Цитата недели: Павел Дуров о демотивации лучших учеников
Сооснователь Telegram объяснил, почему дух конкуренции в школах, по его мнению, несёт пользу, а не вред.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Павел Дуров
Сооснователь Telegram и «ВКонтакте»
Источник: личный телеграм-канал
— Большинство западных школ не поощряют конкуренцию, запрещая публиковать оценки и рейтинги учащихся. Причина понятна — чтобы защитить учащихся от давления или насмешек. Однако такие меры ожидаемо демотивируют лучших учеников. Победа и поражение — две стороны одной медали. Устраните проигравших — и вы устраните победителей.
Контекст
Павел Дуров опубликовал пост о недостатках современного школьного образования. Так он прокомментировал успех китайского стартапа DeepSeek, чья новая ИИ-модель недавно произвела фурор на рынке. К слову: позднее стало известно о проблемах компании с информационной безопасностью — в открытом доступе обнаружили принадлежащие ей конфиденциальные данные.
По мнению Дурова, достижения китайских инженеров машинного обучения возникли не на пустом месте: китайские школьники много лет обгоняют сверстников со всего мира на олимпиадах по математике и программированию. С точки зрения предпринимателя, ключевое преимущество школьной системы Китая — в том, что она поощряет жёсткую конкуренцию между учениками. Этот принцип китайские школы, считает он, позаимствовали из высокоэффективной советской школьной модели, а современным школам западных стран его не хватает.
«Кажется добрым поступком говорить ученикам, что все они чемпионы независимо от результатов, — пока вы не задумываетесь, как быстро после выпуска реальность разобьёт эти иллюзии», — утверждает Павел Дуров.
Образовательной системе США (и, видимо, других стран) нужны радикальные реформы, уверен сооснователь Telegram. Как он считает, многих учеников мотивирует учиться соревновательный момент, желание проявить себя лучше остальных. И если у таких амбициозных подростков нет возможности сравнить свои результаты и занять первое место (из-за того, что нет открытого для всех учащихся рейтинга лучших), учёба для них теряет смысл. Вместо этого, по мнению Павла Дурова, они начинают играть в видеоигры — там, по крайней мере, виден ранг каждого игрока.
Заметим: психологи и специалисты по обучению согласны с мнением, что подростков мотивирует соревновательность. Но некоторые практики отмечают, что эффект от конкуренции недолгий: подростки увлекаются соревновательным процессом, но это не прибавляет им понимания, зачем они на самом деле учатся и как это влияет на их будущее. Подробно эту тему исследовал психолог Альфи Кон, который пришёл к выводу: если ребёнок или взрослый изначально учится ради наград или достижений, то внутренний интерес к предмету не формируется. Когда награды исчезают, учащийся перестаёт видеть смысл в учёбе. А именно внутренняя мотивация позволяет добиваться долгосрочных успехов.
Кроме того, возможно, именно из-за такой изматывающей атмосферы конкуренции, как отмечают исследователи высшего образования, многие выпускники школ Китая приходят в вузы уже выгоревшими. Китайскую систему образования нередко относят к одним из самых «суровых» в мире — по сложности экзаменов, накалу конкуренции и объёму нагрузки на учащихся. В 2019 году даже сообщалось, что больше половины китайских школьников страдают от недосыпа. Пробившись в вуз мечты, первокурсники нередко чувствуют растерянность и не понимают, зачем им эта учёба. В китайских университетах ещё с 1994 года появились программы психологической поддержки, которые правительство регулярно расширяет.
Снижение нагрузки на детей и семейных расходов было одной из причин введения в 2021 году ограничений в китайском EdTech — по сути, в стране стало незаконным частное репетиторство для школьников. Однако конкуренция из школ и вузов не исчезла, поэтому дополнительные занятия быстро ушли на чёрный рынок. Сейчас в Китае укрепляют государственную систему образования: планируется усилить подготовку по естественно-научным предметам и математике уже с начальной школы, а также вводить в школьные программы курсы по ИИ.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!