С такой инициативой выступил ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж, сообщает ТАСС со ссылкой на его письмо главе Минцифры Максуту Шадаеву.
С чем связано предложение
По мнению Куджа, сертификацию курсов могли бы проводить экспертные группы из компетентных представителей государственных вузов, в которых есть соответствующие IT-программы, и специалисты министерства.
Он добавил, что сейчас в России наблюдается всплеск интереса к IТ-специальностям, однако, несмотря на дефицит кадров, после прохождения таких курсов только 48% их участников находят работу в сфере, которую они осваивали. Ректор полагает, что это связано с недостатками некоторых коммерческих образовательных программ.
«Согласно исследованию федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования „МИРЭА — Российский технологический университет“ (далее — РТУ МИРЭА), более 72% окончивших те или иные курсы недовольны качеством образования. 65% из них не хватило практической части обучения; 47% указывают на недостаток обратной связи от преподавателей; 56% говорят о слишком коротком сроке обучения и высокой интенсивности программы, не позволяющей овладеть знаниями и навыками в объёме, заявленном создателями курсов», — говорится в письме.
Уточняется, что, согласно исследованию, оплата учёбы вынудила 82% слушателей таких курсов значительно сократить свои повседневные расходы, одолжить деньги или взять кредит.
Всё это, по мнению Куджа, говорит о том, что некоторые платформы не выполняют обязательств перед учениками, хотя и заявляют, что после обучения те смогут трудоустроиться и сменить сферу деятельности. Он считает, что сертификация IT-курсов должна быть бесплатной для собственников компаний, которые организуют такие программы. Предполагается, что это поможет повысить уровень квалификации тех, кто обучается на них, и уменьшить кадровый дефицит в сфере информационных технологий.
Что ещё известно про качество IT-обучения
Заметим, что интерес к обучению IT-профессиям действительно высокий. Так, по данным «Исследования российского рынка онлайн-образования», проведённого «Нетологией», самыми массовыми направлениями онлайн-курсов в начале 2022 года стали как раз IT-профессии (им обучались более 2,5 млн человек). Известно, что тенденция продолжается.
А вот что касается удовлетворённости учащихся качеством курсов, то это, похоже, сильно зависит от конкретной онлайн-школы (Станислав Кудж тоже говорил не обо всех, а о некоторых платформах). Так, опрос НИУ ВШЭ, участниками которого стали более тысячи пользователей платформы Skillbox, показал, что, по мнению 93% респондентов, обучение помогло им реализовать поставленные карьерные цели.
О проблеме разброса качества на рынке онлайн-образования давно говорят и сами представители EdTech. Однако обсуждают это с позиции, которая заключается в том, что это естественный этап начального развития рынка, и дальше в конкуренции начнут выигрывать не те платформы, что дают людям красивые, но пустые обещания, а те, что действительно вкладываются в качество.
Кстати, Антон Горелкин, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по информационной политике, IT и связи, в феврале тоже высказывался в пользу саморегулирования рынка: «Лучший вариант сегодня для образовательного бизнеса — это когда правила определяются и придумываются не депутатами, а рождаются внутри индустрии, вырабатываются профессиональным сообществом <…>, а уже потом законодатель должен облечь их в норму права».
А вот глава этого комитета Госдумы Александр Хинштейн в том же месяце говорил о том, что, по его мнению, нужно ввести верификацию всех онлайн-курсов, которые совпадают с существующими государственными программами в школах, вузах и учреждениях СПО.
Кстати, про обучение в вузах по IT-профессиям тоже нельзя сказать, что оно всегда гарантирует высокое качество образования. Так, известно, что не все выпускники в области компьютерных и математических наук потом работают в этом сегменте экономики (и это при существующем дефиците айтишников). Похоже, тут тоже многое зависит от конкретного вуза.
А председатель Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко в марте текущего года сказал о том, что в вузах не хватает специалистов, которые способны преподавать IT-дисциплины. Позднее Иван Тугой, директор по образованию «Корпорации 1Т» (онлайн-школа IT-профессий), заметил, что люди зачастую изучают теоретические аспекты математики и программирования, в то время как в реальных IT-профессиях требуются совсем другие компетенции.
Читайте также: