Образование
#статьи

Как технологии анализа данных могут превратить учителей в инженеров образования

Помечтаем о будущем, где нет стандартных тестов, зато всегда есть точная картина того, как ученики поняли тему, и даже прогноз их успеваемости.

скриншот из игры call of duty: warzone / activision blizzard

Сегодняшний мир охвачен цифровизацией и «датификацией». Наше настроение, наши вкусы, состояние нашего здоровья и наши передвижения превращаются в большие данные. Компьютерные алгоритмы анализируют эту информацию и находят в ней закономерности, которые на уровне «малых» данных разглядеть было невозможно. Большие данные делают наши знания о мире более точными и объективными и позволяют составлять прогнозы на будущее.

Настало время датифицировать и образование, считает глава компании DreamBox Learning Джесси Вулли-Уилсон. DreamBox Learning — это платформа, помогающая школьникам изучать математику, а учителям — на основе собранных данных корректировать учебную программу, отслеживать прогресс учеников и даже предсказывать их оценки на экзаменах. Вулли-Уилсон считает, что образование будущего должно быть именно таким — сочетающим живую преподавательскую проницательность и анализ данных. Этот подход помог бы педагогам лучше замечать пробелы в знаниях учеников и адаптировать учебные методы к потребностям школьников.

Может показаться, что эта дата-центричная модель обучения слишком технична. Но на самом деле она, напротив, поможет сделать преподавание человекоцентричным. Используя её, педагоги будут гораздо лучше понимать возможности и потребности своих учеников и в реальном времени смогут реагировать на изменения. Пересказываем статью Джесси Вулли-Уилсон о том, почему учителя будущего станут инженерами образования, работающими на стыке между наукой о данных и педагогикой, и о том, как приблизить это будущее.

Что общего у учителей и инженеров

На самом деле, полагает Вулли-Уилсон, преподавательская работа уже напоминает инженерное дело. Ведь в чём заключаются задачи инженеров? Они занимаются разработками, постоянно отыскивая способы развивать существующие процессы ради лучших результатов. Они думают о проблемах, учитывая контекст, перебирают множество инструментов, применяют математические методы, подходы другие наук, а также данные, чтобы непрерывно оценивать свои разработки и совершенствовать их.

Того же можно ожидать и от инженеров образования, считает Вулли-Уилсон. Эти специалисты должны будут искать новые способы использования технологий и данных, которые помогут подстроить обучение под потребности каждого отдельного студента. Они будут перераспределять своё время и переформулировать задачи для своих учеников, внимательно наблюдая за их прогрессом и получая от них обратную связь. Они будут делиться идеями с родителями школьников, чтобы дети ощущали поддержку со всех сторон.

Во всём этом им будут помогать данные, но инженеры образования не должны полагаться на алгоритмы слепо. Данные — лишь пища для размышлений, повод скорректировать свои методы.

В действительности учителя уже занимаются подобной работой и сейчас, считает Вулли-Уилсон. Корректировка идей на ходу, калибровка решений — суть преподавательской работы. Просто в эту работу стоит добавить более точную информацию.

Как большие данные могут избавить от тестов и оценок

Те данные, которыми обладают учителя сегодня, почти бесполезны. Например, тестирование в конце года если и помогает оценивать прогресс учеников, то только одномоментно. К тому же в конце года слишком поздно вносить в процесс обучения корректировки. Хороший источник обратной связи — личные отношения педагога с учениками, но пандемия минимизировала и его пользу. Ведь на удалёнке сложно отследить эмоции учеников и понять, в чём они нуждаются.

Если же преподавателям предоставят необходимые технологии, они смогут, не дожидаясь экзаменов, определить, на каком этапе обучения каждый ученик находится в конкретный момент. Существуют уже и такие сервисы, которые помогают учителям предсказывать, насколько успешно ученики справятся с будущими экзаменами.

Благодаря таким технологиям учителям больше не нужно будет просматривать ведомости с оценками в поисках закономерностей. Цифровые инструменты укажут на корреляции в данных и подскажут, как использовать их для устранения пробелов в обучении. Например, данные могут указать на то, что ученик испытывает трудности с дробями, потому что в целом плохо овладел операцией деления. Если педагоги научатся пользоваться такими технологиями, их подход к планированию уроков станет стратегическим, более дальновидным.

Наконец, новые инструменты позволяют собирать полезные данные и напрямую — от учеников. Информация о переходах по ссылкам в электронных материалах на онлайн-платформе от урока к уроку, опросы и электронные экзит-тикеты — всё это поможет инженерам образования более глубоко разбираться в том, как школьники относятся к содержанию уроков.

Как приблизить такое будущее

«Что?! Нам ещё и дата-аналитиками придётся стать, как будто мало других забот?!» — могут возмутиться педагоги.

Нет, чтобы помочь учителям вжиться в роль инженеров образования, вовсе не обязательно заставлять их работать ещё больше и погружаться в Data Science, успокаивает Вулли-Уилсон. Тем не менее совсем без всякой подготовки им будет непросто разбираться в больших наборах данных и использовать их для индивидуализации обучения. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы такая подготовка у учителей была: их надо научить собирать и анализировать данные.

Организаторы курсов, колледжи и университеты должны проанализировать свои программы и убедиться, что они способны подготовить педагогов к работе в новой цифровой реальности, в которой данные занимают одно из центральных мест.
IT-индустрия тоже может помочь учителям. Специалисты в области EdTech могли бы дополнить свои сервисы возможностями для профессиональной переподготовки педагогов.

Конечно, анализ данных не заменит самого процесса обучения: данные — только инструмент, предупреждает Вулли-Уилсон. Но этот инструмент гораздо эффективнее стандартизированных тестов. Он способен дать образованию сильный толчок и направить его в сторону индивидуализации и человекоцентричности.


Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована