Об этом рассказала Сьюзан Граджек, вице-президент по партнёрствам, сообществам и исследованиям Educause — некоммерческой ассоциации IT-лидеров, объединившейся ради развития высшего образования с помощью информационных технологий.
Сьюзан отметила, что пандемия подтолкнула к переосмыслению работы вузов и моделей управления ими. Одно из важнейших изменений связано с более глубоким проникновением технологий в сферу высшего образования. А это значит, что учебные заведения ждут впереди новые вызовы. Граджек назвала главные задачи, которые предстоит решить уже в 2023 году.
IT-департаменты должны стать частью руководства вузами
Предполагается, что директоров университетских IT-отделов нужно посадить за один стол с ректорами, проректорами и прочими управленцами системы высшего образования. По мнению Граджек, это поможет определять цели университетов в соответствии с цифровыми возможностями.
Идея в том, что IT-специалисты должны с самого начала участвовать в принятии решений, связанных с технологиями, чтобы заранее выстраивать стратегии, а не исправлять ошибки на ходу.
Кроме того, работая в связке с представителями других департаментов, они будут лучше понимать, как там всё устроено и как лучше выстроить их техподдержку.
Нужно работать над мотивацией для IT-специалистов
Поскольку бизнес может предложить айтишникам гораздо более привлекательные условия работы, чем в вузах, последние не выдерживают конкуренции за IT-кадры. У российских вузов, кстати, тоже есть такая проблема.
Поэтому университетам нужно научиться бороться за этих дефицитных специалистов, придумывать способы их мотивировать — например, вводить различные компенсации и позволять работать в удобном им гибком режиме.
При этом руководители должны не только требовать от IT-специалистов результатов, но и быть понимающими.
Заметим, что корпоративная культура типичных IT-компаний действительно очень отличается от того, как всё обычно устроено в вузах, и если этого не учитывать, то разница тоже может сыграть не на пользу университетам в конкуренции за кадры.
Нужно больше вкладывать в технологии для студентов
Студентам нужен постоянный и безопасный доступ к ресурсам университетов. Это требует инвестиций в технологические системы и найма персонала, чтобы обеспечить бесперебойную работу сервисов.
Кроме того, предполагается, что нужно шире использовать дистанционное и гибридное обучение. То же самое касается и внедрения технологий персонализированного обучения.
Надо создать более комфортные условия для дистанта
Студенты и преподаватели теперь работают как очно, так и дистанционно. А среда, каждый из членов которой может быть буквально где угодно, требует нового уровня IT-поддержки этой среды.
Предполагается, что вузам придётся вложиться в создание цифровых кампусов, которые делали бы учёбу и работу в университете более современными и комфортными.
Преподавателей нужно обучить работе с технологиями
В разгар пандемии преподавателям пришлось срочно освоить уйму цифровых инструментов и сервисов. Но этого недостаточно, ведь постоянно появляются новые продукты, а прежние обновляются.
Причём Сьюзан Граджек считает, что обучение для преподавателей должно быть нацелено прежде всего на то, чтобы донести до них выгоду от применения современных технологий.
Надо использовать данные для анализа работы и преобразований
По мнению спикера, университеты должны активно использовать данные о своих абитуриентах и студентах. Это поможет им лучше анализировать свою работу, в том числе выявлять программы с наибольшими потенциалом и окупаемостью. А ещё благодаря данным можно эффективнее строить стратегии для приёмных кампаний, ведь вузы будут лучше знать свою аудиторию. Работа с данными может помочь повысить и успеваемость учащихся. Словом, анализ данных должен вести к каким-то улучшениям в вузе.
«Фокус анализа данных должен переместиться с исторического подхода — когда информацию используют для того, чтобы разобрать события в прошлом, — на подход, ориентированный на будущее, то есть когда информацию используют для прогнозирования направления, по которому мы движемся», — считает Сьюзан Граджек.
Она добавила, что учебным заведениям для этого, возможно, потребуется нанять специалистов-аналитиков.
При этом сбор конфиденциальных данных лучше минимизировать
По словам Сьюзан Граджек, сфера образования сильно отстаёт от других сегментов экономики в плане кибербезопасности (это подтверждает и международный отчёт Horizon). Сотрудники и учащиеся университетов передают огромное количество персональных данных, включая те, что очень важно оберегать от утечки в чужие руки. При этом в последнее время постоянно растут число кибератак и активность программ-вымогателей.
«Информационная культура университетов должна перейти от подхода „чем больше информации, тем лучше, потому что вы никогда не знаете, когда она будет полезна“ к минимизации данных везде, где это возможно», — сказала эксперт.
Читайте также:
Университеты должны лучше разбираться в технологических решениях
Вузы должны лучше понимать, какие бывают корпоративные IT-технологии и зачем они нужны. Благодаря этому можно определить, какие решения нужны в конкретном университете, исходя из его задач. Отмечается, что от этого может зависеть эффективность управления вузом. По словам Сьюзан Граджек, многие университеты сейчас действуют наоборот — выбирают технологию и потом уже думают, какие проблемы с её помощью можно решить. А нужно двигаться как раз от задач.
Эксперт полагает, что на помощь нужно призвать технологические компании, которые лучше кого-либо помогут университетам разобраться в своих продуктах.