Соответствующий опрос платформа провела среди своих студентов.
Анализ курсов проводили по пяти направлениям:
- интернет-маркетинг;
- бизнес и управление;
- дизайн;
- аналитика и data science;
- программирование.
Кто изучает эти направления
Оказалось, что среди 392 респондентов, которые закончили или продолжают обучение по этим специальностям в текущем году, большинство составляют женщины (59,9%).
Самыми популярными направлениями оказались интернет-маркетинг (28,6%), программирование (25,5%) и дизайн (20,7%). Далее следуют аналитика (17,1%) и бизнес (8,1%).
Кроме того, заметна дифференциация по возрасту студентов, чаще всего выбирающих те или иные курсы:
- Интернет-маркетинг — < 20 лет (2,3%);
- Программирование — 20–25 (17%);
- Дизайн — 26–35 (48,5%);
- Аналитика и data science — 36–45 (20,7%);
- Бизнес и управление — 45+ (11,5%)
Кстати, в сентябре Coursera опубликовала отчёт об онлайн-обучении женщин: оказалось, они составляют 45% от общего числа пользователей платформы, а если говорить о пользователях только из России, то женщин среди них половина — 51%. Средний возраст россиянок, обучающихся на Coursera, — 30 лет (у мужчин — 32 года). Среди иностранных студенток этот показатель колеблется в диапазоне от 27 до 34 лет.
Кроме того, Coursera выяснила, как выглядит топ-5 любимых направлений жительниц России. Эти данные частично совпадают с теми, что получила «Нетология»:
- коммуникации;
- программирование;
- теория вероятностей и статистика;
- предпринимательство;
- лидерство и менеджмент.
Общемировой рейтинг выглядит почти так же. Разница лишь в позициях, которые занимают некоторые из перечисленных сфер.
Похожее исследование среди своих абонентов проводил и оператор сотовой связи Tele2. По его данным, среди пользователей онлайн-платформ для обучения и развития в России всё же больше женщин (56%), а средний возраст аудитории составляет 38 лет.
Почему россияне проходят курсы
В рамках опроса специалисты «Нетологии» разделили понятия внутренней мотивации и цели получения дополнительного образования. То есть они отдельно изучили причины, по которым респонденты решили пройти обучение, и то, чего они ждут от него в итоге.
Какие внешние факторы способствуют повышению спроса на эти профессии
Очевидно, что популярность digital- и IT-профессий связана с массовой цифровизацией. В частности, это ускорила пандемия, из-за которой многие рабочие процессы пришлось перенести на удалёнку. Это, прежде всего, объясняет особую потребность в программистах.
Также вырос спрос на специалистов, умеющих вести проекты и анализировать их работу в новых условиях. Кроме того, особенно важным для бизнеса стало умение продвигать свои товары и услуги в цифровой среде, в том числе на маркетплейсах и в соцсетях, — такие специалисты тоже востребованы.
А ещё в условиях высокой конкуренции за внимание потребителей возникла большая потребность в сотрудниках, умеющих достичь определённых бизнес-показателей при помощи дизайна.
Кстати, результаты этого опроса частично совпадают с выводами исследования Высшей школы экономики. Её специалисты назвали наиболее востребованные навыки в цифровой сфере. Оказалось, что в ней всё же важнее хард-скиллы.