16 необычных педагогических магистратур
Дизайнеры образовательной среды и педдизайнеры, тьюторы и киберпсихологи — рассказываем, где готовят современных профессионалов.


Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
ВШЭ: стать исследователем, управленцем или психометриком в образовании
«Дизайн образовательных продуктов»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Важная деталь: обучение на русском и английском языках.
«Дизайн образовательных продуктов» — одна из траекторий магистратуры НИУ ВШЭ «Педагогическое образование». Предназначена она для тех, кто хочет попробовать себя в роли педдизайнера и после выпуска разрабатывать программы основного, высшего или дополнительного образования.
В основе траектории лежит проблемно-ориентированный подход, так что магистранты получат не только глубокие теоретические знания, но и немало практического опыта.
В 2023 году этот трек реализуют вместе с Экспертно-методическим центром НИУ ВШЭ по поддержке преподавания в цифровой среде, Лабораторией проектирования содержания образования, Лабораторией дизайна обучения в высшем образовании и Центром социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ.
Подробнее о программе«Доказательное развитие образования»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Важная деталь: обучение на русском и английском языках.
Образованию пора догонять медицину и переходить в доказательную плоскость, считает научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. Магистерская программа стала большим шагом в этом направлении: она готовит аналитиков и исследователей в сфере образования. Студентам обещают дать целостное представление об основах образования, научить собирать и анализировать данные в этой сфере. А ещё — что по итогам обучения у каждого будет сформировано проектное портфолио из исследований, научно-популярных проектов, разработанных прикладных продуктов и организованных мероприятий.
Здесь учат создавать новые образовательные программы на научной основе, проводить исследования и координировать большие образовательные проекты.
Подробнее о программе«Управление образованием»
Город: Москва.
Форма: очно-заочная.
Срок: 2 года 5 месяцев.
Это магистерское направление готовит новое поколение специалистов, которые будут управлять частными и государственными школами. Будущих студентов ждут с идеями собственных проектов, будь это бизнес или образовательная программа. А в вузе помогут её реализовать.
В программе обучения — стратегический, проектный и антикризисный менеджмент, маркетинг, работа над проектами и исследованиями.
Подробнее о программе«Обучение и оценивание как наука»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Важная деталь: обучение на русском и английском языках.
Пожалуй, самые модные сейчас в образовании термины — цифровизация и персонализация, а значит, нужны специалисты, которые смогут оценивать эффективность образовательных программ и достижений конкретных учащихся с помощью специальных инструментов.
Именно их будут готовить в рамках нового направления ВШЭ. Оно открылось в 2021 году на базе магистратуры «Измерения в психологии и образовании».
Студентам обещают дать комплексное представление о психологии, нейронауке, вычислительной психометрике и других дисциплинах. Программа также подразумевает выполнение двух проектных работ и две научные стажировки, пройти которые можно в том числе в ФИПИ, ФИОКО, крупных консалтинговых и EdTech-компаниях.
Магистрантов будут учить создавать современные тесты и опросники, использовать большие данные и нейросети для аналитики обучения, разрабатывать, геймифицировать и адаптировать образовательные программы.
Подробнее о программеМПГУ: «Образование и развитие взрослых» и ещё две интересные программы
«Образование и развитие взрослых»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Обучение взрослых — одно из самых актуальных направлений в современной педагогике. Связано это, конечно, с концепцией неперывного обучения, то есть lifelong learning.
Хотя программа МПГУ по образованию и развитию взрослых существует почти десять лет, сейчас её актуализировали как раз под новую задачу: учить взрослых на протяжении всей жизни. Кроме того, у этой магистратуры есть приятная особенность — сюда приглашают абитуриентов с любым образованием, специализация педагога не будет играть роли.
Студентов ждут не только лекции от теоретиков и специалистов с большим опытом работы, но и практика в центрах профессиональной занятости, HR-агентствах и тренинговых центрах.
Подробнее о программе«Разработка образовательных программ»
Город: Москва, но учёба возможна из любой географической точки, где есть интернет.
Форма: очная (онлайн).
Сроки: 2 года 5 месяцев.
Разработчик образовательных программ — специалист, который может создать программу обучения под конкретные задачи, с учётом особенностей и потребностей конкретной аудитории, выстраивать для учащихся разные образовательные траектории. И всё это — с помощью современных технологий, так, чтобы обучение было увлекательным. Такие специалисты нужны и в вузах, и в EdTech, и в корпоративных центрах обучения.
Эта магистратура — совместный проект Московского педагогического государственного университета и Skillbox. Она объединила комплексный академический подход с современными образовательными практиками. Особенность — удобный формат (обучение очное, но все занятия проходят онлайн, в аудитории ездить не нужно).
Программа рассчитана на обучение множеству прикладных навыков — как выстраивать системы обучения под задачи заказчика, проектировать и продюсировать образовательные программы (в том числе онлайн-курсы), создавать обучающие материалы и карты компетенций обучающихся, оценивать их результаты.

«Госпитальная педагогика»
Город: Москва.
Форма: заочная.
Сроки: 2 года 6 месяцев.
Не слышали термин «Госпитальная педагогика»? Он означает особый подход к обучению тяжелобольных детей, которые находятся в больницах.
Госпитальных педагогов МПГУ начал готовить в 2020 году. Студентов здесь знакомят с психологией детей, находящихся в трудной ситуации, учат работать с ними, сопровождать кризисные и травматические ситуации в образовательном процессе. Возможностей для практики немало: вуз сотрудничает с различными реабилитационными центрами и школами на базе российских больниц, например с федеральным проектом «УчимЗнаем». Авторы программы уверены, что выпускники станут востребованными специалистами инклюзивного образования.
СПбГУ: стать учителем для гениев или педагогом-технологом нового поколения
«Genius: педагог для талантливых школьников»
Город: Санкт-Петербург.
Форма: очно-заочная.
Срок: 2 года 3 месяца.
Помогать одарённым детям — задача не из простых, неслучайно есть понятие психологии одарённости. На этой программе Института педагогики СПбГУ учат, как выявлять и поддерживать талантливых ребят и как проектировать нетиповые образовательные программы под их нужды. Магистрантов знакомят с альтернативными и междисциплинарными подходами в обучении. Предполагается, что в процессе учёбы студенты с помощью тьютора разработают собственное педагогическое исследование или проект.
Практику обещают в Академической гимназии СПбГУ, АНО «Школьная лига», фонде «Талант и успех» и АНО «Платформа новой школы» («СберКласс»).
«Педагог для школы высоких технологий»
Город: Санкт-Петербург.
Форма: очно-заочная.
Срок: 2 года 3 месяца.
Пандемия сделала дистанционное школьное обучение новой нормой и заставила всех учителей волей-неволей осваивать цифровые технологии. А эта программа СПбГУ должна заинтересовать тех, кто хочет стать настоящим асом новых форматов. По замыслу её разработчиков, полученные знания помогут выпускникам работать с гибридным форматом обучения и персонализировать его, создавать собственные образовательные программы с использованием цифровых решений, например AR/VR-технологий, и выпускать учебные пособия нового поколения. Практика будет проходить в Академической гимназии СПбГУ, АНО «Школьная лига», фонде «Талант и успех» и АНО «Платформа новой школы» («СберКласс»).
Подробнее о программеМГПУ: стать тьютором, дизайнером или педагогическим урбанистом
«Проектирование городских образовательных инфраструктур»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
В 2023 году вуз сформировал новое направление магистратуры — проектирование городских образовательных инфраструктур.
По задумке создателей, студенты научатся проектировать образовательные инфраструктуры и управлять такими проектами, узнают о социальном дизайне в образовании, визуальных коммуникациях и психологии взаимодействия с окружающей средой.
В общем, программа подойдёт тем, кто хочет создавать удобные школы (в том числе в процессе реновации и ремонта) и комфортные учебные пространства вне стен образовательных учреждений.
Подробнее о программеМагистратура для тьюторов
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Даже среди тех, кто работает в образовании, не все ещё разобрались, что же это за новая модная профессия такая — тьютор, а она становится всё более перспективной. Причём во всех сегментах образования — и в школьном, и в высшем, и в EdTech-проектах, и даже в центрах корпоративного обучения. И касается работа тьюторов далеко не только инклюзии и сопровождения обучения школьников и студентов с ограниченными возможностями, как часто думают.
Кстати, на самом деле профессия эта далеко не новая, просто именно в сегмент массового образования она стала входить недавно. Межрегиональная тьюторская ассоциация работает в России с 2007 года, а президент ассоциации Татьяна Ковалёва руководит магистратурой «Тьюторство в сфере образования».
Подробнее о программе
«Бизнес-педагогика»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Актуальное сегодня направление — обучение взрослых, а тем более в корпоративной среде. Магистратура «Бизнес-педагогика» учит именно этому, проще говоря, готовит специалистов T&D и L&D.
Студенты узнают, как создавать программы корпоративных и открытых бизнес-тренингов, оценивать результативность и эффективность бизнес-обучения, проводить диагностику потребностей.
Подробнее о программе«Педагог ― исследователь городской среды»
Город: Москва.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Образовательная урбанистика — направление новое, но многообещающее, некоторые практики уже используют его в работе. Ведь образование неотрывно связано с городской средой, именно в ней мы формируем и передаём знания. Правильно «использовать» город в педагогических исследованиях и проектировании научат в рамках магистерской программы Московского городского педагогического университета.
Программа готовит учителей, педагогов-организаторов и продюсеров в сфере образования, которые смогут раскрыть образовательный потенциал городской среды и использовать его в обучении, создавать новые проекты и курсы. Изучать предстоит самые разные дисциплины: от городской антропологии и исследования города методами педагогики искусства до городского сторителлинга. Магистрантам также обещают мастер-классы ведущих экспертов в сфере городских исследований, образовательной урбанистики, неформального образования и социальных медиа.
Подробнее о программеЮФУ: стать STEM‑педагогом
«Теории и технологии STEM‑образования»
Город: Ростов-на-Дону.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
В России уже работает множество STEM-центров на базе школ, например, созданных компанией Intel, СИБУР проводит интенсивы для педагогов в рамках проекта «STEAM школа». При этом российские исследователи выяснили, что стране очень не хватает учителей такого профиля.
Исправить это решили в Южном федеральном университете и в рамках европейского проекта «Эразмус+» разработали новую магистерскую программу по подготовке учителей STEM при участии университета Лимерик (Ирландия), университета Хельсинки (Финляндия) и Линчепинг (Швеция). Магистрантов обещают научить, как применять STEM-модель в школах и кружках, развивать и углублять знания детей, а также методам, инструментам и этике STEM-обучения.
Подробнее о программеСамарский университет им. Королёва: стать педагогом-киберпсихологом
«Цифровая педагогика и киберпсихология»
Город: Самара.
Форма: очная.
Срок: 2 года.
Эта магистерская программа не только готовит продюсеров и создателей онлайн-курсов, тьюторов и педагогов, но и помогает профессионалам познакомиться с психолого-педагогическими основами цифрового обучения.
Предполагается, что выпускники смогут применять инструменты киберпсихологии в работе, оценивать и проектировать новые образовательные онлайн-программы. Партнёрами вуза в этом направлении стали вузы, колледжи и центры профессиональной ориентации молодёжи.
НГПУ: геймификаторы со знанием киберспорта
«Менеджмент в игровой индустрии и киберспорте»
Город: Новосибирск.
Форма: заочная.
Сроки: 2 года 5 месяцев.
Несмотря на необычное название, готовить по этой магистерской программе в Новосибирском государственном педагогическом университете планируют сразу всех: педагогов, репетиторов, менеджеров и управленцев.
Студентов обещают научить использовать игровые практики в образовательной среде и разрабатывать игры, познакомить со всеми тонкостями киберспорта в образовании — от принципов его функционирования до управления талантами.
Знаниями с магистрантами поделятся не только теоретики, но и практики — специалисты в сфере игрофикации и киберспорта, победители профильных чемпионатов и олимпиад. Кроме того, программа предполагает стажировки на специализированных площадках в сфере киберспорта и создания игр.