Проще говоря, чем больше человек учится, тем больше это ему даёт.

Вот какие результаты приносит дополнительное обучение взрослых, по данным РМЭЗ:

  • Во-первых, у всех, кто прошёл обучение любого типа, в следующем году вероятность занятости выше, чем у тех, кто не учился. Дополнительное образование, таким образом, служит подстраховкой от безработицы.
  • Во-вторых, зарплата тоже растёт, но, правда, далеко не у всех. Такой эффект получают преимущественно те, кто проходил неформальное обучение за счёт работодателя. Авторы исследования предполагают, что рост зарплаты становится средством удержать работника, в которого уже инвестированы средства.

А вот с более субъективными эффектами, которые исследователи ожидали найти, основываясь на аналогичных опросах в других странах, всё оказалось сложнее. Чтобы их оценить, не нашлось свежих данных, и выводы были сделаны по довольно старым опросам РМЭЗ в 2010–2011 годах.

По ним выяснилось, что у прошедших обучение повысилась удовлетворённость оплатой труда и возможностями профессионального роста, а также самоэффективность. Но более детальный анализ показал, что эти показатели улучшились только у тех респондентов, кто уже занимал более высокие должности и имел высокий доход.

«Провайдеры образовательных курсов позиционируют их как социальный лифт: если ты сегодня работаешь таксистом, принеси нам какую-то денежку, возьми кредит — и через какое-то время твоя зарплата сильно вырастет. Но мы видим, что на эти курсы идут совершенно не те люди, как это позиционируется, и выигрывают, возможно, не те», — резюмировал Андрей Захаров.

Как образовательный рынок реагирует на вызовы

Безусловно, эти выводы ещё предстоит проверить на более актуальных данных. У участников дискуссии возникли и другие вопросы к исследованию, например, к отражению в докладе различий между отраслями.

Фото: fizkes / Shutterstock

Тем не менее наблюдения учёных поднимают несколько важных для развития рынка дополнительного образования вопросов:

  • Как учащимся убедиться, что обучение на дополнительных курсах будет признано работодателем и выразится в реальном росте доходов?
  • Как разработчикам обучения не обмануть ожидания пользователей от курса и дать им всё необходимое для достижения их карьерных целей?

О том, как в корпоративном обучении и в EdTech-отрасли работают над проблемами достижения целей учащихся, на семинаре рассказали руководитель направления образовательных проектов «МТС.Тета» Геннадий Поросёнков и руководитель методического отдела Skillbox Марина Харахордина.

Поросёнков рассказал о том, как в компании построено IT-обучение. Помимо открытых школ, выпускники которых могут затем стать сотрудниками МТС, это узконаправленные курсы по конкретным запросам отдельных команд. И похоже, в корпоративных IT-курсах сложился взаимовыгодный баланс: компания вкладывает в сотрудника и повышает эффективность его работы, а сотрудник вместе с ростом своих компетенций получает карьерный рост и повышение зарплаты. Учитывая дефицит специалистов миддл-уровня, система выглядит стабильной: компаниям выгодно «доращивать» профессионалов внутри, поскольку на открытом рынке разработчиков с необходимыми компетенциями всё равно не хватает.

Многое в описанной ситуации — особенность IT-отрасли, в которой большинство крупных компаний сообщают о высокой мотивации сотрудников к обучению и о готовности оплачивать им курсы. Для других же отраслей цепочка «обучение — рост компетенций — рост в карьере и доходов» не столь очевидна. К тому же, как упоминала на семинаре Наталья Кармаева, кураторство со стороны работодателя не распространяется на самозанятость и другие варианты неформальной занятости, доля которой в России растёт. То есть фрилансерам приходится самостоятельно заботиться о своём обучении.

Марина Харахордина рассказала о студентах Skillbox, которые находятся, как правило, в противоположной по сравнению со слушателями курсов «МТС.Тета» ситуации. Обучение чаще всего оплачивает сам студент, а не работодатель, и речь идёт не о повышении квалификации по имеющейся специальности, а о переходе в совершенно новую профессию. Как обеспечить развитие действительно необходимых навыков этой аудитории?

Одним из новых решений этой задачи в Skillbox стал новый формат программ. В 2022 году на платформе появились первые нелинейные курсы (о том, как они строятся, мы подробно рассказывали). Плюс в том, что такие курсы-конструкторы уменьшают дистанцию между учебной практикой и реальными рабочими задачами: каждый элемент изучается в связке с тем, что студент будет делать после трудоустройства.

То есть рынок неформального взрослого образования развивается, подстраиваясь под реальные потребности. Но есть у него и проблемы. Как отметила на семинаре специалист по учебно-методической работе из нижегородского кампуса ВШЭ Ольга Ротарь, общими проблемами рынка дополнительного онлайн-образования взрослых остаются отсутствие стандартов оценки качества онлайн-программ и экспертов для этого, а также неразвитая система взаимодействия между различными стейкхолдерами.

Возможно, продвинуться к решению этих проблем помогут объединения и ассоциации в сфере онлайн-образования.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована