Методология образования: как она устроена
Теория, принципы, алгоритмы и подходы — как всё это учитывают при разработке образовательных программ?
Кадр: фильм «Общество мёртвых поэтов» / Touchstone Pictures / Silver Screen Partners IV
Под методологией образования обычно имеют в виду принципы и способы упорядоченной деятельности преподавателей и учащихся, которая направлена на достижение образовательных целей и получение образовательного результата.
Образно говоря, это система принципов и способов, благодаря которым учащийся, стартовав из точки А (начало обучения), не просто достигает через некоторое время точки Б (финал обучения), а достигает её с уже изменившимся опытом — с новыми компетенциями.
Тут стоит пояснить, что в современном образовании распространён компетентностный подход, его суть в том, что цель образования заключается в формировании у человека набора заранее определённых компетенций. То, каким образом преподаватели и создатели образовательной программы помогают учащемуся этой цели достигнуть, и есть методология.
Конечно, есть разные виды образования, и в каждом из них своя методология. Сейчас, например, много говорят о том, что онлайн-обучение настолько отличается от традиционного офлайн-формата, что для него нужна своя специальная методология — цифровая дидактика. Она пока находится в стадии зарождения.
В любом случае, независимо от вида образования, у методологий есть универсальные общие черты, о них мы и расскажем.
Что учитывает методология образования
Методология позволяет выстроить образовательный процесс и логичную последовательность образовательного курса, обобщив и приняв во внимание:
- какова цель образовательной программы и какой у неё должен быть результат, то есть что должны знать и уметь ученики (сейчас у методистов популярно проектирование образовательной программы как раз от результата);
- понимание, кто ваши ученики, какие у них особенности, потребности и мотивация к обучению, есть ли у них базовые знания по теме или они новички (всё это влияет на то, как их следует учить);
- каковы цели заказчика образовательной программы (например, в сфере корпоративного обучения с помощью учебных программ пытаются решить рабочие проблемы и улучшить процессы, и если этого не происходит, то цель обучения не достигнута);
- сколько можно выделить времени на обучение;
- какие педагогические подходы, методы обучения и форматы лучше всего подойдут для достижения обозначенных целей.
Для сбора некоторых из этих данных нужно провести настоящие исследования.
Кроме того, необходимо заранее решить, каким образом вы собираетесь оценивать качество и эффективность образовательной программы. И продумать такую оценку — это тоже методология. Например, в сфере того же онлайн-обучения представители индустрии сейчас пытаются совместно выработать универсальные подходы к оценке.
Какая теоретическая база у методологии образования
Чтобы правильно учесть при создании образовательной программы названные выше факторы, нужно обладать широким спектром знаний о:
- теориях обучения — как человек учится. Современные методологические подходы на них опираются;
- когнитивной психологии (то есть как работают познавательные психические процессы) и открытиях нейронаук (как функционирует мозг). Сейчас в тренде доказательное образование — это принцип, который подразумевает, что использовать нужно только такие подходы и методы обучения, эффективность которых научно доказана;
- теории когнитивной нагрузки (она помогает избежать перегруженности внимания и памяти учащихся, потому что это мешает им воспринимать новую информацию);
- теориях мотивации;
- а также об особенностях обучения детей и взрослых.
Конечно, на самом деле далеко не все практики, создающие образовательные программы, чувствуют себя во всех перечисленных выше предметных областях как рыба в воде. Но важно постоянно расширять свой кругозор и погружаться в эти дисциплины. Иначе может получиться так: информация, которую необходимо передать студентам курса, логично и на первый взгляд удачно упакована в учебные модули, но с точки зрения эмоциональных и познавательных психических процессов учащихся прохождение этого курса не меняет их опыт. Проще говоря, они ничего не выносят из обучения. Значит, образовательного эффекта не случилось.
Читайте также:
Методологические принципы проектирования образования
Кроме общих принципов педагогики и образования, существует множество принципов проектирования образовательных программ, и разные авторы формулируют их по-разному (из отечественных авторов о принципах стоит почитать, например, в статье В. В. Афанасьева и С. С. Ермолаевой). Перечислим несколько базовых принципов и те, которые сейчас в тренде:
- Принцип ориентации на учащегося. Сейчас обучение стараются делать студентоцентричным. Это предполагает осознанную и активную роль учащегося — он не просто «впитывает» знания, которые ему «вкладывают в голову», а участвует в процессе формирования этих знаний. Отсюда вытекают также очень популярные сейчас тренды по персонализации и индивидуализации образования, что сильно отражается на методологии.
- Принцип практико-ориентированности. Образование должно быть максимально приближенным к реальным ситуациям, в которых учащемуся потом придётся применять полученные знания. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
- Принцип научной обоснованности, или принцип доказательного образования. Он уже упоминался выше, его суть в том, что использовать нужно только такие подходы к обучению, эффективность которых научно доказана.
- Принцип диагностического целеполагания. Он означает, что образовательный процесс проектируется как предсказуемое и целенаправленное взаимодействие учащихся и преподавателей.
- Принцип продуктивности предполагает получение значимого результата.
- Принцип системности рассматривает образовательный процесс как целостную структурированную систему.
- Принцип рефлективности означает, что после запуска готовой образовательной программы её постоянно оценивают на успешность (соответствует ли она потребностям и возможностям учащихся, помогает ли в действительности достичь поставленных целей) и, если нужно, корректируют.
- Принцип многофакторности. Его суть в том, что при проектировании образовательной программы надо учитывать все факторы, влияющие на образовательный процесс.
Какими ещё понятиями оперирует методология образования
Собственно, сама механика проектирования обучения состоит из методологических алгоритмов и подходов. О том, как они работают, можно прочитать на примере методологии создания больших курсов, обучающих профессиям. При этом методологи и методисты используют множество инструментов — разнообразные подходы и методы обучения, форматы обучения, традиционные и альтернативные способы оценивания успехов учеников.
Бывают, например, традиционные и прогрессивные подходы к обучению, и учёные до сих пор не могут точно сказать, какие из них эффективнее. Методы обучения могут быть активными и пассивными, и искусство методолога состоит в их правильном сочетании. Кроме того, методологам важно следить за новейшими исследованиями и открытиями. Например, на Западе в последние десятилетия стал популярным метод перевёрнутого обучения, но недавно его эффективность подвергли сомнению и предложили доработать. Словом, методология образования — не высеченный в камне набор заповедей, а живая, постоянно развивающаяся область знаний.