Образование
#новости

В России снижается количество студентов магистратуры

Эксперты считают, что вузам стоит привлекать на эти программы студентов постарше.

Количество программ магистратуры в российских вузах с 2016 по 2022 год выросло на 25% (c 13 314 до 17 642). А количество учащихся на них достигло пика в 2018-м (тогда их было 542 тысячи) и с тех пор сокращается каждый год. Так, в 2021-м их было 498 тысяч. Это может быть связано как с демографическим спадом, так и с ростом числа «пустых» программ — тех, на которые на самом деле не принимают студентов. Результатами исследования российских магистерских программ поделилась доцент Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон на семинаре «Магистратура в России: противоречия и перспективы развития».

В рамках исследования летом-осенью 2022 года провели опрос среди российских магистрантов. В нём участвовало 2123 студента очной формы, 1023 — заочной формы и 245 — очно-заочной формы обучения.

С чем конкурирует магистратура

Основным стоп-фактором для учёбы в магистратуре респонденты назвали работу. Две трети заочников и более половины очников заняты полный рабочий день. У 46% студентов заочных программ и у 38% студентов очных программ работа напрямую связана со специальностью, по которой они обучаются.

В других странах студентов магистратуры от учёбы часто отвлекает семья. В России на программы этого уровня поступают в более молодом возрасте — лишь 17% студентов очной магистратуры состоят в официальных семейных отношениях. При этом с 2016 по 2022 год количество студентов моложе 21 года сократилось, а количество студентов в возрасте 26 и более лет выросло, но незначительно — их всё равно меньшинство. Средний возраст тех, кто учится в магистратуре, по-прежнему составляет от 22 до 25 лет.

Говоря о том, как они выбирали программы, больше трети очников сообщили, что их ничего не останавливало от продолжения обучения в магистратуре своего вуза. Около 30% рассматривали программы других российских вузов. Другими форматами обучения интересовались меньше респондентов — так, онлайн-курсы и обучение за границей рассматривали лишь несколько процентов. Те, кто в итоге поступил на заочные и очно-заочные магистерские программы, рассматривали как альтернативу им программы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации.

Как привлечь студентов в магистратуру

Чаще всего респонденты выбирали обучение в магистратуре по карьерным причинам. Они считали, что степень магистра — это возможность:

  • найти более высокооплачиваемую работу (35%);
  • продвинуться в карьере (32%);
  • легко найти работу (30%).

У 46% магистров заочной и 38% студентов очных программ работа напрямую связана со специальностью. При этом 25% студентов хотят продолжить обучение в аспирантуре после магистратуры.

Несмотря на то что у студентов доминирует карьерная мотивация, на магистерских программах больше внимания уделяют, с точки зрения самих респондентов, академическим навыкам — проведению исследований и написанию текстов. В меньшей степени развиваются практические навыки, такие как экспертиза по специальности и управление проектами. При этом развитию предпринимательских навыков, по мнению студентов, уделяют совсем небольшое внимание.

В 2016 году число студентов заочных магистратур составило 34%, сегодня оно выросло до 40%. Учитывая то, что количество студентов на заочных программах становится больше, а на очных сокращается, авторы доклада предложили сфокусироваться на информировании взрослой работающей аудитории о возможности обучения в магистратуре.

Однако, как подчеркнула участница семинара и исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова, чтобы привлечь в магистратуру аудиторию более старшего возраста, вузам требуется переработать программы. По её словам, действующие форматы не подходят работающим профессионалам. Она говорит, что сама планировала поступить на магистерскую программу, но не нашла возможности: «Меня остановили очный двухлетний формат, запредельная стоимость и стажировка в течение семестра, что для работающего человека нереально».

Ранее, выступая на ММСО-2022, Ирина Аржанова отметила, что вузы зачастую плохо умеют продвигать свои программы. Она считает, что, например, однолетние онлайн-программы смогут поднять интерес к магистратуре среди более взрослых студентов. Но вузам нужно интенсивно взаимодействовать с индустриальными партнёрами, чтобы абитуриентам была очевидна востребованность выпускников магистерских программ у работодателей.

Напомним, в ближайшем будущем магистратуру в российских вузах ждут существенные перемены. В мае 2023 года подписали указ президента о совершенствовании системы высшего образования. В качестве эксперимента в нём установлено два образовательных уровня — базовый и специализированный. Ко второму отнесли магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку. При этом сроки обучения на специализированном уровне станут гибкими, а ещё планируется сократить число организаций, в которых могут быть такие программы. Количество платных мест на уровне магистратуры также сократится. Кроме того, обсуждается возможность разделения магистратуры на два типа — профессиональный и академический, который предполагает фокус на приоритетах для научного развития. Минобрнауки считает, что академическая подготовка должна вестись полностью за счёт бюджета.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Высшее образование со Skillbox

Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.

Узнать подробнее
Подписывайтесь на Skillbox в Telegram!
Мы собрали в одном канале IT-мемы и шутки про учёбу, экспертные лайфхаки и анонсы вебинаров, информацию о курсах и истории успеха.
Подписаться
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована