Образование
#статьи

Методология образования: как она устроена

Теория, принципы, алгоритмы и подходы — как всё это учитывают при разработке образовательных программ?

Кадр: фильм «Общество мёртвых поэтов» / Touchstone Pictures / Silver Screen Partners IV

Под методологией образования обычно имеют в виду принципы и способы упорядоченной деятельности преподавателей и учащихся, которая направлена на достижение образовательных целей и получение образовательного результата.

Образно говоря, это система принципов и способов, благодаря которым учащийся, стартовав из точки А (начало обучения), не просто достигает через некоторое время точки Б (финал обучения), а достигает её с уже изменившимся опытом — с новыми компетенциями.

Тут стоит пояснить, что в современном образовании распространён компетентностный подход, его суть в том, что цель образования заключается в формировании у человека набора заранее определённых компетенций. То, каким образом преподаватели и создатели образовательной программы помогают учащемуся этой цели достигнуть, и есть методология.

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

Конечно, есть разные виды образования, и в каждом из них своя методология. Сейчас, например, много говорят о том, что онлайн-обучение настолько отличается от традиционного офлайн-формата, что для него нужна своя специальная методология — цифровая дидактика. Она пока находится в стадии зарождения.

В любом случае, независимо от вида образования, у методологий есть универсальные общие черты, о них мы и расскажем.

Что учитывает методология образования

Методология позволяет выстроить образовательный процесс и логичную последовательность образовательного курса, обобщив и приняв во внимание:

  • какова цель образовательной программы и какой у неё должен быть результат, то есть что должны знать и уметь ученики (сейчас у методистов популярно проектирование образовательной программы как раз от результата);
  • понимание, кто ваши ученики, какие у них особенности, потребности и мотивация к обучению, есть ли у них базовые знания по теме или они новички (всё это влияет на то, как их следует учить);
  • каковы цели заказчика образовательной программы (например, в сфере корпоративного обучения с помощью учебных программ пытаются решить рабочие проблемы и улучшить процессы, и если этого не происходит, то цель обучения не достигнута);
  • сколько можно выделить времени на обучение;
  • какие педагогические подходы, методы обучения и форматы лучше всего подойдут для достижения обозначенных целей.

Для сбора некоторых из этих данных нужно провести настоящие исследования.

Кроме того, необходимо заранее решить, каким образом вы собираетесь оценивать качество и эффективность образовательной программы. И продумать такую оценку — это тоже методология. Например, в сфере того же онлайн-обучения представители индустрии сейчас пытаются совместно выработать универсальные подходы к оценке.

Какая теоретическая база у методологии образования

Чтобы правильно учесть при создании образовательной программы названные выше факторы, нужно обладать широким спектром знаний о:

Конечно, на самом деле далеко не все практики, создающие образовательные программы, чувствуют себя во всех перечисленных выше предметных областях как рыба в воде. Но важно постоянно расширять свой кругозор и погружаться в эти дисциплины. Иначе может получиться так: информация, которую необходимо передать студентам курса, логично и на первый взгляд удачно упакована в учебные модули, но с точки зрения эмоциональных и познавательных психических процессов учащихся прохождение этого курса не меняет их опыт. Проще говоря, они ничего не выносят из обучения. Значит, образовательного эффекта не случилось.

Методологические принципы проектирования образования

Кроме общих принципов педагогики и образования, существует множество принципов проектирования образовательных программ, и разные авторы формулируют их по-разному (из отечественных авторов о принципах стоит почитать, например, в статье В. В. Афанасьева и С. С. Ермолаевой). Перечислим несколько базовых принципов и те, которые сейчас в тренде:

  • Принцип ориентации на учащегося. Сейчас обучение стараются делать студентоцентричным. Это предполагает осознанную и активную роль учащегося — он не просто «впитывает» знания, которые ему «вкладывают в голову», а участвует в процессе формирования этих знаний. Отсюда вытекают также очень популярные сейчас тренды по персонализации и индивидуализации образования, что сильно отражается на методологии.
  • Принцип практико-ориентированности. Образование должно быть максимально приближенным к реальным ситуациям, в которых учащемуся потом придётся применять полученные знания. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
  • Принцип научной обоснованности, или принцип доказательного образования. Он уже упоминался выше, его суть в том, что использовать нужно только такие подходы к обучению, эффективность которых научно доказана.
  • Принцип диагностического целеполагания. Он означает, что образовательный процесс проектируется как предсказуемое и целенаправленное взаимодействие учащихся и преподавателей.
  • Принцип продуктивности предполагает получение значимого результата.
  • Принцип системности рассматривает образовательный процесс как целостную структурированную систему.
  • Принцип рефлективности означает, что после запуска готовой образовательной программы её постоянно оценивают на успешность (соответствует ли она потребностям и возможностям учащихся, помогает ли в действительности достичь поставленных целей) и, если нужно, корректируют.
  • Принцип многофакторности. Его суть в том, что при проектировании образовательной программы надо учитывать все факторы, влияющие на образовательный процесс.

Какими ещё понятиями оперирует методология образования

Собственно, сама механика проектирования обучения состоит из методологических алгоритмов и подходов. О том, как они работают, можно прочитать на примере методологии создания больших курсов, обучающих профессиям. При этом методологи и методисты используют множество инструментов — разнообразные подходы и методы обучения, форматы обучения, традиционные и альтернативные способы оценивания успехов учеников.

Бывают, например, традиционные и прогрессивные подходы к обучению, и учёные до сих пор не могут точно сказать, какие из них эффективнее. Методы обучения могут быть активными и пассивными, и искусство методолога состоит в их правильном сочетании. Кроме того, методологам важно следить за новейшими исследованиями и открытиями. Например, на Западе в последние десятилетия стал популярным метод перевёрнутого обучения, но недавно его эффективность подвергли сомнению и предложили доработать. Словом, методология образования — не высеченный в камне набор заповедей, а живая, постоянно развивающаяся область знаний.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована