Образование EdTech
#статьи

4 беды маркетплейсов курсов

Эксперты перечислили основные проблемы этой модели бизнеса в сфере образования и порассуждали, как их преодолеть.

Иллюстрация: Ekaterina Bolovtsova / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

Маркетплейсы онлайн-курсов на просторах Рунета уже появляются, но такими же привычными, как маркетплейсы товаров и прочих услуг, пока не стали. Почему так, ведь идея вроде бы отличная? На этот вопрос ответили эксперты в ходе сессии «Новые образовательные сервисы: какие EdTech-продукты необходимы для поддержки lifelong learning?» на конференции «СберУниверситета» «Больше чем обучение: новые приоритеты в меняющемся мире».

Вот какие причины они называли.

Не ясна ценность для клиентов и провайдеров

Генеральный директор EdTech-акселератора Ed2 и руководитель направления EdTech фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина объясняет: были уже десятки попыток запуска маркетплейсов, но все они провалились. Несколько таких проектов есть в акселераторе фонда, но и они не могут ответить на главный вопрос.

«Все сыпались на вопросе: „Ребят, а почему человек должен прийти к вам и заплатить вам, а не в „Нетологию“, которая у вас на витрине?“ И пока, мне так кажется, самая большая проблема маркетплейсов в ответе на этот вопрос — а в чём их конкретно добавленная стоимость, причём для клиента, не для „Нетологии“ или других добавленных операторов образовательного контента? Что они могут дать такого сверх, что не дают операторы?» — говорит Наталья.

А решение есть? CPO маркетплейса курсов Edutoria Сергей Ершов уверен, что да. Просто одной витрины недостаточно, на этом как раз и обжигались стартаперы. На самом деле нужно не только провайдеров объединить, но и добавить какой-то сервис «сверху». «Может быть, тоже не свой, а чужой, но [он] даст возможность пройти все три шага — выбрать обучение, обучиться и получить от этого какой-то эффект. Только тогда этот круг может замкнуться», — говорит спикер.

Потребителю непонятно, как выбирать продукт

«Это вопрос развития технологий и ресурсов. <…> Смысл в том, чтобы было хотя бы ранжирование. Когда тебе нужен простой товар на Wildberries или Ozon, ты заходишь, и чаще всего в топе что-то нормальное, что-то хорошее, потому что там чаще всего отсортировано по количеству [покупок] и показателю баллов», — объясняет основательница исследовательского агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова.

Конференция «Больше чем обучение: новые приоритеты в меняющемся мире»
Фото: «СберУниверситет»

Дарья считает, что поможет сбор данных о количестве покупок курсов. На это влияют не только отличные продажники, но и налаживание системы реальных отзывов. Тогда в топе окажутся лучшие продукты рынка, а не то, что считают нужным поставить в шапку своего сайта сами школы.

Образовательные продукты — не массового потребления

Любой маркетплейс хорошо работает для продажи товаров и услуг массового потребления. А проблема маркетплейса курсов в том, что образовательные услуги — пока не для массового потребителя, считает Нина Яныкина, управляющий партнёр группы компаний «Деловой альянс». Даже к самому термину «образовательная услуга» в России относятся подозрительно. Да и в целом люди не привыкли, что за свою учёбу отвечают они сами, а не государство.

«Если вопрос, почему образовательный маркетплейс не развивается, то ровно потому, что у нас в стране ещё в массовом сознании это не услуга, за которую платишь своими деньгами», — объясняет Нина Яныкина.

Тут остаётся только набраться терпения. «Действительно, должно пройти время, чтобы такие истории в отношении образовательной услуги, образовательного продукта работали, и маркетплейсы и рынок были готовы таким образом образовательную услугу воспринимать», — считает спикер.

Россияне не понимают эффекта обучения

Этот тезис продолжает предыдущий. Когда мы покупаем обычный товар, то понимаем его ценность: зачем он нам и за что мы платим. А вот с образовательными продуктами всё сложнее. Восприятие их ценности специалистами из сферы образования и восприятие рядового потребителя отличаются кардинально, уверен Сергей Ершов.

«Нам неправильно судить, как массовый пользователь выбирает образовательный контент, какие испытывает эмоции в тот момент, когда он видит напротив непонятного для себя продукта цены с четырьмя-пятью нулями. Он не понимает, что получит в ответ. А там ещё и написано, что девять месяцев надо тратить своё время на это», — комментирует Сергей.

Что же делать? Придётся найти аргументы. «Основное, что нужно сделать, — убедить человека, что это имеет ценность. Иначе он не оставит ни время, ни деньги в этом продукте», — заключает спикер.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована