Пионер онлайн-обучения Салман Хан — о своём отношении к ChatGPT
Пока многие переживают, что из-за таких технологий студенты вообще разучатся писать тексты сами, Салман считает ровно наоборот.
Фото: Tom Werner / Getty Images
Появление ChatGPT и активное распространение технологий на основе искусственного интеллекта стало началом своеобразной революции в сфере образования. Учителя, преподаватели вузов, методисты, специалисты по корпоративному обучению обсуждают, как быть — запрещать такие технологии, менять подходы к преподаванию и оценке знаний студентов или вообще пока не волноваться?
Своим мнением об этом поделился Салман Хан — один из пионеров в онлайн-обучении и создатель Khan Academy, бесплатного онлайн-ресурса для школьников, которым пользуются более 145 миллионов человек. Кратко пересказываем его основные идеи.
Салман Хан
Предприниматель, создатель Khan Academy.
ИИ научит студентов хорошо писать
Искусственный интеллект позволит ускорить работу с упражнениями. Учащиеся смогут практически мгновенно получать обратную связь по тому, что они выполнили. Так процесс обучения станет качественнее и комфортнее, говорит Хан в интервью изданию EdWeek. Например, вместо стандартного теста с вариантами ответов по прочитанному отрывку ученики могут писать сочинение вместе с ИИ. Технология при этом будет выступать в роли своеобразного тренера — и такие образовательные решения разрабатываются уже сейчас.
Суть в том, что ИИ будет задавать вопросы ученику прямо в процессе работы над текстом: «Ты согласен с человеком, который написал это? Или нет?» и «Хорошо, давай напишем здесь основную мысль эссе. Как бы ты аргументировал, если бы у тебя было всего три предложения? Хорошо, теперь подкрепи каждый из своих трёх тезисов. А теперь давай наконец сделаем это — традиционное эссе из пяти абзацев».
«Я действительно думаю, что ИИ поможет нам делать лучше такие вещи. Потому что в прошлом происходило вот что: „Детки, эй, напишите ваши эссе из пяти абзацев к пятнице“. Вы сдаёте, учитель оценит, может, к понедельнику, и это портит ему все выходные. И потом вы получаете обратную связь. Если у вас действительно увлечённый учитель, он позволит доработать сочинение. Но часто вы просто получаете оценку и переходите к следующему заданию», — объяснил свою позицию предприниматель. А вот технология типа ChatGPT позволит ученику получить обратную связь мгновенно.
Для издания Tech & Learning Хан развил эту мысль, поделившись наблюдением о том, что большинство студентов на самом деле не могут написать хорошее эссе из пяти абзацев, им даже один убедительный абзац с тезисом сформулировать трудно. При этом обучение писательскому мастерству — дело долгое и кропотливое, преподавателю нужно давать много обратной связи каждому студенту по недостаткам его текста, объясняя, как следует сделать лучше. ИИ же способен дать такую обратную связь всего за пару секунд.
Учителя получат от ИИ не меньшую выгоду, чем ученики
Хотя пока некоторые представители педагогического сообщества сопротивляются переменам, совсем скоро они увидят преимущества искусственного интеллекта, уверен Хан. Например, ИИ уже может проверять и оценивать работы студентов — такой помощник равен «армии ассистентов», рассказал предприниматель изданию Tech & Learning.
«Если вы профессор университета, учите 300 студентов на базовом курсе английского с восемью ассистентами, то не вы оцениваете работы студентов, их оценивают ассистенты. А теперь у каждого учителя будет армия ассистентов», — предсказывает Салман Хан.
Он также отметил, что нейросети уже пишут за учителей и преподавателей планы занятий. Они также могут выступать отличным инструментом для работы с учениками.
Запретить нейросети — значит, лишить возможностей
Запрещать инструмент, который совсем скоро все будут использовать в работе, — плохая идея, сказал Хан на вебинаре Гарвардской школы образования. В пример он привёл реакцию департамента образования Нью-Йорка на появление ChatGPT: там нейросети «забанили» и для учеников, и для педагогов, чтобы предотвратить академическое мошенничество. Но работа с ИИ будет одной из самых трендовых в будущем, считает Салман Хан. Даже сейчас инженеры, проектирующие запросы для моделей вроде ChatGPT (на таких запросах чат-бот учится), получают зарплату в сотни тысяч долларов.
Благодаря новой технологии работа сильно изменится. «Люди не должны от этого прятаться. Они должны играть с этим, приветствовать это и увидеть, как мы можем изменить будущее», — резюмировал Хан.
А если всё равно придётся осваивать технологию ChatGPT и работать с ней, то почему бы не учить этому уже сейчас, на раннем этапе её появления?
Но что же делать с тем, что любые домашние письменные работы учащиеся теперь могут писать с помощью ChatGPT? Салман рекомендует просто давать им задание на написание коротких эссе непосредственно на занятиях в аудитории.
Читайте также: