Почему в России отменяют Болонскую систему и какие будут последствия
Всего за два месяца формат бакалавриата и магистратуры превратился в пережиток прошлого.
Фото: Thomas Lohnes / Stringer / Getty Images
Ещё в марте такой вариант не рассматривался всерьёз, а сейчас уже готовится законопроект об отказе от Болонской системы и возврате к «истокам». Из этой статьи вы узнаете:
- что случилось с Болонской системой в России;
- что этому предшествовало — про желание вернуться к «лучшей в мире образовательной модели»;
- что представляют собой Болонская система, Болонский процесс и за что их сейчас критикуют;
- в сухом остатке: что изменится в связи с отменой Болонской системы и на что это повлияет;
- что будет с дипломами бакалавров и магистров? И с набором в магистратуру?
Что случилось с Болонской системой
Всего два месяца назад, в марте, в Минобрнауки сообщили «Интерфаксу», что отказ от участия в Болонском образовательном процессе в министерстве не обсуждается.
Более того, в этом году внепланово увеличивают количество бюджетных мест в магистратуре по приоритетным направлениям подготовки — инженерным, по промышленным технологиям и цифровой трансформации. Соответствующий законопроект 17 мая был принят в Думе и направлен в Совет Федерации.
А 24 мая глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил «Коммерсанту», что Болонская система — «прожитый этап»:
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента» — сказал он.
25 мая глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил ТАСС, что, по его мнению, отказываться от Болонской системы нужно поэтапно, хотя бы за два года:
«Те заявления, что мы видим и слышим, и министр говорил, что поэтапный переход [планируется], иначе никак. Здесь главное — снова не наделать ошибок, которые приведут, в первую очередь, к тому, что пострадают от этого у нас студенты, качество знаний и так далее».
В тот же день этот вопрос был вынесен на обсуждение Государственной думы, и Telegram-канал «Дума ТВ» опубликовал видеозапись, где председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщает о том, что, по его сведениям, позицию министра образования и науки поддерживают все фракции: «Нам необходимо выходить из Болонской системы». Далее это мнение подтверждает и председатель комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев: «Это результат последовательной и принципиальной позиции комитета».
Кстати, Вячеслав Володин провёл в своём Telegram-канале голосование, в котором приняли участие свыше 9 тысяч подписчиков. И 90% из них отметили, что поддерживают выход из Болонской системы. Ничего удивительного в этом нет. Если бы было предложено голосование об отмене ЕГЭ, то, наверное, вариант «за» поддержали бы вообще 100%. И ЕГЭ, и двухуровневая система «бакалавриат и магистратура» вошли в нашу практику давно, но до сих пор воспринимаются большинством как нечто новое и чужое. Даже из тех, кто работает в сфере образования, а уж из тех, кто не знаком с внутренней кухней, и подавно, многие склонны списывать причины всех бед и проблем системы на «чуждые реформы», а старую систему — идеализировать. Это феномен ностальгии и свойственной человеку нелюбви к любым инновациям.
Но похоже, что планы чиновников и депутатов не означают полный отказ от двухуровневой системы образования, которую предполагает Болонская система, — то есть бакалавриат с магистратурой могут остаться. Однако есть вероятность, что переход между ними утратит гибкость, то есть можно будет поступить в магистратуру лишь по направлению, близкому тому, по которому был окончен бакалавриат (сейчас это необязательно). Такое предположение можно сделать исходя из того, что рассказал «Коммерсанту» первый заместитель Сергея Кабышева Олег Смолин. По его словам, сейчас готовится законопроект, согласно которому специалитет станет основной формой высшего образования, но не единственной.
Смолин пояснил, что вузы смогут реализовывать программы и по двухуровневой системе: «Например, в таких областях, где не требуется высокой квалификации. Или же где бакалавриат и магистратура интегрированы между собой, когда студент продолжает обучение в магистратуре по той же специальности».
26 мая Сергей Карбышев сообщил в своём Telegram-канале, что на заседании комитета Государственной думы по науке и высшему образованию «обсудили ход реализации мероприятий „дорожной карты“ по формированию национально-ориентированной стратегии развития системы высшего образования в Российской Федерации». Он также пояснил позицию:
- важно учитывать при совершенствовании системы образования как положительные стороны советской системы образования, так и «уроки» Болонской;
- система образования должна соответствовать стремительным изменениям в экономике и обществе в целях обеспечения суверенитета российского государства.
В свою очередь, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова сообщила ТАСС, что подготовка изменений для создания отечественной системы высшего образования займёт не менее года, а до её внедрения должен пройти как минимум четырёхлетний цикл. Видимо, имеется в виду, что сначала должны отучиться в бакалавриате те, кто поступает в этом году. Гумерова также сообщила, что вопрос отказа от Болонской системы будут обсуждать 6 июня на расширенном заседании комитета.
Глава Российской академии образования Ольга Васильева поддержала идею о том, что пятилетний специалитет должен занять в структуре программ отечественного высшего образования ведущие позиции. Васильева тоже считает, что по ряду направлений, в том числе на программах, ориентированных на иностранных студентов, вполне возможна подготовка по двухуровневой системе. В то же время она призвала помнить о целых поколениях выпускников с дипломами бакалавров: они не должны быть ущемлены.
Что этому предшествовало: желание «вернуться к истокам»
Критика Болонской системы и призывы к её отмене звучали давно — это была такая же «вечная тема» в образовательной повестке, как недовольство ЕГЭ и отказ от него. Но всерьёз это обычно не воспринималось. После изменения геополитической обстановки в связи с началом вооружённого конфликта в Украине подобные призывы стали звучать настойчивее. Но и тогда в решительные действия они переросли не сразу.
Так, в марте руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов заявил о необходимости отмены Болонской системы и «возвращения к истокам», а премьер-министр Михаил Мишустин в ответ на это ему напомнил, что в России Болонская система и так работает с учётом национальных особенностей: наряду с ней существует специалитет по некоторым программам подготовки. Он признал, что у советского образования были свои сильные стороны, но «сегодня, конечно, многое строится иначе».
Читайте также:
Более того, весь прошлый год активно обсуждалась новая экспериментальная система «2 + 2 + 2», которая, по сути, представляет собой тот же бакалавриат с магистратурой, только с особым, гибким устройством программы бакалавриата.
В апреле ректор МГУ Виктор Садовничий, который изначально скептически относился к вступлению России в Болонский процесс, заявил, что копирование этой системы в России существенно понизило качество образования.
17 мая вице-спикер Госдумы Пётр Толстой сообщил, что считает необходимым отказаться от Болонской системы и вернуться к «традиционной русской системе образования».
24 мая в «Аргументах и фактах» вышло интервью с секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, где он дал такую оценку текущим событиям:
«В настоящее время наших студентов и преподавателей фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы. Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой Болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели».
В тот же день было опубликовано заявление Валерия Фалькова о «прожитом этапе».
Что представляет собой Болонская система и за что на неё сейчас ополчились
Болонская система основана на международной декларации «Зона европейского высшего образования», подписанной министрами образования 29 европейских стран в 1999 году в городе Болонье. В дальнейшем к декларации стали присоединяться и другие государства. Реализация положений этого документа называется Болонским процессом. Сейчас в нём участвуют 49 стран, включая (пока ещё) Россию, которая присоединилась к декларации в сентябре 2003 года.
Как указано в исторической справке на сайте МГУ, «Болонский процесс — важнейший компонент европейской интеграции, процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования».
Что такое Болонский процесс
Основными целями Болонского процесса провозглашены такие:
- построить европейскую зону высшего образования как ключевое направление развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
- повысить качество образования;
- обеспечить конкурентоспособность европейского образования;
- достичь наибольшей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
- формировать и укреплять интеллектуальный, культурный, социальный и научно-технический потенциал европейских стран, повысить престижность европейской высшей школы в мире;
- повысить центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей (университеты при этом рассматриваются как носители европейского сознания).
Под выражением «Болонская система» в России обычно имеют в виду двухуровневое обучение: бакалавриат и магистратуру. Но сближение национальных систем образования разных стран не ограничивается только тем, что везде действуют эти две ступени. Это сближение, среди прочего, включает ещё такие планы:
- Принять систему сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому, чтобы обеспечить возможность трудоустройства европейских граждан. Проще говоря, диплом и степень, полученные в одной стране Болонской системы, должны признаваться и в других странах, присоединившихся к декларации.
- Внедрить единые критерии для оценки качества образования и преподавания.
- Поддерживать и развивать традиционный европейский подход к реализации высшего образования, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
В итоге обучение в университете любой страны — участницы Болонского соглашения должно быть сопоставимо по содержанию с обучением в других странах, чтобы студенты из разных государств могли учиться на совместных программах, переходить из вуза в одной стране в вуз другой страны с зачётом дисциплин, без особых трудностей после бакалавриата в одной стране поступить в магистратуру в другой и устраиваться со своим дипломом на работу.
Осуществление намеченных в декларации целей — процесс небыстрый, и раз в несколько лет страны-участницы актуализируют приоритетные шаги на ближайшие годы.
За что критикуют Болонскую систему в России
Россия вошла в состав участников Болонского процесса в сентябре 2003 года, но в ней наряду с системой «четырёхлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура» продолжала и до сих пор продолжает действовать для некоторых направлений (например, медицинских и инженерных) и «советская» система специалитета, в котором продолжительность обучения составляет 5–6 лет. Кстати, для других стран — участниц Болонской системы наши дипломы специалистов приравниваются к бакалаврским.
Сторонники прежней советской системы обычно критикуют Болонскую, подразумевая именно двухуровневость системы, за:
- более короткий по сравнению со специалитетом срок обучения в бакалавриате. Дело в том, что далеко не все бакалавры идут в магистратуру (эта ступень необязательная), и тогда получается, что их высшее образование ограничивается четырьмя годами. Противники системы считают, что этого мало для полноценного образования, и на бакалавров смотрят как на «недоучек», а бакалавриат ругают за отсутствие фундаментальности;
- то, что можно поступить в магистратуру по иному направлению, чем был бакалавриат (например, став бакалавром по экономике, пойти в юридическую магистратуру — если, конечно, получится пройти по конкурсу). Кто-то видит в этой гибкости плюсы, кто-то — минусы, считая тех, кто учился в магистратуре «не по своему» направлению, тоже «недоучками», раз у них не было профильной базы.
На недостаточность срока обучения в бакалавриате указала, например, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, комментируя минусы Болонской системы: «Главная проблема Болонской системы — отсутствие равного и непрерывного, а значит, качественного образования». Она отметила, что 60% бакалавров ежегодно стоят перед выбором: пойти им в магистратуру платно или ограничиться ступенью бакалавра.
Вероятно, вице-спикер подразумевает этим аргументом, что бюджетных мест в магистратуре хватает не всем желающим, а те, кому их не хватило и у кого при этом нет возможности учиться за деньги, остаются за бортом, так как у бакалавриата самого по себе (без магистратуры) качество подготовки недостаточное.
Но этот аргумент кажется спорным. Мест для магистратуры действительно выделяется меньше, чем для бакалавриата, однако это логично в условиях, когда бакалавриат считается полноценной ступенью образования, а вторая ступень предназначается для желающих заняться наукой или детальнее углубиться в узкую прикладную область. Такое желание есть не у всех, кому-то для работы хватает бакалавриата. Что касается недостаточности подготовки, то вряд ли это касается повально всех программ бакалавриата, а для наиболее сложных и так действует специалитет либо его можно ввести — там, где четырёхлетний срок действительно не позволяет охватить весь объём знаний, необходимых для качественного освоения специальности. Строго говоря, если дело только в сроке, то и бакалавриат можно сделать пятилетним — там, где требуется более фундаментальная подготовка. А для каких-то прикладных специальностей, возможно, и трёх лет вполне хватит.
Заметим, что сокращённые сроки образования не всегда минус с точки зрения государственных интересов. Например, президент недавно поручил разработать такие методики ускоренного обучения IT-специалистов, чтобы можно было поступать на пятилетнюю программу высшего образования сразу после девятого класса. По сути, должен получиться микс школьной программы для 10–11-х классов и бакалавриата — то есть в пять лет планируется вместить то, что сейчас занимает шесть.
Кроме того, Ирина Яровая сослалась на необходимость качественной подготовки специалистов для целевого набора — очевидно, опять же, подразумевая, что бакалаврской подготовки для этого мало.
Скорее всего, наиболее вероятную причину столь резкой и единодушной смены позиции чиновников и депутатов относительно Болонской системы стоит искать в том, что стремление к европейской унификации образовательного пространства на фоне недружественной геополитической ситуации стало для России неактуальным. Об этом, в частности, прямо заявила глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова:
«Надо уверенно и оперативно заканчивать со всеми нормами и стандартами, которые навязывала Европа нашему обществу в лихие годы под ширмой новомодных благ, а на самом деле за этим стояли цели глобализации, отрыва молодых людей от своей страны, продвижения чуждых нам ценностей».
В сухом остатке: что же изменится и на что это повлияет?
Если в результате обратной реформы останется, как разъяснил Олег Смолин, и двухуровневая система (бакалавриат с магистратурой), и специалитет, то чем же новая система будет отличаться от действующей сейчас?
Во-первых, скорее всего, изменится соотношение количества программ специалитета и бакалавриата. Сейчас в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования программ бакалавриата больше, чем специалитета (186 против 125) — но стоит ожидать, что постепенно доля специалитета вырастет. Возможно даже, что бакалавриат станет скорее исключением, чем нормой. А значит, снова предстоит переработка ФГОС, конкретных программ и учебных планов для разных направлений подготовки. Хорошо это или плохо? Смотря как это будет реализовано. Если продуманно вернут более длительный срок обучения (специалитет) только на те направления подготовки, где он действительно нужен, где переход на систему четырёхлетнего бакалавриата во время вступления в Болонский процесс состоялся механически, по принципу «все под одну гребёнку» и повредил качеству образования, то это, конечно, хорошо. Это будет исправлением ошибок. Если же снова получится «все под одну гребёнку» — но на этот раз по принципу «все дружно строем в специалитет», то и результат будет соответствующим. Оптимальным вариантом представляется набор разных возможностей.
Из-за сокращения бакалавриата, вероятно, станет меньше и программ магистратуры.
Во-вторых, выход России из Болонского процесса, из числа стран — участниц международной декларации «Зона европейского высшего образования» будет означать отказ от планов на сближение нашей национальной системы высшего образования с европейской. Но российское высшее образование и сейчас идёт своим путём — это видно, например, по тому, какое большое внимание в последнее время уделяется воспитательной роли вузов, а также унификации изучения истории на всех направлениях подготовки.
В-третьих, вероятно, усложнится процесс признания в Европе дипломов, полученных в России. Это важно не только для тех, кто собирается работать за рубежом, но и для тех, кто хочет продолжить там учёбу — в магистратуре, докторантуре.
В-четвёртых, могут пострадать совместные образовательные программы российских вузов с университетами — партнёрами из стран Болонской системы, а также планы по привлечению на российские образовательные программы студентов из-за рубежа. Но перспективы международного сотрудничества с европейскими вузами сейчас и без того печальные, а скажется ли отказ от Болонской системы на возможностях сотрудничества, например, с азиатскими университетами — вопрос. К слову, в Китае система высшего образования двухуровневая, хотя он и не является формально частью Болонского процесса.
Остаётся интрига: что теперь будет с планами на «2 + 2 + 2»? Пока не ясно, но представляется, что эти планы могут остаться вполне актуальными для программ, для которых сохранят двухуровневую систему. В то же время выраженная ориентация на специалитет как основную форму образования может означать отказ от гибкости и индивидуализации образовательных траекторий. Ведь советский специалитет, если за эталон будет принят именно он, предполагал унифицированный для всех образовательный путь, его целью была подготовка стандартного специалиста. Так это будет или не так, покажет время. Но новый перечень специальностей и направлений подготовки в вузах, который был утверждён в марте 2022-го и должен был вступить в силу в сентябре 2024 года, был нацелен на повышение гибкости программ высшего образования и должен был создать основу для «2 + 2 + 2». Направлений бакалавриата в нём, кстати, как и сейчас, больше, чем специалитета (154 против 124). Может статься, что в новых условиях он утратит актуальность.
Что будет с дипломами бакалавров? И стоит ли теперь поступать в бакалавриат и магистратуру?
Отказ от Болонской системы не произойдёт одномоментно — будет предусмотрен переходный период, как и в любых больших реформах.
Ранее выданные дипломы, конечно, не утратят юридическую силу. Просто в течение многих лет в России будут в ходу разные типы дипломов о высшем образовании. Нам к этому не привыкать — точно так же происходит с тех пор, как Россия ввела двухуровневую систему, сохранив и специалитет. Другое дело, что бакалавры рискуют оказаться в проигрыше по чисто психологической причине: отношение к ним как к недоучкам, если они не окончили магистратуру, может усилиться на фоне роста количества выпускников с дипломами специалистов.
Поэтому тем выпускникам бакалавриата, которые в этом году собирались поступать в магистратуру, не стоит отказываться от своих планов. А тем, кто до сих пор не задумывался о дипломе магистра, возможно, самое время это сделать, пока на рынке представлена широкая линейка магистерских программ.
Те образовательные программы бакалавриата, на которые состоится набор в 2022 году, прямо сейчас, на коленке, не могут быть преобразованы в специалитет. Программы и учебные планы формируются и утверждаются задолго до приёмной кампании. Именно поэтому Лилия Гумерова сказала о необходимости выдержать четырёхлетний цикл, прежде чем вводить изменения.
Читайте также:
- Развитие мышления и формирование сообщества: какой должна быть цель высшего образования
- Между ростом и коллапсом. Какое будущее эксперты предсказывают высшему образованию
- Итоги рейтинга «мягкой силы»: в каких странах учатся будущие главы других государств
- Высшая школа экономики назвала новые тенденции в работе вузов