Необычная практика: как британский педагог превратил учеников в шеф‑поваров
Он требует от них качества как на кухне настоящего ресторана — а ещё помогает ребятам из малообеспеченных семей.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Эндрю Хартшорн начинал свою карьеру в инвестиционной сфере и вовсе не думал, что окажется на школьной кухне. Ровно до тех пор, пока его жена не устроилась работать в школу. Однажды она попросила Хартшорна помочь ей в поездке с учениками. Пообщавшись с ребятами, Хартшорн вдруг осознал, что ему это нравится гораздо больше, чем следить за курсом валют. Так бывший финансист стал кулинарной звездой британских школ. О его истории рассказала газета The Guardian.
Хартшорн ведёт курс по кулинарии в одной из общеобразовательных школ Ковентри. Это похоже на привычные нам уроки труда. Правда, в российских школах готовят обычно девочки, а вот в британских — и мальчики тоже. Зато сходство есть в другом: хотя на кухне Хартшорна царит идеальный порядок, да и техники немало, многое там ему пришлось делать и совершенствовать самостоятельно.
Его серьёзное отношение к делу окупается. Ученики на любую просьбу педагога отвечают не иначе как «Да, шеф!». Впрочем, Хартшорн тоже называет своих подопечных шефами — в знак уважения к тому, что они делают.
Знаменит Хартшорн стал во многом благодаря его необычной инициативе для школьников из малообеспеченных семей (их в школе учится немало — 42% от общего числа учеников). Называется она Grub Club. На дополнительных занятиях (то есть вне учебного дня) учитель показывает ребятам, как приготовить недорогие и полезные блюда. Чтобы дело шло веселее, во время готовки для юных поваров играет небольшой школьный оркестр. А после такого необычного урока всех участников, конечно, ждёт трапеза с созданными ими кулинарными шедеврами.
При этом педагог требует от ребят и на обычных уроках, и в рамках кружка работать на уровне «звёздных» мишленовских ресторанов. Да и меню он предлагает необычное, хотя продукты школьники используют в основном стандартные.
Вот, например, что готовят ребята 12–13 лет на уроках:
- суп из мускатной тыквы;
- ризотто;
- паштел-де-ната;
- цыплята тандури;
- свекольный брауни;
- трюфельный мак-н-чиз (он готовится с трюфельным маслом, которое педагог покупает за свой счёт).
Правда, этим меню далеко не всегда довольны родители учеников. Некоторые из них не понимают, зачем учиться иностранным премудростям, а не следовать традиционным и привычным английским рецептам. Тем более что за продукты платят они — 20 фунтов в год (по курсу на февраль 2022 года — порядка двух тысяч рублей).
На самом деле необычность меню объясняется двумя важными принципами. С одной стороны, педагог приучает школьников относиться к готовке как к творческому процессу, есть полезную и богатую витаминами пищу. А с другой — за готовкой стоит наука: ученики узнают, как работают ферментация, желатинизация, образовывается глютен или происходит коагуляция белка.
Особое внимание Хартшорн уделяет разумному, экологичному потреблению: на его кухне не выбрасывают продукты, учатся использовать остатки для готовки, а отходы — правильно утилизировать. А ещё у школьников есть небольшой садик, где они выращивают зелень и овощи.
Хартшорн отмечает, что уроки кулинарии часто не воспринимают всерьёз — как родители, так и педагоги по другим предметам. И напрасно! «Я думаю, что мы можем увеличить культурный капитал [школьников], привнести навыки из любого другого предмета [через наш], и те будут гораздо более увлекательными — ведь нам не надо настойчиво привлекать к учёбе, как, например, в математике. Большинство детей приходят к нам сами», — говорит педагог.
Неудивительно, что школьники любят его предмет: поварское искусство — поле для экспериментов, в том числе забавных. Например, проверить, хорошо ли взбиты белки, можно необычным способом — если всё в порядке, белковая масса не выльется на голову!
А если недостаточно постарался, то главное — вовремя увернуться…
К себе педагог тоже очень требователен — в свободное время он бесплатно работает в местных ресторанах, чтобы быть в курсе новых, интересных техник и оттачивать мастерство. Впрочем, подопечным он передаёт не только свой опыт — Хартшорн приглашает именитых экспертов провести мастер-классы. Например, ребята получили счастливую возможность поучиться у шеф-повара Раймонда Бланка, ресторан которого получил две звезды «Мишлен».
В дегустациях творений школьников иногда участвуют и родители, и почётные гости школы. Так, под руководством своего шефа подростки приготовили ужин на 50 человек для местного кинофестиваля. Вечер был торжественным, и еда соответствовала: равиоли с лобстером и соусом велуте с шампанским, куриный баллотин и припущенная куриная грудка, а на десерт — лимонная панна-котта, вдохновлённая рецептом знаменитого итальянского шефа Массимо Боттура. Признайтесь, у вас тоже текут слюнки, когда вы читаете это меню?
Во время пандемии, когда школа перешла на онлайн-уроки, Хартшорн записывал обучающие видео и предлагал ребятам приготовить блюда из простых продуктов, которые можно найти почти в любом холодильнике или кладовке. Это тоже окупилось: сами ученики, их родители и даже выпускники Хартшорна рассказывали ему, что продолжают пользоваться его рецептами дома.
За свои инициативы Хартшорн уже получил несколько национальных наград и считается самым именитым «школьным поваром» в Англии.
А в российских школах так можно?
В России такие замечательные примеры тоже есть. Например, Российское движение школьников совместно с известным шефом Константином Ивлевым запустили проект «Шеф в школе». Планы у авторов инициативы очень серьёзные: создать кулинарные отряды, участники которых могут практиковать свои навыки в школьных столовых и крупных агрохолдингах (на каникулах, конечно), а ещё открыть первый кулинарный детский лагерь.
«Если есть у детей желание готовить, то почему бы не помочь развить этот интерес и погрузить [их] в эту отрасль? Мы ведь должны готовить детей к будущей взрослой жизни. Даже если профессиональными поварами они не станут, они смогут уверенно готовить вкусные блюда для себя и своей семьи!» — пояснил знаменитый шеф в комментариях для сайта РДШ.
Сейчас в рамках этого проекта школьники изучают региональные кухни России, помогают разрабатывать меню для школьных столовых и учатся у экспертов — шеф‑поваров, фитнес-тренеров, диетологов — на специальных мастер-классах.
Свой проект также запустили МГУ им. Ломоносова и шведский концерн бытовой техники Electrolux. Они разработали программу кулинарных занятий для школьников, написали учебник «Технология: кулинария. Уроки правильного питания» и уже оснастили четыре школы страны необходимым оборудованием для готовки.
Школьники изучат принципы правильного питания, требования к качеству продуктов и их хранению, пищевую ценность продуктов и состав нутриентов. А ещё научатся экологичному обращению с продуктами, сервировке стола и этикету.
Сейчас попрактиковаться в поварском деле могут ребята в Балашихе, Ингушетии (в школе для детей с нарушениями слуха и зрения) и Самарской области. А презентовали проект в Коломне — там для ребят и учителей провёл мастер-класс шеф-повар Владимир Мухин, он входит в десятку лучших поваров мира. Вместе они приготовили суп из запечённой тыквы, запечённые на хлебной подушке томаты и голубцы с фаршем из кролика.
А ещё шеф обновил меню для школьной столовой, создав блюда из полезных ингредиентов: пшённую кашу с тыквой, запеканку из фермерского творога, омлет с помидорами, улитку с коломенской пастилой и какао на кокосовом молоке.
В дальнейшем авторы проекта планируют записывать полезные видеоуроки и создать курсы для учителей. Будем надеяться, что совсем скоро и в российских школах учителя труда превратятся в настоящих звёздных шефов.