Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Образование
#статьи

Педагог: кто это, чем он занимается, особенности есть у профессии

Собрали путеводитель по должностям, которые считаются педагогическими.

Иллюстрация: Dmytro Zinkevych / Shutterstock / Artempodrez / Mary Taylor / Pexels / Annie для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Почему «педагог» — это очень многозначное понятие

Профессия «педагог» может пониматься в широком или узком смысле. В узком смысле педагог — это объединяющее понятие для профессий учителя и воспитателя. Такой вывод можно сделать, если руководствоваться Профессиональным стандартом педагога, поскольку он распространяется только на воспитателей и учителей школ, детских садов и специальных учебно-воспитательных учреждений (для детей с особенностями психофизического развития).

А в широком смысле понятие «педагог» объединяет целую группу специалистов, связанных с воспитанием и образованием, — это все те, кого считают «педагогическими работниками». Такие профессии перечислены в утверждённой Правительством Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В обыденной речи под «педагогами» чаще всего имеют в виду тех, кто занимается с детьми: это и воспитатели в детсадах и специальных детских учреждениях, и учителя в школах, и репетиторы, и преподаватели в детских организациях дополнительного образования, и вожатые в лагерях детского отдыха. Это традиционное понимание прижилось неслучайно, ведь само слово «педагог» связано с детьми: в буквальном переводе с древнегреческого оно означает «тот, кто ведёт (то есть воспитывает) детей».

Однако упомянутая выше Номенклатура должностей педагогических работников охватывает не только тех, кто работает с детьми, но и преподавателей колледжей (а там учатся не только подростки, но и взрослые люди), а также профессорско-преподавательский состав вузов. А ещё — мастеров, которые обучают на заводе рабочим профессиям, и автоинструкторов. Словом, в широком смысле педагог — не только тот, кто работает с детьми.

Тогда, может быть, любого, кто что-либо преподаёт, как детям, так и взрослым, можно назвать педагогом? Или вообще любого, кто работает в сфере образования? Вопрос спорный. Во-первых, те, кто что-то преподаёт, не всегда юридически считаются педагогическими работниками, — такая ситуация, например, с бизнес-тренерами или наставниками в корпоративном обучении или с людьми, которые преподают что-то в сфере инфобизнеса. Во-вторых, в образовании есть профессии, не предполагающие непосредственного преподавания и воспитания. Например, методисты в сфере онлайн-образования разрабатывают учебные программы и учебно-методические пособия для взрослых, но сами занятия не ведут.

Фото: fizkes / Shutterstock

Поэтому в этой статье мы перечислим тех, кого законодательство прямо относит к педагогическим работникам.

Специализации педагогов

В названной выше Номенклатуре должностей педагогических работников организаций две группы должностей. К первой отнесён профессорско-преподавательский состав вузов: это ассистенты, деканы и начальники факультета, директора и начальники институтов, доценты, заведующие кафедрами и их заместители, профессора, преподаватели и старшие преподаватели. Хотя среди них должность преподавателей выделяется отдельно, на самом деле все остальные тоже имеют непосредственное отношение к образовательной деятельности и ведут какие-то дисциплины.

Стоит заметить, что преподавателями вузов становятся, как правило, те, кто идёт в науку: дело в том, что работа в университете предполагает задачи, с одной стороны, научные, а с другой — преподавательские. Подробнее об особенностях этой профессии мы рассказывали в отдельной статье.

Во второй группе в Номенклатуре перечислены «иные педагогические работники», и это понятие охватывает большое количество должностей. Преимущественно они всё-таки связаны с обучением, развитием и воспитанием детей и подростков, хотя некоторые предполагают и обучение взрослых людей.

Из требований к педагогическим работникам следует, что они должны знать возрастную психологию и физиологию, владеть приёмами, методами и средствами обучения, современными педагогическими технологиями продуктивного, развивающего обучения, компетентностным подходом, а ещё уметь применять методы убеждения и аргументировать свою позицию, устанавливать контакт с учащимися, воспитанниками, их родителями, уметь предотвращать и разрешать конфликты. Собственно, всё это и составляет суть педагогической работы.

Но в зависимости от специализации педагогического работника к этим основным умениям добавляются и другие. Например, мастер производственного обучения должен владеть методами именно профессионального обучения и развития мастерства, а учитель-дефектолог — знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, а также методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии.

Фото: industryviews / Shutterstock

Заметим, что, когда для профессии требуется именно педагогическое образование, оно не обязательно должно быть высшим или средним профессиональным (то есть полученным в колледже). Можно иметь высшее или среднее профессиональное образование по другому профилю и получить дополнительное профессиональное педагогическое, то есть обучиться на специальных курсах профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Далее расскажем о конкретных педагогических должностях. Более подробные сведения о каждой из них и формальные требования к специалистам, которые занимают эти должности, можно узнать из квалификационных характеристик должностей работников образования, которые, в свою очередь, входят в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Учитель

Конечно, именно эта профессия ассоциируется с понятием педагога в первую очередь. Учитель должен обучать и воспитывать школьников в соответствии с государственными образовательными стандартами (ФГОС), помогать получать знания, развивать ключевые навыки, указанные в этих стандартах. В зависимости от специализации учителей делят на две основные группы: педагогов начальных классов и педагогов-предметников (они преподают в классах старше «началки»).

Учитель начальных классов ведёт обучение младших школьников, закладывает базовые знания по русскому языку, математике, окружающему миру. Его задача — не только передать знания, но и сформировать у детей интерес к учёбе, навыки самостоятельности и социального взаимодействия.

Учителя-предметники преподают конкретные дисциплины (например, историю, математику, физику, русский язык и литературу) и работают с учениками средних и старших классов, в том числе готовят их к ОГЭ и ЕГЭ. Они в соответствии с ФГОС должны не только передавать знания по предмету, но и помогать школьникам развивать аналитическое мышление, критический подход к информации и прочие междисциплинарные гибкие навыки.

Учителя разрабатывает учебные программы, планы уроков, должны учитывать индивидуальные особенности учеников и применять различные методы обучения. Но, по правде говоря, в массовых школах учителя слишком загружены (причём не только учебными, но и административными задачами), чтобы применять творческие и индивидуальные подходы. Альтернативные формы занятости для учителей: частные школы с небольшими по численности классами, репетиторство, а также образовательные онлайн-платформы с уроками по школьным предметам.

Учитель-дефектолог и учитель-логопед

Эти педагоги выявляют у детей нарушения в развитии (логопеды — в речевом, дефектологи — не только в речевом) и проводят с ними специальные коррекционные занятия, групповые или индивидуальные. Если педагоги-логопеды занимаются в основном с нейротипичными детьми, у которых есть трудности в речи, то педагоги-дефектологи — с нейроотличными. Работают они в тесном контакте с обычными школьными учителями и воспитателями, проводят для них и для родителей консультации по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям с ОВЗ. Могут работать в детских садах и школах, специализированных коррекционных образовательных учреждениях, в различных центрах помощи детям с особенностями развития.

Педагог-психолог

Эти специалисты работают в детских садах, школах, колледжах, вузах. Главная их задача — заботиться о психическом, соматическом и социальном благополучии в процессе воспитания и обучения. Они должны способствовать гармонизации отношений в учреждении и принимать превентивные меры по профилактике социальной дезадаптации (так называют ситуацию, когда ребёнок не может найти контакт со сверстниками и педагогами), проводить психологическую диагностику.

Педагоги-психологи консультируют учащихся и их родителей, а также педагогов по вопросам развития учащихся и применения психологии для решения педагогических задач. Ещё они оценивают эффективность образовательной деятельности педагогов и педагогического коллектива в целом, учитывая развитие личности учеников.

В общем, задач у психологов в образовательном учреждении много, а типичная проблема их работы в том, что на одного такого специалиста обычно приходится не одна сотня детей, поэтому уделить много внимания каждому, кто в этом нуждается, очень трудно. О дефиците школьных психологов уже говорят на государственном уровне.

Воспитатель

Воспитатели работают в детских садах, интернатах, группах продлённого дня в школах и прочих детских учреждениях. Суть работы — создавать благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, развивать общение в группе. Для этого воспитатели проводят развивающие и досуговые занятия с детьми. Считается, что воспитатель должен изучать склонности всех подопечных и содействовать росту у них интереса к познавательной деятельности.

Преподаватель

Преподаватели бывают не только в вузах, но и в колледжах и в организациях дополнительного образования (в том числе дополнительного профессионального образования для взрослых), а также на онлайн-платформах с различными курсами и программами по изучению иностранных языков.

Суть их работы везде похожа: они непосредственно проводят обучение по каким-то конкретным дисциплинам (в школах, колледжах и вузах — в соответствии с требованиями ФГОС), разрабатывают рабочие программы своих учебных дисциплин (модулей) и другие учебные материалы, организуют и контролируют самостоятельную работу учеников, содействуют развитию их способностей, поддерживают учебную дисциплину.

Фото: Rawpixel.com / Shutterstock

А ещё Номенклатура отдельно выделяет педагогов дополнительного образования. Они работают в творческих секциях, студиях, кружках, центрах детского творчества и прочих всевозможных организациях допобразования. Их задача — развивать детей и подростков в соответствии с программой дополнительного образования. Они непосредственно проводят занятия, а также планируют их содержание, составляют учебные планы и программы.

Преподаватели должны иметь профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или по направлению, соответствующему преподаваемому предмету.

Тренер-преподаватель

Эти специалисты работают в спортивных школах, секциях и группах спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков. Они отбирают наиболее перспективных воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования. Проводят с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу, обеспечивая её безопасность. Как и преподаватели обычных дисциплин, тренеры опираются на определённую методологию и должны руководствоваться знаниями о возрастной психологии и физиологии.

Социальный педагог

Эта должность включает целый спектр обязанностей в детских садах, школах и прочих воспитательно-образовательных учреждениях: и воспитательно-просветительскую работу, и профилактику неблагополучия в детском коллективе (социальные педагоги должны предупреждать асоциальное поведение и конфликты, уметь выявлять такие ситуации и работать с ними).

А ещё эти специалисты взаимодействуют с социальными службами для организации мер социальной защиты и социальной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также оказавшимся в трудных жизненных ситуациях или демонстрирующим «трудное поведение».

Пример вакансии социального педагога
Скриншот: hh.ru / Skillbox Media

Кроме того, социальные педагоги обычно организуют социально значимую деятельность учащихся, проводят различные мероприятия для развития социальных инициатив. Их задачи пересекаются с тем, чем занимаются педагоги-организаторы.

Педагог-организатор

Педагоги-организаторы тоже работают в школах, колледжах, организациях дополнительного образования. Их задача — развивать детей, подростков и молодых людей, помогать им раскрывать свои таланты и социализироваться, проявлять активность. Они должны также проводить воспитательную работу — например, по распространению патриотических и духовно-нравственных ценностей (помогая советникам директоров по воспитанию или как раз занимая должность такого советника).

А ещё педагоги-организаторы должны развивать общую культуру в образовательном учреждении. Они организуют внутренние и внешние мероприятия для учащихся: воспитательные, творческие, просветительские (например, экскурсии, праздники, конкурсы, тематические встречи, различные мероприятия в онлайн-формате), руководят различными кружками, секциями и объединениями.

Словом, педагог-организатор создаёт условия для всестороннего развития детей и подростков. В некоторых школах педагоги-организаторы проводят классные часы.

Ещё в Номенклатуре есть должность старшего вожатого, которая тоже предполагает организацию всевозможных мероприятий для детей и подростков. Вопреки первой возникающей при этом слове ассоциации, работают вожатые не только в лагерях детского отдыха, но и в школах; вожатые бывают даже в колледжах.

Советник директора по воспитанию

Эта педагогическая должность появилась относительно недавно — в 2021–2022 годах, после того как в закон «Об образовании в РФ» внесли поправки, обязывающие школы, организации СПО (колледжи, техникумы, училища) и вузы, кроме образовательных программ, иметь также программы воспитания. Полностью должность называется так: «советник по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями».

Задачи этих специалистов — организовывать в учебном заведении воспитательный процесс «с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта общественно и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учёта индивидуальных потребностей». Они организовывают с этой целью различные мероприятия, в основном патриотической направленности, и много взаимодействуют с такими общественными движениями, как «Юнармия», «Движение первых», молодёжные волонтёрские организации, а также помогают учащимся осуществлять собственные общественно полезные инициативы.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Трудно сказать, можно ли называть советника директора по воспитанию отдельным специалистом — обычно это кто-то из учителей, прошедших специальный курс повышения квалификации.

Педагог-библиотекарь

Да, школьные библиотекари — тоже педагоги. В их задачи входит не просто вести учёт имеющихся в библиотеке учебников и прочих книг и выдавать их школьникам — они должны научить учащихся пользоваться библиотечно-информационными ресурсами (в том числе современными интернет-технологиями) в процессе учёбы. А ещё они тоже организуют дополнительные образовательные программы и мероприятия для культурного развития, популяризации чтения, поддержке интереса к литературе и развитию словесности.

Педагоги-библиотекари работают не только в школах, но и в детских библиотеках. Дело в том, что те давно уже вышли за рамки «просто мест, где можно взять книгу» и превратились в развивающие, просветительские и творческие пространства. Там часто организуют различные интересные мероприятия и занятия для детей. Поэтому можно встретить и такие вакансии, как «Педагог-организатор-библиотекарь».

Скриншот: hh.ru / Skillbox Media

Кстати, наряду с педагогами-библиотекарями есть ещё музейные педагоги — они организуют развивающие и образовательные занятия в музеях, а также педагоги, которые обучают в контексте урбанистики, то есть используют городское пространство как образовательную среду.

Инструктор по труду

Это те, кого мы знаем как школьных «трудовиков». Они ведут уроки труда в мастерских. Их задача — формировать у учеников и воспитанников трудовые умения и навыки, готовить их к практическому применению полученных знаний. Ещё предполагается, что они должны проводить с учениками профориентационную работу, участвовать в предпрофильной подготовке подростков и организации профессионального обучения старшеклассников.

Инструктор по физкультуре и руководитель физического воспитания

А это всем хорошо знакомые «физруки» — они планируют, организуют и непосредственно проводят в детских садах и школах уроки физкультуры (при этом должны научить навыкам и технике выполнения физических упражнений), а также факультативные спортивные занятия (ведут работу спортивных кружков и секций). А ещё они организуют активный отдых воспитанников и учащихся, спортивные праздники и другие мероприятия оздоровительного характера. Эти специалисты должны иметь профессиональное образование в области физкультуры и спорта.

Преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины

Эти преподаватели ведут в школах и колледжах особый учебно-воспитательный курс. Они организуют, планируют и проводят учебные, в том числе факультативные и внеурочные занятия по нему. А сверх того они участвуют в планировании и проведении мероприятий по охране труда работников образовательного учреждения, а также жизни и здоровья учеников, воспитанников, разрабатывает план гражданской обороны (ГО) образовательного учреждения и организуют занятия по ГО с его работниками. Проводят командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО.

Кроме того, они совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к военкоматам. Эти преподаватели должны иметь профессиональное образование по направлению «Образования и педагогика» или «Гражданская оборона».

Музыкальный руководитель и концертмейстер

Музыкальными руководителями называют педагогов, которые ведут занятия по музыке и ритмике в детсадах и школах, организуют музыкальные мероприятия с воспитанниками (музыкальные вечера, концерты, театральные постановки и так далее).

Они отвечают за развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников, формируют их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности. Определяют содержание музыкальных занятий с учётом возраста, подготовленности, индивидуальных особенностей воспитанников.

Фото: Lordn / Shutterstock

А концертмейстеры работают в профильных музыкальных школах. Они совместно с преподавателями специальных и профилирующих дисциплин разрабатывают тематические планы и программы музыкальных занятий, проводят сами занятия и ведут их музыкальное сопровождение.

Разумеется, и у музыкального руководителя, и у концертмейстера должно быть профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте, а концертмейстер при этом обязан ещё иметь высшее или среднее музыкальное образование.

Мастер производственного обучения

Они работают в колледжах, техникумах, центрах профессионального обучения и учебных подразделениях производственных предприятий (то есть непосредственно на заводах и фабриках, где тоже обучают новичков рабочим профессиям с нуля).

Мастера проводят практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением, готовят учеников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов — то есть таких, на основании которых учащийся получает квалификацию.

Примеры вакансий мастеров производственного обучения
Скриншот: hh.ru / Skillbox Media

Мастера должны иметь профессиональное образование по тому профилю, которому обучают, а педагогическую подготовку проходят дополнительно. Кстати, автоинструкторы по вождению тоже считаются мастерами производственного обучения.

Методист

Вообще-то, «методист» — почти такое же многозначное понятие, как и «педагог». Дело в том, что методисты бывают очень разные. В детсадах, школах, колледжах, вузах, организациях дополнительного образования функции методистов обычно выполняют сами воспитатели, учителя и преподаватели. У учителей существует такая аттестационная категория — педагог-методист. А ещё методисты работают в организациях повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, и тогда сами они могут детям не преподавать, но обучать учителей эффективным методикам преподавания.

Задача методистов — анализировать состояние учебно-методической и воспитательной работы и предлагать, как сделать её эффективнее. Они разрабатывают учебно-методическую документацию и дидактические пособия для занятий (по сути, это инструкции о том, как строить учебную программу и проводить занятия, какие методы, формы и средства обучения использовать), составляют сами учебные программы и модули по дисциплинам, обобщают самый удачный педагогический опыт и стараются его распространить. Словом, эта работа аналитическая и во многом связана с документацией образовательной организации.

Особый случай — методисты онлайн-образования, которые работают в EdTech-бизнесе (онлайн-школах с различными курсами, такими как Skillbox, GeekBrains, «Яндекс Практикум», «Нетология») и корпоративном обучении (когда крупные компании обучают своих сотрудников). И там, и там методисты разрабатывают непосредственно содержание курсов. Мы рассказывали подробнее об этой профессии и связанных с ней мифах.

От школьных и вузовских методистов тех, которые работают в онлайн-образовании взрослых людей, отличает не только круг задач, но и то, что опираются они не на дидактику, а на принципы Instructional Design (его часто переводят как педагогический дизайн, но это условный и не совсем точный перевод). Обучаются этой профессии в основном на курсах. Да и называют её по-разному: не только «методист», «методологи», но и «педагогический дизайнер», «дизайнер образовательного опыта», «проектировщик онлайн-обучения».

У них настолько разнообразный спектр задач, что представители различных онлайн-школы даже составили что-то вроде своего неофициального профстандарта для них — скиллсет (то есть набор навыков). Соответственно, эта категория методистов формально к педагогическим работникам не относится.

Инструктор-методист

А эти специалисты организуют методическое обеспечение в образовательных организациях спортивной направленности (спортшколах, спортивных секциях и прочих).

Фото: Zamrznuti tonovi / Shutterstock

Они координируют учебно-тренировочный и воспитательный процесс, определяют его содержание, обеспечивают работу по проведению учебно-тренировочных занятий. Ещё отвечают за повышение квалификации тренеров-преподавателей.

Тьютор

Это не самая массовая профессия в образовании, и связана она не с непосредственным преподаванием, а с персональной помощью учащимся. Тьюторы тоже бывают разные: одни помогают детям с ограниченными возможностями здоровья, другие — нормотипичным детям.

Во втором случае задачи тьютора заключаются в том, чтобы выявить и развить познавательные интересы ребёнка или подростка, выбрать дальнейшее направление образования (например, если речь о подростках в предпрофильных и профильных классах) и спланировать обучение, разобраться в успехах, неудачах, сформулировать цель образования.

Чем-то работа тьюторов похожа на работу психологов, чем-то — на работу коучей, но в целом довольно самобытна. Подробнее о тьюторах мы рассказывали в этой статье и выясняли в интервью с президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации.

Пример вакансии тьютора
Скриншот: hh.ru / Skillbox Media

В государственных школах тьюторы — пока непривычная роль, в основном они работают в частных. Ещё тьюторы стали появляться в отдельных передовых вузах, а некоторые работают как независимые консультанты — причём не только с детьми и молодёжью студенческого возраста, но и со взрослыми людьми. С развитием концепции обучения в течение всей жизни (lifelong learning) новые потребности в образовании могут появляться у людей любого возраста, а значит, им может потребоваться и помощь тьютора.

Подведём итог: так кто же такой педагог?

В узком смысле педагог — это объединяющее понятие для профессий учителя и воспитателя. А в широком смысле понятие «педагогом» можно назвать целую группу профессий, связанных с воспитанием и образованием, — это все те, кто считается «педагогическими работниками».

Например, к ним относятся, кроме учителей и воспитателей, также, например, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, педагоги-библиотекари, социальные педагоги, методисты, тьюторы, преподаватели колледжей, вузов и организаций дополнительного образования, мастера производственного обучения, тренеры спортивных школ и секций.



Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована