Образование EdTech
#Мнения

Цитаты недели: о лукавстве обещаний в EdTech

Яков Сомов и Максим Спиридонов высказались о современном этапе развития рынка онлайн-образования.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Яков Сомов

руководитель центра онлайн-образования лицея №239, CEO и сооснователь «Лекториума»


Источник: ток-шоу на YouTube-канале «Роман с Академией»


— У нас победили маркетологи профессий будущего, которые обещают тебе сто тысяч рублей зарплаты через месяц обучения. У всех прекрасные восхитительные лендинги, но ты не понимаешь, что там внутри на самом деле. Потому что просто у нас идёт эпоха накопления первичного онлайн-опыта, давайте это так назовём.

Максим Спиридонов

серийный технологический предприниматель, основатель «Нетологии-групп» и бизнес-клуба Reforma


Источник: ток-шоу на YouTube-канале «Роман с Академией»


— Я проиграл соревнование в лукавстве обещаний. Во всех коммерческих сегментах — диджитал-профессии, среднее [образование], любом сегменте, включая специфические, типа эзотерики, психологии и так далее, — идёт соревнование в лукавстве маркетинговых обещаний. И фактически выигрывает тот, кто наобещает больше. На лендинге, в прогреве и так далее. И в этом есть огромная проблема. Потому что нормальные люди ломаются в этой гонке. Они понимают, что «всё, дальше я уже не могу идти, дальше я уже начинаю врать, а я врать не готов».

Контекст

На YouTube-канале «Роман с Академией» прошло обсуждение «вечной» темы «Учёба онлайн — зло или возможности?» с участием представителей EdTech — Максима Спиридонова и Якова Сомова.

В центре дискуссии предсказуемо оказался вопрос качества онлайн-образования и того, почему в этой сфере так привольно чувствует себя именно инфобизнес, который серьёзного образования дать не может, а ловит людей на сладкие обещания.

Максим Спиридонов считает, что главный враг качественного образования — это прежде всего лень, нелюбопытство, неосознанность и бездумность даже в той ситуации, когда речь идёт о проектировании собственной судьбы, то есть выборе образования.

«„Инфоцыгане“, инфобизнес эксплуатируют те самые проблемы: лень, отсутствие желания вкладывать силы в обучение и желание найти самую волшебную кнопку. Прямо вот так, чтобы ты нажал эту кнопку — и всё знаешь», — пояснил он.

Яков Сомов добавил, что, по его наблюдениям, люди не умеют вдумчиво выбирать образование и осознанно строить для себя образовательную траекторию. «Выбирают образование настолько хаотичным способом, насколько это вообще возможно, — заключил он. — Не могут взять и погуглить просто, сколько зарабатывает человек на профессии, которую ему обещают».

Всё это, с одной стороны, соответствует тому, что образование, с точки зрения экономистов, есть доверительное благо — то есть в этой сфере человек даже не может оценить качество услуг, которое ему оказывают. С другой стороны, молодость и неурегулированность рынка онлайн-образования приводят к тому, что на нём сейчас легче всего развернуться игрокам за счёт красивой рекламы, а не за счёт качества продукта, которое пользователь заранее оценить не в состоянии.

К чему приведёт то, что люди легко верят любым обещаниям на заманчивых лендингах, а потом остаются разочарованными? Максим Спиридонов считает, что постепенно накопится критическая масса коллективного опыта обманутых ожиданий, «когда тебе обещали, что тебя научат стать крутым Full Stack Developer, а ты не стал». Также накопится общий опыт пользователей по фильтрации нормальных образовательных проектов от плохих. Накопится и негативная репутация тех, кто обещает, но не делает.

«И хочется верить, что путём такой вот естественной конкуренции качество продукта будет вдолгую выигрывать», — сказал эксперт. Но сейчас, на короткой дистанции, признаёт он, конечно, есть проблема, потому что многие хорошие продукты проигрывают битву за внимание аудитории с нечестными игроками просто потому, что не готовы давать пустых обещаний.

В то же время, по мнению Спиридонова, вмешиваться в этот процесс государству и пытаться его урегулировать не стоит, чтобы не получился эффект слона в посудной лавке. Рынок отрегулируется сам, естественным путём. На собственном опыте люди натренируют критическое мышление и научатся понимать, где их обманывают, а где нет. «Лучше так, чем государство со своими родовыми травмами это будет делать», — заключил он.

Курс

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована