Образование
#статьи

Необычная практика: оп-оп, гангнамстайл, или Как k-pop меняет образование

Рассказываем про очень популярный корейский музыкальный жанр, который стали использовать в обучении. Причём не на уроках музыки.

Meery Mary для Skillbox Media

K-pop (korean pop) — это музыкальный жанр, сформировавшийся в Южной Корее, и возникшая на его основе субкультура. Цепляющие припевы, сложные танцевальные движения, привлекательная внешность… Может показаться, что все мы через это проходили в конце 90-х и начале нулевых. Тогда мир сходил с ума по британским и американским бендам, вроде ‘N Sync или Spice Girls. Им на смену пришли EXO, BTS, Blackpink и другие известные группы из Кореи, но с ещё большим доступом к сердцам молодёжи.

Прежде чем рассказывать о том, как k-pop изменил образование, покажем, что это такое. Пожалуй, один из самых легендарных примеров — трек Gangnam Style южнокорейского исполнителя PSY, который покорил мир в 2012 году. Сейчас клип насчитывает больше четырёх миллиардов просмотров.

А вот ещё один пример для знакомства с жанром — совсем свежий. Это клип южнокорейского бойз-бенда BTS на песню Dynamite, вышедший в 2020 году. Просмотров пока «совсем немного» — чуть больше миллиарда.

По подсчётам Министерства культуры, спорта и туризма Южной Кореи, песня принесёт в экономику страны более одного миллиарда долларов. Дело в том, что и BTS, и другие k-pop группы уже активно завоёвывают западный и азиатский музыкальные рынки, опережая многих знаменитых на весь мир артистов.

Причина их популярности кроется в системе подготовки: участников южнокорейских групп жёстко тренируют ещё со школьного возраста в специальных учебных заведениях. Учат не только петь и танцевать, но и давать интервью, жить под прицелом фотокамер и даже тому, как быть очень милыми. Их движения, песни и даже их внешность тщательно конструируются рекорд-лейблами.

Результаты дают о себе знать, и о невероятной популярности жанра уже говорят и на самом высоком уровне, о нём, например, осведомлён даже президент США Джо Байден.

И что, его теперь и в школах изучают?

Неудивительно, что школы и университеты в этой стране открывают собственные
k-pop-классы. Так, маленькая старшая школа «Кванчон» в сельском городке провинции Чуннам реструктурировала свою учебную программу под популярный жанр и даже сменила имя: теперь она называется Высшей школой k-pop и исполнительского искусства. Школьники учатся играть на музыкальных инструментах и выступать перед публикой, изучают языки и постоянно практикуются на концертах.

Цель вовсе не в том, чтобы сделать их звёздами, объясняет директор школы, — такая подготовка в будущем позволит им работать на стремительно развивающемся рынке, который создала индустрия k-pop. Местные власти инициативу, кстати, поддержали и инвестировали в школу более десяти миллионов долларов.

Впрочем, k-pop влияет на образование не только на своей родине. В 2018 году телеканал BBC сообщал, что желание понять, о чём поётся в том же Gangnam Style и других южнокорейских хитах, привело к росту популярности корейского языка в США, Канаде, Таиланде и Малайзии. Например, в Соединённых Штатах интерес к корейскому возрос на 14% между 2013 и 2016 годами, а курс по корейскому языку на платформе Duolingo привлёк больше двухсот тысяч человек.

К делу подключились сами k-pop-исполнители. Так, компания Hybe Edu (аффилированная структура южнокорейского рекорд-лейбла Hybe Corporation, создавшего BTS) выпустила серию учебных пособий по корейскому «Learn! Korean with BTS» для студентов-поклонников группы со средним уровнем знания языка. Новичкам предлагается изучать основы с TinyTAN — мультяшной версией бойз-бенда.

Скриншот: BANGTANTV / YouTube

Пособия уже используют в университетах по всему миру, например в США, Великобритании, Франции и Вьетнаме.

Так, после объявления о новом подходе к изучению корейского языка с помощью BTS руководитель программы в британском Университете Шэффилда Сэри Ли рассказала: «Мы получили гораздо больше заявок, чем ожидали, что привело к увеличению количества занятий. Интерес к k-pop и корейской культуре в целом привлекает всё больше людей к изучению корейского».

В 2021 году Hybe Edu заявила о планах по разработке учебных материалов для изучения корейского в младших и средних классах зарубежных школ совместно с Международным фондом корейского образования. Издание The Korea Herald уточняет, что такие классы есть в 1700 школах 39 стран, а Министерство образования Южной Кореи планирует расширить географию до двух тысяч школ в 45 странах к 2022 году.

Онлайн-обучение k-pop тоже не обошёл стороной. King Sejong Institute Foundation запустил программу изучения корейского «K-wave Korean» — 52 пятиминутных видео на английском языке с субтитрами на китайском, вьетнамском, индонезийском и русском. Изучать язык в данном случае помогают тексты песен известных k-pop-композиций.

С корейским всё ясно, а ещё где-нибудь
k-pop используют?

В австралийском Университете Монаша на примере k-pop студентов обучают экономике. Программу разработал профессор Уэйн Гирлинг.

В своей работе «Диверсификация использования поп-культуры в классе: использование k-pop для обучения основам экономики» Гирлинг привёл в пример гайдлайны для трёх занятий. Так, одно из них посвящено экстерналии, для объяснения этого понятия педагог использовал отрывок из хита BTS «N.O». Тему невозвратных затрат профессор иллюстрировал песней группы Blackpink «Kill This Love». Студентам предлагалось посмотреть клипы на выбранные преподавателем песни, обсудить отдельные отрывки и на их примере разобрать серьёзные экономические термины и концепции. В конце курса Гирлинг провёл опрос и выяснил, как учащиеся отнеслись к его идее.

«Более половины респондентов согласились или полностью согласились с тем, что использование k-pop на занятиях улучшило их опыт обучения и вызвало интерес к предмету. Очень немногие студенты посчитали, что это пошло им во вред. Открытые ответы подтверждают, что благодаря более понятному для студентов материалу, они легче вовлекаются в обучение и проявляют интерес к экономике», — резюмировал Гирлинг.

В американском Университете Скидмор проводили семинар по k-pop в рамках программы первого года обучения. На таких занятиях студенты учатся писать исследовательские работы, составлять библиографию и в принципе адаптируются к требованиям высшего образования.

«Я начал замечать большой интерес к k-pop не только среди студентов, но и среди преподавателей. И мне не хотелось бы, чтобы первый год обучения был скучным, я бы хотел преподавать что-то интересное и чтобы каждый получал удовольствие от занятий», — объяснил профессор антропологии Джувон Парк, подготовивший семинар. Он отметил, что благодаря этой теме студенты иначе посмотрят на глобализацию и культурное разнообразие, получат знания в области литературы, мультимедиа, истории культуры, социологии и антропологии.

Конечно, k-pop используют и в художественном образовании. Например, своим опытом в этой сфере поделилась доктор наук и преподаватель Университета Огайо Аэлим Ким в работе «Корейская популярная музыка, молодёжная фан-культура и программа художественного образования». Она придумала программу на основе k-pop для учеников одной из художественных школ Сеула.

«K-pop — один из примеров культурного феномена, который может быть использован в художественном образовании. Как показала растущая международная популярность k-pop, педагогам, работающим с молодыми людьми, важно признавать современную молодёжную культуру и принимать во внимание её образовательные возможности в контексте самостоятельного участия молодёжи в разнонаправленном глобальном медиапространстве», — отметила Ким.

Зачем вообще эти песни и пляски в учёбе?

Польза музыки в обучении иностранным языкам давно доказана специалистами. Например, в своей работе «Роль музыки в изучении второго языка» доктор наук и исследователь Техасского университета Сомайе Пири приводит этому такое объяснение: «Педагоги нашли несколько элементов песен, которые позволяют изучающим иностранный язык эффективнее получать знания. Например, в песнях используется разговорная речь, короткие слова и множество личных местоимений, которые произносятся в более медленном темпе — это делает восприятие лёгким, эффективным и весёлым. Такие факторы превращают песни в замечательный инструмент для изучения новых слов или запоминания уже выученных».

Фото: GaudiLab / Shutterstock

Пири провела собственное исследование, чтобы проверить, влияет ли использование песен на овладение словарным запасом. Участие в нём приняли больше сотни студентов одного из университетов в иранском городе Занжан. Их разделили на три группы: для обучения первой использовали исключительно песни британских и американских поп-исполнителей, во второй такой инструмент использовали в два раза меньше, а для третьей группы не использовали вообще.

Один и тот же педагог провёл три занятия по 90 минут для каждой группы и три раза проверял знания студентов. Первый тест до начала эксперимента показал, что у студентов примерно одинаковый уровень словарного запаса. Вторая проверка — сразу после изучения материала — продемонстрировала, что студенты первой группы запомнили материал лучше остальных. Однако в группе, для обучения которой песни не использовались вообще, результаты были выше, чем у той, где их использовали «наполовину». Это подтвердил и финальный тест, проведённый три недели спустя.

«Преподавание английского языка как иностранного может быть очень эффективным, если оно основано на интенсивном использовании музыки или песен», — заключила Пири.

Но музыка может быть использована не только в обучении языкам. Например, специалисты Университета Флориды предлагают своим студентам послушать любимые композиции перед экзаменами. Это, среди прочего, позволяет:

  • Уменьшить тревогу. «Если вы, как многие студенты, страдаете от тревоги и стресса, попробуйте послушать рэп, когда занимаетесь. Исследование Кембриджского университета показало, что хип-хоп даёт позитивный эффект на слушателей, позволяет им лучше справляться с психологическими проблемами», — отмечают авторы статьи.
  • «Включить» мозг. «Пожалуй, самая убедительная причина послушать музыку во время подготовки заключается в том, что музыка помогает улучшить когнитивную деятельность, — говорится в статье. — Если вы хотите улучшить работу мозга, исследования показывают, что сначала стоит позаботиться о своём эмоциональном состоянии и насладиться музыкой, которую вы любите».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована