Образование
#новости

В Госдуме взялись за марафоны желаний и прочие онлайн‑курсы

Депутаты хотят сформировать требования к качеству и реестр инфомошенников. Как это скажется на EdTech-сообществе?

О чём речь

17 февраля в Госдуме прошло закрытое совещание на тему «Проблемы дополнительного профессионального образования в цифровом формате», сообщает Znak.com. По сведениям издания, участниками мероприятия стали представители всех фракций: правительственные чиновники, силовики и общественники.

На мероприятии, в частности, обсудили возможности создания стандартов оказания образовательных услуг в интернете и формирования реестра так называемых инфоцыган. Кроме того, было предложено начать контролировать налоговые отчисления блогеров, которые продают курсы и тренинги в соцсетях.

Депутат Дмитрий Гусев (СРЗП) рассказал Znak.com, что по итогам совещания было принято решение создать специальную рабочую группу.

«Сферу оказания образовательных услуг в Сети нужно детально изучать. Например, сегодня прозвучало предложение разработать критерии, которые бы чётко могли отделить блогеров, которые дают качественный образовательный продукт, и так называемых инфоцыган. Возможно, для этого потребуется разработать требования к квалификации таких блогеров», — заявил он.

А Сергей Кабышев (СРЗП) сообщил, что в Госдуму уже обратилось несколько человек, решивших воспользоваться услугами недобросовестных блогеров. Он пообещал направить запросы в Следственный комитет, МВД и Федеральную налоговую службу, чтобы деятельность этих блогеров проверили.

С чего всё началось

Как сообщал ТАСС, в начале февраля вице-спикер Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР) направил вице-премьеру Дмитрию Чернышенко обращение с просьбой поручить Рособрнадзору установить порядок лицензирования бизнес-тренингов и курсов личностного развития. По мнению депутата, это нужно, чтобы оградить россиян от аферистов.

Он отметил, что в период пандемии значительно вырос спрос на различные онлайн-тренинги и курсы личностного роста.

«Мы видим, что рынок онлайн-образования в России продолжает расти. Это кратное увеличение аудитории, многомиллиардные сделки и инвестиции, реализация и продвижение масштабных госпроектов», — пояснил парламентарий.

Он заявил, что с похожей инициативой ранее выступал и основатель фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, указывая на необходимость установить над бизнес-тренингами, курсами личностного развития и тематическими семинарами «разумный, но необходимый контроль государства».

Чернышов также подчеркнул, что чаще всего такие услуги предлагают аферисты, выпускающие продукты, которые на самом деле не несут реальной пользы и могут даже навредить.

По данным «Известий», в результате в Рособрнадзор и Минобрнауки направили поручение подготовить предложения по регулированию деятельности бизнес-тренеров и преподавателей курсов личностного развития. А ещё в аппарате вице-премьера подтвердили, что если продолжительность курсов составляет менее 16 часов и они не завершаются итоговой аттестацией, то они не могут считаться дополнительной профессиональной программой повышения квалификации и не подлежат лицензированию, А значит, не контролируются государством.

Что предлагают информационные аферисты

На том же совещании выступил президент АО «Крибрум» и член Совета по правам человека при президенте Игорь Ашманов. Он представил доклад, согласно которому, основными продуктами «инфоцыганства» являются:

  • курсы;
  • лекции;
  • марафоны;
  • конференции.

Он отметил, что основными темами становятся успех, лёгкий заработок, укрепление семьи, молодость, красота и похудение.

Кроме того, компания проанализировала почти 3 млн сообщений в интернете за последние три года, в которых упоминались блогеры, ассоциирующиеся с подобными информационными продуктами. В итоге самыми популярными назвали:

  • «Марафон желаний» Елены Блиновской;
  • «Денежный марафон» Валерии Чекалиной;
  • курс «Стратегии на миллион» Оксаны Самойловой;
  • курс «Мышление миллионера» Гусейна Гасанова;
  • марафон «Я выбираю себя» Надин Серовски.

При чём тут «нормальный» EdTech?

Казалось бы, всё предельно ясно — речь идёт о якобы образовательных продуктах, которые на самом деле таковыми не являются и не несут практической пользы вопреки обещаниям их создателей.

Однако уже начинают звучать осторожные опасения, как бы в процессе зачистки услуг псевдокоучей не пострадали добросовестные компании, которые занимаются онлайн-образованием. Например, об этом в своём Telegram-канале «Наука и университеты» высказался доктор технических наук, почётный работник высшего профессионального образования РФ Евгений Белый.

Разговоры о верификации образовательных онлайн-курсов для взрослых ведутся с октября прошлого года. Тогда о таких планах говорил глава комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн:

«Речь идёт именно об онлайн-образовательных курсах или программах, которые совпадают с реализуемыми сегодня государственными программами в средних образовательных учреждениях, средних специальных или высших. Мне кажется, они должны быть верифицированы. Более детально эти процессы мы будем уже обсуждать в новом созыве Госдумы с участием профессионального, экспертного сообщества и заинтересованных ведомств, в первую очередь Министерства просвещения. Безусловно, если эту ситуацию менять, то потребуются поправки в закон», — говорил он.

Кстати, в прошлом году американские учёные пришли к выводу, что онлайн-курсы по Well-Being действительно помогают усилить ощущение благополучия. Но, очевидно, очень многое зависит от качества и содержания подобных продуктов. Вопрос в том, как правильно их оценить. Экспертное EdTech-сообщество активно обсуждает эту тему последние несколько месяцев.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована