Необычная практика: как и зачем исландский вуз занялся азартными играми
Рассказываем о странном (и не очень этичном) способе финансирования школьной и вузовской системы.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Мы привыкли, что образование либо финансируется из государственного бюджета, либо оплачивается учащимися (или их родителями). Однако жалобы на недостаток госфинансирования — не редкость почти в каждой стране мира, а бесконечно поднимать цены на обучение тоже невозможно. Поэтому в некоторых странах идут на нестандартные новые меры. Почему бы, например, не запустить лотерею, деньги от которой пойдут на спонсирование системы образования? Рассказываем о реальной практике.
Как за лотереи взялся университет
Государственные лотереи проводят во многих странах мира, и часто доходы от них идут на благие дела — поддержку социальных, культурных и благотворительных проектов. Например, в России организацией того же «Спортлото» занимается Министерство спорта, а доходы, соответственно, идут на поддержку этой сферы в стране.
Однако есть и случаи, выбивающиеся из общей практики. Например, старейшую в Исландии лотерею проводит непосредственно Университет Исландии, он же получает от неё доходы.
Создание такого варианта системы связано с историей самой страны. Дело в том, что она долгое время была подконтрольна соседней Дании и независимость получила только в ХХ веке. Однако уже в конце ХIX века исландцы призывали создать собственный университет — это стало бы очередным шагом к национальному самоопределению и самосознанию. Утверждён университет был через два года после формального разрешения на автономию Исландии — в 1911 году.
На первых порах училось в нём всего 45 человек. Со временем университет расширялся, но своего места у него долго не было — учащиеся и преподаватели располагались в здании парламента Исландии (он называется альтинг). К 1930-м правительство согласовало строительство основного здания, только средств на него не хватало. Тогда руководство и преподаватели вуза ухватились за идею лотереи: если правительство не может выделить деньги, то может хотя бы разрешить университету проводить лотерею — а вырученные деньги пойдут на возведение кампуса. В 1933 году эту идею одобрили, а уже 10 января 1934 года Университет Исландии провёл первый розыгрыш.
Условия были такие: университету давали патент на лотерею на пять лет, на выплаты участникам лотереи уходило около 70% общего фонда, в качестве платы за патент вуз обязался платить 20% чистых доходов в госказну, остальное забирал себе.
Если в первую лотерею выпустили 25 тысяч билетов, то к 1960-м годам выпускали уже по 60 тысяч билетов в год. Доходы тоже росли — в 1934-м университету удалось собрать почти 100 тысяч исландских крон на строительство, а к 1960-м годам он заработал в общей сложности 23 млн крон.
Главное здание университета было готово в 1940 году. На доходы от лотереи также построили спортивный зал, больничный комплекс, технопарк, здания факультетов и общежития.
Патент на лотерею университету продляют до сих пор, а кроме того, университет также имеет право получать доходы от продажи скретч-карт (то есть карточек с моментальным выигрышем) и даже от точки с игровыми автоматами. И хотя формально онлайн-казино (как и казино вообще) в стране запрещены, оператор лотереи лоббировал правительство, чтобы получить разрешение на его создание.
В 2022 году сообщалось, что ежегодный доход университета составляет около 1 млрд исландских крон. При этом 10% от этой суммы получены от игры на автоматах. Полученные средства всё ещё тратят на строительство и уход за уже существующими зданиями, а остальные нужды вуза финансируются из госбюджета.
Как устроено финансирование через лотереи в США
Чаще всего за лотереи и подобные виды финансирования образования отвечают всё же не сами образовательные учреждения, а власти. Такая практика есть, например, в США.
На 2010 год 19 штатов США организовывали лотереи на локальном уровне или участвовали в федеральных проектах и 100% доходов от лотереи (после выплаты выигрышей) направляли на финансирование образования — как среднего общего, так и высшего. Часто организаторы в рекламе лотереи подчёркивают, на что направлены доходы от неё, чтобы мотивировать людей покупать билеты: например, в Калифорнии розыгрыш запустили со слоганом «Школы тоже выигрывают», в штате Вирджиния билетики продавали с посылом «Поможем школам Вирджинии», в Миссури — «Когда вы играете, дети выигрывают».
При этом правительства таких штатов по-разному распоряжаются полученными деньгами: кто-то тратит их на покупку необходимых расходных материалов для учителей, кто-то выдаёт стипендии или спонсирует детские сады, а где-то на средства от лотереи строят и поддерживают школьные здания.
На первый взгляд, это действительно выгодно. В 2016 году издание International Business Times приводило такие цифры: в Нью-Йорке доход от лотереи составлял 14% от общего бюджета штата на образование (около 3 млрд долларов), а во Флориде — 6%.
Однако не всё так просто: вырученные от лотереи деньги не отдают школам как надбавку к уже выделенному бюджетному финансированию, ими просто заменяют часть запланированных бюджетных расходов. Проще говоря, штат экономит бюджетные деньги благодаря лотереям, фактически перекладывая бремя школьных расходов на участников лотерей. Например, в той же Вирджинии, где лотереи помогали госшколам, за 24 года штат заработал на них 5 млрд долларов. Однако эти деньги использовали как замену бюджетным, да и сокращать финансирование не стеснялись, сообщала газета The Washington Post в 2012 году. И это не столько исключение, сколько правило. Проще говоря, деньги от лотерей не позволяют открыть в школах новые дополнительные ставки, закупить оборудование сверх запланированного, провести ремонт чуть лучше, чем обычно, и так далее.
Кроме того, нельзя не учитывать, что большая часть лотерейных доходов уходит на выплаты выигрыша. Он, в свою очередь, облагается налогами. И в итоге получается замкнутый круг: даже выигранные кем-то деньги всё равно попадают в бюджет, а его, в свою очередь, всё равно нередко сокращают, когда речь идёт о расходах на образование.
Почему от таких «помогающих» лотерей призывают отказаться
Призывы покончить с лотереями и просто азартными играми звучат довольно давно. Издание The Higher Education в феврале 2022 года опубликовало новость под заголовком «Университет Исландии зависим от азартных игр», где вуз критиковали не только сторонние эксперты, но даже его сотрудники и студенты.
Так, один из профессоров математики собрал 300 подписей своих коллег под требованием запретить университету оперировать слот-машинами и получать от этого финансирование. К этим воззваниям присоединилась Ассоциация игрозависимых Исландии, поскольку 67% зависимых от азартных игр людей теряют деньги именно на таких автоматах, как физических, так и в онлайне. Правда, лотерейные билетики, по её мнению, никому не вредят, так что полностью исключить такой способ получения денег она не предлагает. Однако о его вреде говорят другие эксперты.
Так, в статье Американского института изучения экономики (AIER) приводят результаты множества исследований, которые показывают: испытать удачу стремятся чаще представители довольно бедных слоёв населения, причём чем беднее люди себя ощущают в сравнении с общим уровнем дохода, тем больше они склонны купить заветный билетик. При этом когнитивные искажения и низкий уровень образования не позволяют участникам оценить реальность выгоды: кажется, что ты потратил копейку, а выигрыш сулит миллионы. На деле же люди с невысокими заработками тратят на лотереи до 1/6 годового дохода, и даже если они выигрывают что-то, то сумма эта значительно меньше понесённых расходов.
«Доходы беднейших и наименее образованных американцев бесстыдно собирают и перепрофилируют, обещая, что один из нескольких миллионов может выйти из того статуса, на который его обрекло гособразование», — резюмирует автор статьи Лора Уильямс.
Вот такой получается парадокс: система лотерей, запускаемых для поддержки образования, спекулирует на желании разбогатеть людей, которые в своё время не получили достаточно хорошего образования, чтобы оценить свои шансы на большой куш.
Читайте также:
- В Японии хотят простимулировать экономику за счёт вложений в систему высшего образования
- Неожиданный взгляд: тесное партнёрство вузов с бизнесом может привести к катастрофе
- «Настоящая боль и проблема»: как образование может изменить города и поднять экономику
- В США вуз получил пожертвование размером в 40% бюджета нашей программы «Приоритет-2030»