Образование EdTech
#Руководства

Проектирование профессионального обучения: как создают большие курсы

Рассказываем, как методисты разрабатывают онлайн-курсы, обучающие профессиям.

Иллюстрация: Prostock-studio / Shutterstock / John Schnobrich / Shutterstock / Mitchell Orr / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Разработка курсов по профессиям — достаточно долгий и кропотливый процесс. В каждой онлайн-школе свой подход к организации работы над ним и тем более к разработке программы. Но общие принципы и ключевые точки процесса везде схожи.

Из этой статьи вы узнаете:


Как организован процесс создания курса: алгоритмы, или модели, проектирования

Разработка курса по профессии начинается с выбора верхнеуровневого алгоритма проектирования. В профессиональной литературе их называют моделями проектирования, но во избежание путаницы мы будем называть их верхнеуровневыми алгоритмами проектирования (по аналогии с термином в книге Сони Смысловой «Проектирование образовательного опыта»).

Алгоритмы помогают организовать и структурировать процесс создания курса. То есть описывают не только то, как разрабатывается образовательная программа, но и то, как строится сам процесс работы над курсом.

Самые популярные сегодня алгоритмы — ADDIE и SAM. Рассмотрим их подробнее.

ADDIE

ADDIE — классический верхнеуровневый алгоритм, его используют во многих онлайн-школах, в том числе и в Skillbox. Состоит он из пяти этапов:

  • Анализ (Analyze) — исследование индустрии и профессии, потребностей рынка труда (что должен уметь специалист) и целевой аудитории, то есть людей, которые хотят учиться этой профессии (какие у них мотивы и какой базовый уровень знаний).
  • Проектирование (Design) — формирование концепции и программы курса.
  • Разработка (Development) — наполнение программы, то есть создание заданий, видеоуроков, планов лекций.
  • Реализация (Implementation) — собственно, само обучение на курсе.
  • Оценка (Evaluation) — оценка результатов обучения, удовлетворённости студентов и другие метрики, которые говорят об опыте обучения.

Этот алгоритм предполагает, что после того, как цикл создания курса пройден (то есть все этапы работы над ним завершены), методист оценивает результаты и по итогам оценки вносит в курс коррективы.

SAM

SAM (Successive Approximation Model, или модель последовательных приближений) — это алгоритм, который предназначен для создания базовой, проще говоря, неполной версии курса. В дальнейшем эту базовую версию постепенно дорабатывают и совершенствуют. Алгоритм включает три этапа:

  • Подготовка (Preparation) — исследование самой профессии (что она собой представляет, какие знания и навыки для неё нужны), целевой аудитории (то есть людей, которые будут учиться на курсе), мнений экспертов в соответствующей профессиональной области. По его итогам методисты получают представление о том, что должен включать в себя курс, каким он должен быть.
  • Итерационное проектирование (Iterative Design) — состоит из повторяющихся фаз «проектирование — прототип — оценка». В конце первой итерации появляется исходная версия курса (например, концепция или программа профессии). Прототип анализируют и решают, нужно ли что-то добавить, а потом начинают следующий круг проектирования.
  • Итерационная реализация (Iterative Development) — состоит из повторяющихся фаз «разработка — реализация — оценка». Этот этап начинается, когда часть курса (несколько модулей) готова и её можно протестировать на реальных студентах. От них собирают обратную связь и вносят коррективы в программу.

Методисты редко используют ADDIE и SAM в чистом виде, гораздо чаще эти алгоритмы «миксуют», соединяя разные элементы.

«В EdTech редко сразу же записывают полный курс, поскольку это может обойтись школе очень дорого. Например, в Skillbox мы придерживаемся итеративного подхода, поэтому используем смесь моделей ADDIE и SAM. ADDIE в чистом виде могут использовать, например, в университетах (так как вузовские программы нужно утвердить и согласовать до начала обучения) или для разработки небольших курсов, на создание которых не уходит много времени», — рассказывает методист Ирина Щербакова.

Смешивать алгоритмы позволяет то, что оба они, по сути, предполагают одни и те же принципы: проектировать надо на основе исследований (поэтому всегда сначала проводятся исследования), а после проектирования содержания программы и её детальной разработки (всего курса, как в ADDIE, или его части, как в SAM) надо оценить результаты и в зависимости от них что-то скорректировать, доработать.

Как создаётся учебная программа курса

В целом, вне зависимости от модели проектирования, работа над содержанием курса состоит из одних и тех же этапов: сначала исследования, потом выбор подхода к проектированию программы, затем, собственно, само проектирование и наполнение программы учебным контентом.

Исследования

Хотя название этапа исследования в разных моделях свои (в ADDIE это «Анализ», а в SAM «Подготовка»), цель у них одна — определить, чему и как нужно учить будущего специалиста.

Фото: DimaBerlin / Shutterstock

Зачастую ни методисты, ни продюсеры курса не знакомы с тонкостями той профессии, по которой им предстоит разработать обучение. Да и профессии бывают новые, совсем недавно появившиеся на рынке (вспомните, например, как с развитием социальных сетей резко вспыхнул спрос на SMM-менеджеров и таргетологов, хотя ранее таких специализаций не существовало). Чтобы разобраться в содержании профессии, проводят ряд исследований:

  • Изучение рынка труда и вакансий. Это помогает понять, что требуют от специалиста работодатели. Методисты анализируют описания вакансий, ищут ключевые компетенции, проводят интервью с нанимающими менеджерами и рекрутерами.
  • Исследование предметной области. Это изучение информации о профессии по общедоступным источникам — в профессиональной литературе, научных статьях и даже блогах экспертов. Собранная информация помогает методисту говорить на одном языке с экспертом курса в дальнейшем.
  • Интервью с предметными экспертами. Они помогают детальнее разобраться, какие задачи решает специалист на практике, что ему нужно уметь для успешной работы. Экспертами выступают состоявшиеся профессионалы в своей сфере.
  • Исследование целевой аудитории. Такая работа позволяет выяснить, кто заинтересован в выбранной профессии, есть ли особенности в характере обучения этих людей (это может быть важно для организации процесса обучения) и какие у них ожидания от курса.

В результате исследований методисты составляют карту профессиональных компетенций (список того, что должен знать и уметь специалист) или карту профессиональных задач (список задач, которые он должен уметь решать). Это и будет основой для проектирования содержания курса.

Выбор подхода к проектированию

Есть разные способы организовать процесс обучения и структурировать учебные материалы для студентов курса. Эти способы называются подходами к проектированию. Выбор конкретного подхода определяет, как именно будут учиться студенты, в какой последовательности они будут проходить курс, как и где для них будет организована практика.

У каждого подхода есть свои подвиды — они описывают последовательность шагов по созданию программы курса, учебных активностей и критериев оценки. Перечислим три основных подхода.

Проектирование от результата

Этот подход предполагает, что методист сначала собирает карту компетенций, а затем формулирует образовательные результаты, то есть конкретные и измеримые знания, компетенции и навыки. Проще говоря — всё то, что студент должен знать и уметь к концу обучения.

Существует несколько видов проектирования от результата, например:

  • Обратный дизайн (backward design). В его основе лежит изменение поведения студента. Предполагается, что методист сначала формулирует образовательные результаты, затем подбирает для них инструменты измерения или оценки, а уже после этого расписывает план учебной программы.
  • Понимание через проектирование (understanding by design) — хотя эта модель основана на обратном дизайне, её ключевое отличие в целях на трёх уровнях: на перенос, понимание и освоение — они учитывают знания и умения, которые получат студенты, инсайты в процессе обучения и выводы из него, а также то, как ученики будут применять полученное за пределами аудитории.

Подробнее о подвидах проектирования от результата можно почитать здесь.

Проектирование от проблемы

В рамках этого подхода методист начинает процесс проектирования с составления карты профессиональных задач. В её основе лежит так называемая аутентичная задача — то есть комплексная задача, с которой учащиеся столкнутся в реальной профессиональной деятельности (например, для режиссёра такая задача — съёмка фильма, для маркетолога — разработка маркетинговой стратегии, для веб-дизайнера — разработка дизайна для сайта). Она подразделяется на множество других задач, научившись выполнять которые студент освоит и основную задачу, и весь курс по профессии.

В проектировании от проблемы также есть три самых распространённых вида:

  • 4С/ID (четырёхкомпонентная модель педагогического дизайна) — одна из самых известных и одновременно самых сложных современных педагогических моделей. Она предполагает, что методист сначала определяет «корневую» многокомпонентную проблему, а затем разбивает её на серию разных по сложности задач. К ним подбираются теоретические и практические материалы, которые помогут ученикам в решении этих подзадач. Теоретические материалы вдобавок делятся на сопровождающую (то есть классическая теория) и своевременную (короткие шпаргалки и инструкции) информацию. Считается, что процесс проектирования здесь довольно длительный — он включает десять этапов.
  • Pebble in the pond (от англ. «камень в пруду»). В названии этого подхода — метафора, которая отражает процесс проектирования. Пруд в этом случае — процесс, проектируемый методистом, а камень — комплексная задача, которую студенты выполнят в конце обучения. Собственно, именно с задачи начинается проектирование программы: методист выбирает комплексную проблему и «прототип» её решения, затем выстраивает последовательность схожих, входящих в неё задач и определяет, какие знания и умения уже есть у студентов, чтобы её решить. За этим следует выбор стратегии преподавания и взаимодействия с учениками, адаптация учебных материалов и формирование критериев оценки. Модель Pebble in the pond лежит в основе модели 4С/ID, но шаги первой не так детально структурированы и регламентированы, как в 4С/ID.
  • Обучение через вызов (challenge based learning). Здесь суть в том, что проблема, которая ставится перед учениками, вырастает из большой идеи или явления, с которыми сталкивается общество (например, это может быть загрязнение атмосферы, дискриминация какой-то социальной группы и так далее). Для курсов по профессиям такой вид проектирования практически не используется.

Подробнее о подвидах проектирования от проблемы читайте здесь.

Проектирование от опыта

Формально проектирование от опыта тоже можно использовать для создания курсов по профессиям, но на практике методисты крайне редко применяют его в чистом виде. Причина проста: здесь для студентов важен не только результат, но также процесс, через который они проходят, и среда, в которой происходит обучение. Именно поэтому такой подход обычно используют в офлайн-обучении, а в онлайне его применяют редко.

Что влияет на выбор подхода к проектированию

Как выбрать подходящий подход? Единых правил нет, и в каждом случае методисты руководствуются целым рядом факторов: характер конкретной профессии, особенности целевой аудитории, возможности методической команды, которая разрабатывает курс. Кроме того, на выбор влияет и то, какие подходы принято использовать в конкретной школе.

Конечно, при выборе также учитываются и особенности самих подходов. Например, проектирование от проблемы сложнее в реализации, чем проектирование от результата — первый вариант потребует от методиста больше ресурсов, компетенций и вовлечённости. С другой стороны, сегодня он популярен в онлайн-школах, поскольку считается наиболее эффективным в создании курсов по профессиям и готовит студентов к выполнению реальных комплексных профессиональных задач.

На практике крупные школы выбирают обычно доминирующий подход и дополняют программу элементами из других.

Фото: fizkes / Shutterstock

«Мы никогда не берём модели и подходы к проектированию в чистом виде. В реальном рабочем процессе проектирования границы размываются, это всегда креатив. Да и студенту на самом деле всё равно, каким способом спроектирована программа, ему главное — достичь своих целей обучения, а нам — помочь ему сделать это», — комментирует методист Skillbox Любовь Суханова.

Разработка учебной программы

Когда исследование завершено, понятно, каким и для кого будет курс, составлена карта профессиональных задач или компетенций, начинается работа непосредственно над программой курса. То, как она будет выглядеть, зависит от выбранного подхода к проектированию — для каждого есть свои фреймворки, то есть принципы разработки.

Занимаются разработкой программы два специалиста — методист и один или несколько тематических экспертов. Тематические эксперты — это опытные профессионалы в той сфере, которой посвящён курс. Именно они дают содержательную информацию для курса, то есть теорию, которую нужно знать для работы по профессии, и помогают придумать практические задания для отработки навыков. В крупных школах подготовить общее содержание программы помогает один специалист, наполнить её более детальной информацией — другой или другие, а лектором на видеозаписях может выступить кто-то ещё.

Сначала методист с экспертом продумывают, чему будут посвящены модули курса и их примерное содержание. Затем эксперт постепенно подготавливает программу по составленному методистом брифу (инструкции). В чём именно эксперт воплощает эту работу, зависит от конкретной школы: где-то это будут презентации и сценарии видеолекций, а где-то — лонгриды, на основе которых методисты сами составят презентации и сценарии. Кроме того, нужно придумать домашние задания для студентов, канву для практических и дипломных работ, синхронные активности, то есть различные мастер-классы и прочие мероприятия, которые проводят для студентов курса в прямом эфире в дополнение к записанным лекциям и заданиям, которые они смотрят и выполняют асинхронно, в удобное им время.

Методисты помогают эксперту структурировать его знания и идеи, оформлять их в понятном ключе. Однако иногда всю работу методист берёт на себя, то есть сам наполняет программу курса, постоянно консультируясь с экспертами.

Основная канва программы курса по обучению профессии останется неизменной, а вот наполнение чаще всего (особенно в асинхронных онлайн-курсах) происходит не сразу от «А до Я», а итеративно, то есть постепенно, по частям. Сначала готовятся и выпускаются несколько первых модулей или блоков программы, после их публикации собирают обратную связь от студентов, смотрят на различные метрики, и методисты учитывают это при подготовке следующего блока.

Запись и оформление курса

Чтобы из разработанной методистами учебной программы получился готовый курс, надо оформить материалы, которые составил эксперт (презентации и статьи), по стандартам конкретной онлайн-школы, а также отснять и смонтировать лекции. Обоими процессами руководит продюсер курса, распределяя задачи между членами команды.

Фото: Grusho Anna / Shutterstock

В идеале оформлением экспертных материалов занимаются профессионалы: редакторы работают с текстом, который написал эксперт, а дизайнеры оформляют презентации. Но в небольших онлайн-школах несколько функций может совмещать один человек.

Перед съёмкой методисты и продюсеры, как правило, проводят репетиции с экспертами-спикерами, чтобы процесс прошёл максимально гладко. Записи монтируют, пересматривают и публикуют. Бывают синхронные курсы, в которых нет предзаписанных лекций, и занятия проходят в прямом эфире — там производство курса строится по-другому (по сути, курс представляет собой серию вебинаров по разработанным сценариям).

В целом работа над большим асинхронным курсом строится по тому же принципу, что и над телесериалами: пока студенты проходят первые модули курса, команда работает над производством следующих модулей. Но есть большое отличие: после выпуска сериала для него могут доснять следующий сезон, но те серии, которые уже вышли, не трогают, а вот в уже выпущенном курсе спустя время можно и иногда нужно что-то изменить.

Как работают с курсом после его запуска

Даже если все модули курса по профессии уже отсняты, это не значит, что работа над ним прекратилась. По большому счёту она не останавливается никогда — курс будет требовать постоянных улучшений, исправления ошибок, да и просто актуализации. Например, у цифровых профессий часто меняется программное обеспечение, с которым надо уметь работать специалисту, или обновляются версии этого ПО — значит, соответствующим образом нужно исправить и курс.

После запуска курса команда его разработчиков обычно отслеживает:

  • как этот курс воспринимает целевая аудитория — покупают ли его те, на кого он был рассчитан, всё ли им нравится, готовы ли они рекомендовать его другим;
  • каков процент доходимости на курсе (то есть какая доля слушателей доходит до финала), в какой момент «отваливаются» студенты, которые не завершают курс, и почему это происходит, что вызывает у них трудности;
  • достигаются ли поставленные цели курса.

Когда данные о метриках эффективности и качества собраны, составляется список необходимых доработок. Конечно, в первую очередь создатели курса обращают внимание на ключевые проблемы: к ним относятся, например, технические неполадки (не открывается тест), неактуальный контент (цифровой инструмент, работе с которым обучал курс, стал недоступен, и профессионалы перешли на другой), слишком сложный для студентов модуль, не одолев который многие бросают обучение. Подробнее о том, как устроена работа по постоянным улучшениям онлайн-курсов, можно почитать здесь.

Решают эти проблемы тоже разными способами: например, в одном случае потребуется перезаписать видео, а в другом — разработать дополнительное занятие с разъяснением самой сложной темы.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована