Магистратура в 2024 году: что с ней происходит?
Объясняем, что собой представляет магистратура, какая она бывает и какие у властей планы на неё.
Фото: Westend61 / Getty Images
Согласно Болонской системе, магистратура — это вторая ступень высшего образования (первая — бакалавриат). Однако сейчас система высшего образования в России трансформируется, а вместе с ней и магистратура. Объясняем, как именно.
В чём суть магистратуры? Это вообще какое образование?
Согласно статье 69 закона «Об образовании в РФ», магистратура — это один из уровней высшего образования, следующий после бакалавриата. Там же говорится, что к освоению таких программ допускаются те, у кого уже есть высшее образование любого уровня. То есть поступить в магистратуру могут люди, окончившие как минимум бакалавриат или специалитет.
В магистратуре сколько учиться по длительности?
В России учёба на очных программах магистратуры длится два года, хотя в других странах есть примеры, когда в магистратуре учатся всего год (например, в Европе). О готовности апробировать такой формат в 2022 году заявил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. Но, судя по всему, это осталось лишь идеей.
На очно-заочной форме срок обучения может быть дольше. Например, в НИУ ВШЭ такие программы длятся два с половиной года. Но стоит отметить, что очно-заочный формат магистратуры в принципе вводят не все вузы, то есть очно-заочные программы этого уровня не так распространены, как дневные. Зато многие стараются спланировать свои программы так, чтобы занятия проходили вечером, хотя формально это очные программы, и длятся они два года. Так поступают в МГИМО. Также существуют онлайн-магистратуры. Если по формату они считаются очными, то и срок там такой же, как в обычных очных.
Заочные магистратуры тоже бывают, но распространены ещё меньше. Обучение в них длится около трёх лет.
Магистратура — это второе высшее?
А это смотря для кого. Если поступать в магистратуру после бакалавриата, то это не второе высшее, а просто следующая, более высокая ступень высшего образования. Суть в том, что бакалавриат и магистратура — понятия из Болонской модели высшего образования, она предполагается двухуровневой. То есть в идеале всё устроено так: сначала человек учится в бакалавриате, получая там как бы общую базу, а потому идёт в магистратуру — за углублением в выбранную профессиональную область. Допустим, бакалавриат — «Юриспруденция» (единая для всех программа), а дальше магистратура — «Корпоративное право» или «Конкурентное (антимонопольное) право», «Медицинское право» и так далее.
А вот если поступать в магистратуру после специалитета, то да, это считается вторым высшим образованием, хотя это не совсем справедливо. Всё дело в том, что, когда переходили на Болонскую систему, в законе «Об образовании в РФ» магистратуру юридически отнесли к тому же уровню высшего образования, что и специалитет (то есть к более высокому, чем бакалавриат), несмотря на то, что в специалитет, как и в бакалавриат, принимают сразу после школы или колледжа, а в магистратуру — только тех, кто уже имеет за плечами высшее образование.
Из-за этого приравнивания и получается, что для тех, у кого диплом специалиста, магистратура — второе высшее, а для тех, у кого диплом бакалавра, — не второе высшее, а следующая ступень.
Является ли магистратура учёной степенью?
Магистр — это академическая, но не учёная степень (так же, как и бакалавр и специалист). Это значит, что она отражает лишь уровень образования. То есть, по сути, академическая степень — это эквивалент квалификации, которую присваивают по окончании вуза.
А учёные степени помогают ранжировать деятелей науки на отдельных этапах академической карьеры. Так что кандидат наук или доктор наук — научная степень, а магистр — нет.
Как сложно! Так чем же всё-таки различаются бакалавриат, специалитет и магистратура?
Тем, что это разные ступени высшего образования.
Бакалавриат и специалитет — уровни, на которые поступают после 11-го класса или после окончания колледжа. А вот в магистратуру идут уже после бакалавриата или специалитета. И все эти уровни различаются сроками обучения:
- учёба в бакалавриате обычно занимает четыре года (хотя есть примеры и более долгих программ);
- обучение в специалитете — как правило, пять лет (иногда шесть);
- а в магистратуре обычно учатся два года.
Можно ли поступить в магистратуру после специалитета бесплатно?
Вообще, по общему правилу нет — именно потому, что для специалистов магистратура как бы равная ступень, а не следующая, более высокая. Но, во-первых, из этого правила есть исключения. Во-вторых, это общее правило в ближайшее время может измениться.
Дело в том, что переход России на двухуровневую Болонскую систему шёл постепенно и завершился только к 2008 году, да и то с сохранением кое-где специалитета. Были установлены переходные положения. Согласно этим переходным положениям (частям 1 и 15 статьи 108 закона «Об образовании в РФ») специалисты, которые получили свою квалификацию в рамках современного специалитета, не могут рассчитывать на бесплатное обучение в магистратуре. А вот специалисты «старого образца», то есть поступившие в вуз до 2009 года и называющиеся «дипломированными специалистами», — могут, потому что они были как бы приравнены к бакалаврам.
Однако такое положение дел кажется несправедливым по отношению к специалистам, поэтому в новой системе высшего образования, на которую Россия в ближайшее время перейдёт, это ограничение предлагается убрать и разрешить всем специалистам претендовать на бесплатное обучение в магистратуре.
В России сейчас меняется система высшего образования, от Болонской системы отказываются и бакалавриат вроде как отменяют. Значит, и магистратуру тоже отменяют?
И да, и нет. В мае 2022 года стало известно о планах отменить в России Болонскую систему и разработать уникальную в сравнении с устройством высшего образования в других государствах систему высшего образования. В рамках новой системы появятся новые уровни образования — «базовое высшее» (БВО) и «специализированное высшее» (СПВО). То есть не будет понятия бакалавриата и магистратуры. Ранее мы подробно об этом рассказывали.
Понятие «базовое высшее»(БВО) заменит собой бакалавриат и специалитет, а «специализированное высшее» (СПВО) — магистратуру, ординатуру и ассистентуру. Причём предполагается, что программы уровня СПВО будут не во всех вузах, так как большинству выпускников БВО будет достаточно этой базовой ступени, а следующая (СПВО) нужна будет либо для тех, кто собирается углубить специализацию, либо для тех, кто хочет пойти в науку. Число платных мест в магистратуре тоже планируют ограничить.
Но в целом суть остаётся той же: после школы или колледжа человек поступает в вуз на первый уровень высшего образования, а затем по своему желанию может освоить следующий (правда, их выбор, видимо, будет меньше, чем сейчас). Кроме того, идут разговоры о том, что стоило бы сохранить понятие магистратуры хотя бы для иностранных студентов, которые приезжают учиться в России, потому что им это понятно и привычно.
А почему в будущем хотят сделать так, чтобы магистратура была не в каждом вузе?
Как отмечал министр образования и науки Валерий Фальков, то, что магистерские программы реализуются почти во всех государственных вузах, неправильно. По его мнению, спрос на магистерские программы возникает из-за того, что бакалавриат не оправдал ожиданий, а работодатели склонны считать полным высшим образованием только прохождение и бакалавриата, и магистратуры. То есть по факту в магистратуру часто идут просто «ради корочки», однако в вузах не хватает кадровых, инфраструктурных и образовательных ресурсов для этих программ.
Кроме того, сами представители вузов довольно часто говорят о том, что ни университеты, ни широкая общественность так и не разобрались, в чём истинный смысл магистратуры как ступени высшего образования. Для кого-то это просто аналог программ ДПО (курсов), только более длительный и «солидный» по статусу, а кто-то с помощью магистратуры пытается поменять уже имеющуюся специальность или получить диплом по той профессии, по которой человек уже работает, быстрее, чем это вышло бы при обучении во втором бакалавриате или специалитете.
А ещё министр считает, что магистратура в действительности нужна далеко не всем. Он объяснил это тем, что для трудоустройства должно быть достаточно первой ступени высшего образования (сегодня это бакалавриат, а будет — БВО), на следующий же уровень должны идти только те, кто планирует получить углублённые знания в выбранной сфере, подготовиться к исследовательской деятельности или развить универсальные управленческие компетенции.
Поступать ли в магистратуру, раз всё так меняется?
Как нам кажется, пока программы магистратуры есть много где, самое время выбрать наиболее подходящую и пойти учиться, если вы давно хотели, но всё откладывали. Если в новой системе программ, аналогичных магистратуре (то есть специализированного высшего образования), действительно будет меньше и не в каждом вузе, и число бюджетных мест уменьшится, то, соответственно, и поступить на них будет, скорее всего, труднее.
Бояться, что вот вы сейчас поступите, а эту программу закроют прямо в процессе обучения или диплом не будет иметь силы в новых условиях, точно не стоит. При таких больших реформах всегда предусматривают переходные положения. В частности, прописывают правила о том, как старые академические степени приравниваются к новым (например, скорее всего, укажут, что дипломы бакалавров и специалистов будут приравнены к базовому высшему образованию, а дипломы магистров и ординаторов — к специализированному высшему).
Какие экзамены надо сдавать в магистратуру?
Согласно статье 69 закона «Об образовании» и Порядку приёма на обучение по образовательным программам высшего образования, зачисление в магистратуру (аспирантуру, ординатуру и ассистентуру тоже) осуществляется по результатам вступительных испытаний, которые вузы проводят самостоятельно.
Перечень экзаменов каждый вуз тоже определяет сам. Информацию о том, что нужно сдавать, можно найти на сайтах университетов. Ниже представлены примеры с сайтов МГУ имени М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и ГИТИС.
Даёт ли магистратура отсрочку от службы в армии?
Да, но не всегда. Это регламентируется статьёй 24 закона «О воинской обязанности и военной службе». Там говорится, что право на отсрочку имеют студенты магистратуры, которые:
- не имеют диплома магистра или специалиста;
- поступили в магистратуру в год окончания бакалавриата.
То есть если вы поступаете в магистратуру сразу же после окончания бакалавриата и вы до этого не учились ни в специалитете, ни в другой магистратуре, то вам полагается отсрочка.
А вот если вы поступаете в магистратуру после специалитета либо после бакалавриата, но, условно, через пару лет после его окончания, или у вас это уже вторая магистратура, то отсрочку получить не удастся.
Кроме того, отсрочка полагается только на очной форме обучения.
В магистратуре можно поступить на другую специальность, не ту, по которой была учёба в бакалавриате?
Да, пока ещё можно. На данный момент ограничений в отношении поступления на такую «непрофильную» магистратуру нет. То есть, условно, если у вас диплом бакалавра по прикладной математике, это не мешает вам поступить в магистратуру по юриспруденции, филологии или по искусствоведению.
Но, очевидно, что таким поступающим сложнее сдать вступительные экзамены, собрать профильное портфолио и пройти собеседования при поступлении (а вузы часто включают собеседования и, например, наличие профильных публикаций в состав того, что оценивается при поступлении в магистратуру), чем тем, кто окончил бакалавриат по тому же направлению.
А вот в новой системе высшего образования хотят предусмотреть ограничения на приём в непрофильную магистратуру (то есть в непрофильный СПВО). Правда, не все представители вузов разделяют мнение о том, что непрофильная магистратура — это однозначно плохо. Поэтому возможно, что такое ограничение будет касаться не всех направлений подготовки и для некоторых останется допустимым.
Что такое онлайн-магистратура? Это заочное обучение, что ли?
Не обязательно, это могут быть и очные программы, которые просто реализуются с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (закон «Об образовании в РФ» допускает и то и другое).
Единственное отличие от традиционной очной учёбы в том, что всё организовано дистанционно. Вместо посещения университета студент использует личный кабинет на сайте с системой дистанционного обучения. Здесь организовано всё обучение — от лекций и вебинаров с преподавателями до работы над практическими кейсами, сдачи экзаменов и защиты диплома. Занятия могут проходить как синхронно (то есть в прямом эфире), так и асинхронно (в записи).
У онлайн-формата есть несколько весомых преимуществ:
- так можно учиться из любой точки мира, поскольку физически посещать университет не нужно;
- график учёбы обычно выстраивается максимально гибкий благодаря тому, что такие программы включают предзаписанные лекции (которые к тому же всегда можно пересмотреть).
По данным Содружества онлайн-высшего образования (в него входят Skillbox, Skillfactory, «Нетология», «Яндекс Практикум», НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО, РАНХиГС и Финансовый университет), к 2024 году его участники реализуют 77 онлайн-программ высшего образования. При этом 87% из них — магистерские. Кроме того, известно, что более половины таких онлайн-программ высшего образования запущены в партнёрстве с EdTech-платформами.
А по данным онлайн-кампуса НИУ ВШЭ «Вышка Онлайн», типичный студент онлайн-магистратуры — это специалист уровня мидл, уже работающий в сфере, по которой обучается, и ценящий возможность совмещать работу и учёбу.
В чём суть совместных программ магистратуры, которые бывают у вузов и EdTech-платформ? Что за дипломы они в итоге дают?
Согласно приказу Минобрнауки и статье 15 закона «Об образовании в РФ», у университетов есть право запускать сетевые образовательные программы совместно с партнёрами — например, с другими вузами или с представителями индустрии. И таких примеров — даже среди обычных очных программ — очень много.
Соответственно, такими партнёрами могут быть и онлайн-школы. Например, Skillfactory сотрудничает с шестью вузами, включая МФТИ, МИФИ и РАНХиГС, с которыми она запустила 14 онлайн-магистратур.
Обычно EdTech-компании обеспечивают техническую часть образовательных — предоставляют онлайн-платформу для проведения асинхронных занятий, берут на себя съёмку качественного видеоконтента и так далее.
В проектировании содержания образовательных программ онлайн-школы тоже могут участвовать — чтобы сделать их более практико-ориентированными. Кроме того, они интегрируют в программы задания и стажировки от стратегических партнёров (например, крупных компаний), приглашают индустриальных экспертов для проведения вебинаров, сопровождают в поиске работы и организуют различные мероприятия вроде хакатонов.
В результате выпускники таких программ получают дипломы тех вузов, которые реализуют сетевые программы с онлайн-школами.
Читайте также:
Высшее образование со Skillbox
Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.
Узнать подробнее