Образование
#статьи

Как уже имеющийся бэкграунд влияет на запоминание новых знаний?

Исследователи это выяснили.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Если два человека придут на один обучающий курс или семинар и у одного из них вообще нет знаний по этой теме, а у второго есть какая-то база, то кто из них запомнит больше новой информации?

Этому вопросу было посвящено исследование, которое описала в своей колонке на портале The Learning Scientists Алтея Нид Каминске, доцент кафедры психологии, заведующий и содиректор кафедры поведенческой неврологии Центра внимания, обучения и памяти Университета святого Бонавентура (США). Результаты этого исследования были опубликованы в 2021 году в журнале об экспериментальной психологии. Оно состояло из трёх экспериментов и выявило эффект, который авторы исследования назвали так: «богатые становятся богаче». Проще говоря, знания «липнут» к знаниям.

В чём заключался эксперимент: запоминаний знаний

Сначала участники исследования прошли предварительный тест для оценки их знаний о кулинарии и американском футболе. Проще говоря, кто-то хорошо разбирался в футболе, а кто-то совсем не разбирался, кто-то был докой в приготовлении пищи, а кто-то не знал даже элементарных вещей про это.

Потом всем предложили пройти викторину — тоже по теме футбола и кулинарии. Например, людей спрашивали, что означает такой-то термин, и им надо было выбрать варианты ответа. Причём после того, как участник выбирал вариант, ему показывали, какой ответ правильный.

Фокус в том, что все факты в этой викторине были ложными. К примеру, в рамках кулинарной тематики испытуемых могли спросить о значении некоего термина (на самом деле не существующего), а затем, когда те давали свой ответ, сообщали им, что это якобы особый вид ножей. Этот обман был нужен для следующего этапа.

И ещё одна фишка: после каждого вопроса участников спрашивали, насколько они уверены, что смогут потом вспомнить правильный ответ. Свою уверенность предлагалось оценить по шкале от 0 до 100.

На следующем этапе каждому испытуемому снова задавали вопросы — но уже проверочные, на основе той информации, которую он должен был узнать благодаря викторине. Здесь важно было выяснить, действительно ли испытуемый запомнил из неё что-то новое.

Именно ради этой проверки викторину и составляли из выдуманных фактов: даже если бы её проходил настоящий «гуру» кулинарии или футбола, вся информация из неё была бы для него такой же новой, как и для человека, совершенно не умеющего готовить и не разбирающегося в футболе. Словом, тут главной целью было проверить и сравнить, как запоминают новое те, кто знаком с темой, и те, кто от неё совсем далёк.

Что выяснилось про запоминание в процессе обучения

Оказалось, что чем больше человек уже знал по теме, тем легче ему удавалось запомнить новую относящуюся к ней информацию. То есть способность к запоминанию у них была выше.

Так, люди с большим опытом в кулинарии, чем в футболе, запомнили гораздо больше нового о ней, чем о футболе (напомним: хоть это «новое» и было чушью, участники верили, что это факты). И наоборот — те, кто увлекался футболом, но был не силён в кулинарии, усвоили из теста больше нового о футболе, чем о кулинарии.

А ещё оказалось, что те, кто уже имел какой-то бэкграунд по теме (будь то футбол или кулинария), лучше предварительно оценивали свою способность запомнить новую информацию.

Фото: sebra / Shutterstock

Получается, если на одно и то же обучение придут люди с неким бэкграундом по теме и без него, то первые, скорее всего, лучше освоят новый материал.

Однако исследователи на этом не остановились, а попытались выяснить причину этого явления. Они предположили, что она может быть связана с интересом к теме, и чтобы убедиться в этом, провели с участниками исследования ещё один эксперимент.

Как всё это оказалось связано с интересом к теме

Авторы исследования хотели узнать, связаны ли базовые знания темы (футбола или кулинарии) с любопытством к ней. Проще говоря, если человеку интересна какая-то тема, то он и новые знания о ней «впитывает» лучше, чем по теме, к которой равнодушен.

Чтобы выяснить уровень любопытства к той или иной теме, участникам тоже дали викторину с вопросами про футбол или кулинарию, но прежде чем показать им правильный ответ, их всякий раз спрашивали, интересно ли им его узнать. Интерес просили оценить по шестибалльной шкале (от «совсем неинтересно» до «очень интересно»).

Оказалось, что люди с более глубокими познаниями в футболе больше интересовались новой информацией о футболе, но не фактами о кулинарии, и наоборот. Проще говоря, интерес к теме, наличие базовых знаний по ней и результаты изучения по этой теме чего-то нового взаимосвязаны. Но как именно?

Исследователи пишут, что у учащихся с глубокими знаниями их любопытство к теме может быть связано с механизмами внимания, благодаря которому они лучше усваивают новую информацию по этой теме. Но что же первично: уже имеющиеся знания стимулируют дальнейший интерес к теме или, наоборот, изначальный интерес всё время подталкивает человека к тому, чтобы узнавать про это больше и больше? Авторы исследования сравнили этот вопрос с вечным: «Что было раньше — курица или яйцо?» По их мнению, не исключено, что верны оба варианта: наличие знаний может повышать интерес к конкретной области, а интерес может побуждать к поиску новой информации.

Алтея Нид Каминске согласна с этим выводом:

«Ответ, вероятно, заключается в сочетании всех тех факторов, в которых предварительные знания, интерес и любопытство усиливают друг друга, стирая границы между ними. Что я извлекаю из этого и что я говорю своим ученикам, так это то, что чем больше они узнают, тем легче им будет учиться», — резюмировала она.

На что ещё влияет интерес к изучаемой теме

Это исследование кое в чём перекликается с тем, которое ранее провели учёные Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. Они изучили данные о десяти тысячах участников своего онлайн-курса про экзопланеты. Перед началом этого курса все слушатели прошли тест на знания об экзопланетах и об астрономии в целом, а также ответили на вопросы о своей мотивации для учёбы. После эти данные сопоставили с тем, сколько начавших учиться на курсе дошли до его финала (в массовых курсах этот показатель обычно низкий и зависит от целого ряда факторов).

Так вот, студенты, которые, судя по предварительному опросу, были уже знакомы с астрономией к началу обучения на курсе, отсеивались реже, чем новички в этой науке. Однако это не было связано с базовым уровнем образования учащихся (это могли быть и студенты-физики, и школьники, и просто любители из совершенно другой профессиональной сферы). Получается, ключевое значение имел именно интерес к теме курса.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована