Проходной балл на бюджет: какой нужен для поступления в вуз в 2024 году?
Объясняем, как устроена система баллов при поступлении в бакалавриат и специалитет.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Проходные баллы — это сумма баллов, которая необходима абитуриенту для зачисления в вуз по результатам конкурса. Прошёл абитуриент или нет, выясняется не заранее, а лишь по факту, когда конкурс завершился. Тогда же становятся известны и проходные баллы — по сути, это самая маленькая сумма баллов, которая оказалась у принятых первокурсников (точнее, у последнего из них в ранжированном списке зачисленных).
То есть проходные баллы 2024 года станут известны по завершении конкурса — в августе 2024-го. Заранее быть известны они не могут. Есть только сведения о проходных баллах прошлого года, однако они служат лишь приблизительным ориентиром.
Чтобы разобраться в том, как это работает, сначала надо понять, что такое конкурсные баллы, потому что именно они на определённом этапе превращаются в проходные.
Что такое конкурсные баллы
Конкурсные баллы — это сумма баллов каждого указанного в конкурсном списке абитуриента. А конкурсный список — это список всех абитуриентов, подавших заявления о поступлении в конкретный вуз на конкретное направление обучения и допущенных до участия в конкурсе. Если речь об основном конкурсе или о конкурсе на целевое обучение, то есть ещё одно условие участия в нём: баллы за ЕГЭ или за внутренние вступительные экзамены должны быть не ниже минимальных.
Читайте также:
Конкурсный список ранжируется как раз по сумме баллов — в его топе те, у кого она самая большая, внизу — те, у кого самая маленькая. По каждому виду конкурса составляются отдельные конкурсные списки:
- отдельный список для победителей олимпиад, которые поступают без вступительных испытаний;
- отдельные списки для поступающих по квотам (это льготники из категорий «Отдельная квота», «Особая квота», а также те, кто идёт на целевое обучение, — у них тоже свои конкурсы);
- отдельные списки для тех, кто поступает по основному конкурсу (то есть претендует на места, оставшиеся после зачисления олимпиадников и тех, кто поступает по квотам);
- отдельный список для поступающих на платное обучение.
Кроме того, конкурсные списки составляются отдельно ещё и по каждому направлению подготовки. А если внутри одного направления подготовки несколько образовательных программ, то на каждую из них может быть отдельный конкурс. Для разных форм обучения (очной, очно-заочной и заочной) тоже составляются свои конкурсные списки.
Например, если вы пытаетесь поступить на два направления подготовки в одном вузе — допустим, на «Прикладную математику и информатику» и на «Информационную безопасность» — и в каждом из них пробуете пройти на очное и очно-заочное отделения (потому что на очно-заочном обычно меньше конкурс и ниже баллы), вы будете фигурировать в четырёх конкурсных списках. Во-первых, в списке конкурса на очное обучение на «Прикладной математике и информатике», во-вторых, в списке на очно-заочное обучение на том же направлении, а ещё в двух аналогичных списках по «Информационной безопасности». Если в этом вузе по направлению обучения «Прикладная математика и информатика» две образовательные программы (допустим, «Компьютерные науки» и «Прикладной анализ данных») и по каждой проводится отдельный конкурс, а вы участвуете в конкурсе как на очный, так и на очно-заочный формат, то только по одному этому направлению вы будете в четырёх списках.
Ещё могут быть отдельные конкурсы по каждому филиалу вуза.
У олимпиадников и льготников, которые поступают вообще без вступительных испытаний, а также у льготников, поступающих по итогам экзаменов, но по квотам, есть свои правила ранжирования в списках. Но в этой статье мы расскажем про проходные баллы в списках по основному конкурсу и по квоте на целевое обучение. В этих списках в отношении каждого абитуриента указывается его сумма баллов за вступительные испытания и индивидуальные достижения. Причём под вступительными испытаниями имеются в виду:
- Результаты ЕГЭ по тем предметам, которые учитываются при поступлении на конкретную программу (например, русский язык, математика, информатика), — если абитуриент поступает на основании ЕГЭ. Или результаты внутренних экзаменов вуза, если абитуриент поступает после колледжа и вуз проводит для таких абитуриентов свои экзамены.
- Результаты дополнительных испытаний, если вуз их проводит сверх основных. Поясним: на творческие специальности проводится творческий конкурс. Кроме того, некоторые университеты (МГУ, СПбГУ, МГИМО и другие, которые утверждает правительство) организуют собственные дополнительные профильные испытания. Полученные по ним результаты суммируются с баллами ЕГЭ.
К этим баллам за вступительные испытания прибавляются баллы за различные индивидуальные достижения. К ним относятся, например, победы в спортивных соревнованиях, аттестат с отличием, прохождение военной службы по призыву, значок ГТО, волонтёрская деятельность, золотая или серебряная медаль за успехи в школе, а также призовые места в олимпиадах школьников, которые хотя и не дают права на поступление вне конкурса и не приравниваются к 100 баллам ЕГЭ, но прибавляют некоторое количество баллов к тем, что абитуриент набрал за ЕГЭ.
Перечень разных видов индивидуальных достижений можно найти в пункте 33 Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 21.08.2020 №1076). А баллы, которые можно за них получить, ищите в правилах приёма каждого конкретного вуза, но помните: в любом случае за все индивидуальные достижения в сумме полагается не больше 10 баллов (так сказано в пункте 35 указанного выше Порядка приёма, утверждённого Минобрнауки). Перечень олимпиад школьников, которые дают дополнительные баллы, у каждого вуза свой, и эту информацию тоже нужно искать в их правилах приёма.
Поскольку баллы за разные виды вступительных испытаний и за индивидуальные достижения суммируются, конкурсные баллы в топовых университетах — например, в МГУ и СПбГУ на ряде направлений — получаются выше 300, хотя за ЕГЭ по трём экзаменам больше 300 набрать невозможно.
Допустим, абитуриент получил на ЕГЭ по профильной математике 70 баллов, по информатике — 82, по русскому языку — 87. Считаем его общую сумму баллов за ЕГЭ: 70 + 82 + 87 = 239. Кроме того, наш абитуриент занял призовое место в олимпиаде школьников, организованной конкретным вузом. За это, согласно правилам приёма этого вуза, ему начисляется ещё 7 баллов. Также у абитуриента есть бронзовый значок ГТО — за него он получает 2 балла. Итого: 239 + 7 + 2 = 248 баллов. Это и есть его конкурсные баллы, с ними он будет числиться в списках вуза, организовавшего олимпиаду.
Предположим, наш абитуриент пытается поступить ещё в МГУ им. М. В. Ломоносова, сдал там обязательный дополнительный экзамен — математику — и получил за него 72 балла. Суммируем этот результат с ЕГЭ и получаем 311. В МГУ абитуриенту тоже полагается 2 балла за значок ГТО, а вот результаты той олимпиады не учитываются. Поэтому суммируем 311 и 2, получаем 313 — это и будут конкурсные баллы нашего абитуриента в МГУ.
Как конкурсные баллы превращаются в проходные
Основной конкурс на бюджетные места происходит так: сначала абитуриенты подают заявление о желании поступить в конкретный вуз и набор необходимых документов, в том числе со сведениями об индивидуальных достижениях и правах на льготы. Подгружаются сведения об их баллах ЕГЭ. Проводятся экзамены для тех, кто поступает после колледжа, а также дополнительные вступительные экзамены в случаях, когда вуз имеет право их проводить. После этого абитуриентов ранжируют в конкурсных списках по сумме их баллов.
Ранжированные конкурсные списки размещаются на сайте вуза или на сайте «Госуслуг». Это делают не позднее 27 июля. Каждый абитуриент может найти своё место в этом списке, но эта позиция неокончательная. Окончательная определится после завершения срока, до которого участники конкурса должны подать в вуз оригинал своего аттестата (или иного документа об образовании). Крайний срок для этого в 2024 году, то есть условный час икс, на основном этапе зачисления — 3 августа При подаче через сервис «Поступление онлайн» отметка о представлении оригинала должна стоять в этот день до 12:00 по московскому времени.
На этом этапе вуз ранжирует уже только тех, кто подал оригиналы аттестата и прочих документов об образовании (либо проставил отметку о представлении оригинала), остальные из конкурса выбывают. Пройдут по конкурсу те, чья позиция в конкурсном списке оказалась в пределах имеющегося числа бюджетных мест.
Например, на программе бакалавриата или специалитета 60 бюджетных мест. Из них 6 выделено по квоте льготникам, которые поступают без конкурса по особому праву, ещё 6 — льготникам, поступающим по отдельной квоте, 5 — поступающим на целевое обучение, и 3 места заняли победители олимпиад, призовые места в которых позволяют попасть без вступительных испытаний на эту вузовскую программу. Итого для участников основного конкурса остаётся 40 мест. Значит, в списке зачисленных по основному конкурсу будет 40 человек. Допустим, в конкурсном списке абитуриент по сумме баллов был на 70-м месте. Но среди участников этого списка, которые подали до часа икс в вуз оригинал аттестата, он по сумме баллов оказался на 39-м месте — и попал в список зачисленных.
Баллы последнего в списке зачисленных (в нашем примере — того, кто на 40-м месте) и будут считаться проходными, потому что все, кто расположился в конкурсном списке ниже него, не прошли.
Почему же оригиналы аттестатов в установленный срок подают далеко не все из тех, кто участвовал в конкурсе? Потому что один абитуриент может одновременно участвовать в конкурсах в пяти разных университетах, а вот выбрать каждому придётся в итоге только один вуз, подав туда оригинал аттестата до часа икс. В вузах, куда абитуриент не подал оригинал, он из конкурса выбывает, даже если его баллов хватило бы для поступления.
Кроме того, в каждом вузе абитуриент может изначально подать заявления о приёме на несколько направлений подготовки — максимум пять. При этом внутри одного направления подготовки можно участвовать в конкурсе на какое угодно количество образовательных программ. Но зачислят его в том вузе, куда он подал оригинал аттестата, только на одно направление и на одну программу — они определяются приоритетом. Соответственно, из остальных конкурсов в этом вузе с более низким приоритетом абитуриент выбывает, даже если туда тоже проходит по баллам.
Поэтому в итоге получается, что после часа икс место абитуриента в конкурсном списке может подняться выше, чем было раньше, за счёт того, что часть находящихся перед ним людей сделает выбор в пользу другого вуза или сработает их приоритет в пользу другого направления в этом же вузе.
Что такое приоритеты зачисления
Начиная с приёмной кампании 2023 года абитуриенты должны указывать в своих заявлениях приоритеты зачисления, если они пытаются поступить в один и тот же вуз по нескольким разным основаниям:
- в головной вуз и его филиалы;
- на разные формы обучения (очная, очно-заочная, заочная);
- на разные специальности (направления подготовки) и программы;
- по основному конкурсу или по целевой квоте, либо по отдельной или особой квоте.
Зачем указывать приоритет? Раньше абитуриенты на последнем этапе приёмной кампании подавали согласие на зачисление, и именно на этом этапе окончательно определялись с выбором не только вуза, но и направления, программы и формы обучения. Теперь согласие подавать не нужно — достаточно предъявить в вуз оригинал аттестата или другого документа об образовании или проставить в заявлении на суперспервисе отметку о его представлении. А направление и конкретную программу, на которые этот абитуриент попадёт, вуз определит в соответствии с приоритетами, которые тот расставил в заявлении. Его зачислят на бюджетное место в соответствии с наиболее высоким приоритетом, по которому он прошёл по конкурсу.
Например, абитуриент поступает в одном вузе на одних и тех же основаниях (в порядке общего конкурса) на три направления подготовки, и первый приоритет он установил для направления «Прикладная математика и информатика», второй — для направления «Информационная безопасность», а третий — для «Системного анализа и управления». До часа икс абитуриент передал в этот вуз оригинал аттестата. По баллам он не проходит на «Прикладную математику и информатику», но проходит на «Информационную безопасность» и «Системный анализ и управление». Поскольку абитуриент поставил «Информационной безопасности» более высокий приоритет (второй), чем «Системному анализу и управлению» (третий), его зачислят на «Информационную безопасность».
Что происходит, если у абитуриентов одинаковые баллы
Как решается ситуация с проходными баллами, если на бюджетные места в списке претендует несколько человек с одинаковым количеством конкурсных баллов? Например, в списке 15 человек с 260 баллами. Почему кто-то из них указывается выше, кто-то — ниже, если баллы у них одинаковые? Кого из них зачислят, если предпоследнее бюджетное место занимает абитуриент с 261 баллом и остаётся одно место?
В этом случае абитуриентов с одинаковыми баллами ранжируют в списке по приоритетности предметов экзаменов. Вузы самостоятельно присваивают приоритетность, и делают они это по-разному. Могут установить один приоритетный предмет (и тогда из абитуриентов с равной суммой баллов выше в списке окажутся те, у кого больше баллов именно за этот предмет). А могут определить приоритетность каждого предмета и выстроить список сначала по убыванию баллов за предмет с приоритетностью 1, потом тех, у кого всё равно получается равная сумма баллов, ранжировать по убыванию баллов за предмет с приоритетностью 2 и так далее.
Если и при таком подходе у кого-то получается равное количество баллов, то более высокие места отдают тем, у кого есть право на преимущественное зачисление. Оно предусмотрено в части 9 статьи 71 закона «Об образовании в РФ» почти для всех льготных категорий. Упрощённо это можно объяснить так: тот, кто не прошёл по отдельной и особой квотам, в основном конкурсе при прочих равных условиях может получить преимущественное право на зачисление.
Если снова кто-то оказался в равном положении, то из них выше в списке ставят тех, у кого есть преимущественное право по другому основанию — согласно части 10 статьи 71 закона «Об образовании в РФ». Это абитуриенты, которые окончили ведомственные школы и учреждения СПО с дополнительными общеобразовательными программами по подготовке к военной или иной госслужбе.
Если и при ранжировании с учётом преимущественных прав получаются равные места, то выше в списке ставят тех, у кого больше баллов за индивидуальные достижения. Перечень индивидуальных достижений, которые при этом учитываются, вуз устанавливает самостоятельно и может дополнить в период проведения приёма. Это может быть, например, средний балл аттестата.
Проходные баллы прошлых лет: зачем они нужны
На сайтах вузов в информации о каждом направлении обучения обычно можно увидеть проходные баллы прошлых лет. Это значит, что в прошлом году столько баллов было у последнего в списке зачисленных (он тоже ранжируется по баллам).
Например, заходим на сайт Московского политехнического университета и ищем информацию об интересующих нас направлении и программе бакалавриата — 09.03.03 «Прикладная информатика», «Большие и открытые данные». Видим проходной балл 2023 года — 243. Значит, у последнего человека в списке зачисленных на эту программу в прошлом году была такая сумма баллов.
Данные о проходных баллах прошлого года не дают гарантии, что абитуриент, который в текущей приёмной кампании наберёт столько же, тоже непременно поступит. Сколько баллов будет у последнего в списке в этом году, станет ясно, только когда сформируют список по итогам этого конкурса. От года к году проходной балл колеблется то в одну, то в другую сторону. Так, в Московском политехническом университете в 2022 году проходной балл на той же программе, пример которой приведён выше, был чуть ниже, чем в 2023‑м, — 241. А в 2021-м он был существенно выше — 253. Значит, в 2022-м и 2023-м смогли пройти абитуриенты с такими баллами, с какими не смогли в 2021-м. А бывает наоборот — в текущем году проходные баллы оказываются выше, чем в прошлом. Кстати, в 2024 году такая ситуация вполне вероятна на тех направлениях подготовки, куда сдают профильную математику. Дело в том, что в этом году получилось максимальное за всю историю экзамена число стобалльников по этому предмету (а это значит, что высокобалльников тоже, скорее всего, будет больше, чем в прежние годы).
Однако проходные баллы прошлых лет всё же могут служить приблизительным ориентиром: тот, у кого сумма баллов существенно меньше, чем был проходной балл в прошлом году, скорее всего, не пройдёт и в этом году. Но значение имеет именно существенная разница (условно говоря — от 20 баллов). И поскольку проходной балл — это сумма баллов последнего в списке зачисленных, а у последнего в силу разных причин может быть значительный отрыв от остальных, для оценки своих шансов полезно, когда на сайте вуза есть сведения ещё и о средних баллах прошлого года, чтобы сверить с ними свой средний балл.
Бывает ли очень существенное падение проходных баллов в топовых вузах? Да, но это исключительный случай, и этому должна быть веская причина — такое возможно, если приёмная кампания проходит чрезвычайно нестандартно. Такой случай был в 2021 году, и связан он был с тем, что тогда обкатывался новый порядок приёма в одну волну. Некоторые абитуриенты с высокими баллами растерялись и в последний момент сделали выбор в пользу региональных вузов попроще, испугавшись, что в топовом университете у них нет шансов. В результате места достались тем, кто хотя и не имел высоких баллов, но готов был рискнуть. Это произошло точечно — в отдельных университетах на отдельных направлениях. Мы рассказывали об этом подробнее. В 2022 году это повторилось, но тоже точечно. К тому же даже в рамках одного вуза могут сложиться разные ситуации: на одних программах обучения проходной балл падает, на других — растёт.
В любом случае вряд ли стоит рассчитывать на большое падение баллов в топовых вузах на гуманитарных и экономических направлениях — они всегда пользуются большой популярностью у абитуриентов, и там сравнительно мало бюджетных мест, из-за чего проходят в основном высокобалльники.
Как определяются проходные баллы целевиков
Среди тех, кто поступает по квоте на целевое обучение, проводится отдельный конкурс — раньше основного. И тех, кто прошёл этот конкурс, зачисляют тоже раньше — на этапе приоритетного зачисления. Конкурсный список целевиков тоже ранжируется по баллам, а количество бюджетных мест для зачисления определяется размером квоты (на разных направлениях обучения он свой). В этом году впервые применяются новые правила приёма на целевое. Раньше происходило так: в конкурсе участвовали только те, у кого уже был заключён договор о целевом обучении с заказчиком этого обучения — договор предъявлялся в приёмную комиссию при подаче заявления в вуз. А как именно абитуриент узнавал о предложении заказчика и договаривался с ним, никак не регулировалось. Это создавало серую зону: абитуриенты с низкими баллами получали лазейку на бюджетное место (ведь если нет других претендентов или их мало, и они тоже с довольно низкими баллами, то конкурс получается отнюдь не сложным, а проходные баллы — невысокими). Благодаря этому проходные баллы у целевиков, как правило, были ниже, чем у участников основного конкурса — просто потому, что сама возможность принять в нём участие была обусловлена наличием договора о целевом обучении (это снижало свободную конкуренцию).
По новым правилам происходит не так. Теперь заранее договор никто не заключает. К конкурсу за места по целевой квоте допускаются те, кто откликнулся на заявку о целевом обучении, размещённую заказчиком этого обучения на сайте «Работа в России» (trudvsem.ru) — эти заявки размещаются публично, любой желающий абитуриент может на них откликнуться, подав документы сразу в вуз, и участвовать в конкурсе. Возможно, эта публичность несколько увеличит проходные баллы на целевое, но это сильно зависит ещё и от привлекательности условий целевого обучения (если условия так себе, то и заявок от желающих много не будет).
Важный нюанс: целевая квота в вузе может быть детализирована так, что в интересах каждого конкретного заказчика целевого обучения выделяется своя квота. Тогда по каждой из них составляется свой ранжированный список, и, соответственно, в каждом из них будет свой проходной балл. В таком случае абитуриента могут зачислить по целевой квоте, только если ему хватило места в пределах количества договоров, указанного в том предложении, на которое он подал заявку. То есть даже если в вузе остались ещё места по целевой квоте на том самом направлении, но по другим предложениям (даже по другим предложениям того же заказчика), вуз не сможет его зачислить на одно из этих мест.
Сам конкурс проводится фактически по тем же принципам, что и основной. Но проходные баллы у целевиков, как правило, ниже, чем у участников основного конкурса — просто потому, что сама возможность принять в нём участие обусловлена наличием договора о целевом обучении (это снижает свободную конкуренцию).
Если абитуриент пытается поступить в один и тот же вуз не только по целевой квоте, но и по другим основаниям (например, в порядке основного конкурса), то он указывает в заявлении, какой приоритет отдаёт зачислению по целевой квоте.
Какие проходные баллы на платном обучении
На платное обучение формально тоже принимают по конкурсу. Но фактически берут, как правило, всех желающих, если они набрали минимально необходимую для поступления сумму баллов, заключили с вузом договор и внесли плату. Если количества мест, установленных для платного приёма, не хватит всем желающим, то вуз может их прибавить. Естественным ограничителем количества поступающих служит цена обучения. В топовых вузах она большинству россиян не по карману и продолжает расти.
Читайте также:
- «Может возникнуть ситуация, когда спрос на высшее образование превышает предложение»
- 7 фактов о приёмной кампании в вузы в 2023-м
- Интересные цифры о поступлении в вузы: почему гуманитарии учатся платно
- Что произошло с поступлением в региональные вузы в 2022 году
- Высшее образование в России хотя и массовое, но всё равно не очень доступное