Образование
#новости

ВШЭ представила портрет типичного онлайн-магистранта

Это оказался работающий москвич-айтишник, который хочет получить новые навыки, развиться в своей профессии или даже освоить новую.

Специалисты онлайн-кампуса НИУ ВШЭ «Вышка Онлайн» проанализировали, кто в основном выбирает магистерские программы этого кампуса. Поскольку студентов онлайн-магистратуры там более 2100, полученные данные могут быть полезны всем, кто проектирует магистерские программы в таком дистанционном формате, для понимания профиля их возможных студентов.

Кто предпочитает учиться в онлайн-магистратуре

Оказалось, что две трети магистрантов — мужчины, проживающие в Москве. Большинство имели опыт онлайн-обучения до поступления в «Вышку Онлайн»: 37% учились на онлайн-курсах, 19% проходили онлайн-обучение в бакалавриате, а 16% осваивали программы дополнительного образования.

Главным преимуществом онлайн-формата студенты считают возможность совмещать работу и учёбу. Работают 87% магистрантов. Большинство заняты в сферах аналитики и Data Science (20%), а также программирования, разработки и системного администрирования (19%). Другие крупные сферы работы:

  • финансы, банки, бухгалтерия (13%);
  • управление проектами (10%);
  • маркетинг, продажи, реклама и PR (10%).

Типичный студент — это специалист уровня мидл, уже работающий в сфере, по которой обучается в магистратуре. В образовательной программе для него важна как теория, так и практика — реальные кейсы, отработка навыков и применение их в работе, а также общение с экспертами.

Примерно треть студентов (если точнее, то 32%) поступила в магистратуру сразу после бакалавриата. Чуть больше (36%) сделали это после перерыва в обучении в пять лет или больше, а 22% — после паузы от двух до пяти лет. При этом 73% студентов учатся по направлению, которое не соответствует их базовому образованию, то есть при поступлении на магистерскую программу они сменили профиль.

Если учесть, что большинство уже работает в сфере, по которой они идут учиться в магистратуру, при этом поступая не по основному профилю, и большинство идёт в онлайн-магистратуру не сразу после бакалавриата, то можно предположить, что многие студенты онлайн-магистратуры работают не по той специальности, которую изначально получили в бакалавриате или специалитете, а свою реальную профессию (как правило, она относится к сфере IT) освоили на курсах или самостоятельно, работали по ней и уже потом пошли получать по ней высшее образование и диплом магистерской ступени.

Как выбирают магистерскую программу

Ключевыми факторами принятия решения о поступлении становятся формат обучения, программа и известность университета. Студенты идут в магистратуру, чтобы:

  • получить новые навыки (24%);
  • развиться в текущей профессии и повысить грейд (19%);
  • освоить профессию и найти работу (12%);
  • получить документ о высшем образовании (11%);
  • сменить место работы (10%).

Какие перспективы у непрофильных магистратур

Ранее директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц поделилась мнением о том, что российская магистратура — это «замаскированный бакалавриат для взрослых» (кроме программ с исследовательским треком «магистратура — аспирантура»). Чаще всего поступление на магистерскую программу для учащихся — это возможность получить ещё одно образование в вузе. При этом в некоторых сферах магистратура в России мало чем отличается от дополнительного профессионального образования.

Несмотря на такую популярность использования магистратуры в качестве более быстрого варианта получить второе высшее, власти считают это недостатком системы. Об этом заговорили сразу после объявления о том, что Россия будет строить суверенную систему высшего образования, отличную от Болонской. Это объяснили тем, что если в магистратуру приходит студент с непрофильной базой, то невозможно качественно подготовить из него специалиста за два года. Однако, как показывает исследование контингента «Вышки Онлайн», зачастую в непрофильную магистратуру поступают всё-таки не с нуля, а уже имея опыт работы в соответствующей сфере и получив предварительное образование на курсах.

В то же время глава Минобрнауки Валерий Фальков делает исключение для креативных магистратур. Там, по мнению министра, не обязательно устанавливать для поступления в магистратуру ценз в виде наличия профильного бакалаврского образования.

Кстати, в новой системе высшего образования магистратуру (точнее, эта ступень будет там называться специализированным высшим образованием) планируется разделить на два вида — профессиональную и академическую. Предполагается, что такие программы будут не во всех вузах.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Высшее образование со Skillbox

Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.

Узнать подробнее
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована