Корп. обучение
#статьи

Корпоративное обучение продолжает меняться: эксперты рассказали, как именно

Вот несколько самых значимых трендов, которые нельзя не учитывать T&D-специалистам в своей в работе.

Cottonbro / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

Ведущие российские профессионалы в области корпоративного обучения — Олег Замышляев, основатель Mozlab.ru, Tellsy.pro и «Мастерской Олега Замышляева», и Елена Тихомирова, генеральный директор eLearning center, 25 июня организовали онлайн-встречу «Экспертный совет по трендам корпоративного обучения», где обсудили с другими участниками, что нового происходит на этом поле. Посмотреть запись встречи можно здесь, а мы пересказываем основные тезисы.

Ключевые тренды

В образовании новые тенденции появляются постоянно — сфера развивается быстро, и часто разработчикам образовательных программ приходится «бежать вслед за паровозом», хотя бизнес ждёт от них игры на опережение. Поэтому, считают эксперты, новые веяния важно не только вовремя идентифицировать, но ещё и анализировать. Ведь далеко не каждое из них сохраняется надолго и становится трендом. Нужно фокусироваться на действительно значимых изменениях, отметила Елена Тихомирова.

Олег Замышляев перечислил несколько таких трендов:

  • Продолжают появляться новые форматы и методы обучения. При этом технологии становятся всё дешевле и проще в использовании — теперь при внедрении некоторых новинок можно обойтись без программистов.
  • Бизнес требует быстрых достижений, а во главу угла ставится конкретный результат — обычно это новое поведение сотрудников.
  • Куда более требовательными стали и пользователи — в результате массового перехода в онлайн и появления огромных цифровых возможностей. Они хотят быстрого и лёгкого обучения, но их предпочтения поляризованы, к той или иной группе обучающихся требуется подобрать свой подход.

Инициаторы созыва экспертного совета разработали собственную карту трендов корпоративного обучения и вместе с коллегами составили дополненную версию из четырёх блоков:

  • бизнес;
  • пользователи;
  • образовательная среда и технологии;
  • разработчики обучающих программ.

Вот что участники онлайн-встречи рассказали про каждый из этих блоков.

Чего хочет бизнес: быстро, дёшево, качественно

Все эксперты отметили, что сильно выросли и ожидания от обучения у его заказчика (бизнеса), и скорость, с которой эти ожидания нужно удовлетворять. Главные вопросы: реально ли этого достичь и чем жертвовать, если невозможно совместить всё сразу?

Действительно быстрый результат с минимальным бюджетом

«Выигрывает тот, кто быстрее всех учится», — подчеркнула Елена Тихомирова. В этой формуле, отметила эксперт, есть несколько составляющих:

  • Понимание потребности обучения — её нужно осознать и проанализировать.
  • Оперативное создание учебного продукта. «Мы должны создавать учебный продукт максимально быстро. Если мы будем его выкраивать 9–10 месяцев, это вряд ли поможет нашему бизнесу в текущей конструкции», — отметила эксперт.
  • Передача слушателю только тех знаний, которые необходимы ему, чтобы правильно действовать.

При этом скорость сказывается и на качестве обучения, отметил Олег Замышляев, этот эффект уже влияет на работу крупных игроков на рынке корпоративного образования.

«Елена Фабер, директор корпоративной академии торговой сети „Магнит“, на одной из конференций буквально пару месяцев назад сказала, что никогда раньше не сталкивалась с таким мощным давлением бизнеса на получение результата. У этого есть и негативный эффект, потому что такое целостное, комплексное обучение, вроде подготовки кадрового резерва, постепенного развития soft skills и продвижения руководителей по ступеням личностной зрелости, стало гораздо менее приоритетно на фоне огромного стремления очень быстро получать результаты обучения», — рассказал эксперт.

По мнению ведущего специалиста по дистанционному обучению в «Райффайзенбанк» Владимира Казакова, бизнес идёт и дальше — требует от создателей программ обучения почти предугадывать будущее.

У меня ощущение, что бизнес не просто хочет быстрее. По версии бизнеса, нам нужно быть готовыми к любым изменениям, о которых сам он ещё не знает, но отдел обучения уже должен быть готов. Бизнес ещё не поменял процедуры, а у отдела обучения уже должны быть заложены ресурсы на то, чтобы переделать все учебные материалы, — рассказал спикер.

Фото: fizkes / Shutterstock

Он добавил, что последствием этого тренда становится расширение базы разносторонних поставщиков, которые простаивают без дела, — остаётся поддерживать с ними связь и ждать, когда те или иные услуги действительно пригодятся.

Казаков также отметил, что в выборе между скоростью и качеством заказчики обучения готовы на жертвы: «Этот тренд можно было бы назвать „хотим быстро, дёшево и качественно“. Когда придётся выбрать только две составляющие из этого списка — бизнес выбирает первые две. Когда раньше говорили: „Это нужно было ещё вчера“, просто подразумевали, что надо побыстрее. Теперь бизнес реально хочет „ещё вчера“».

Формирование правильных действий вместо «обученности»

Заказчики корпоративного обучения теперь нацелены на конкретный результат, их не устраивают эфемерные результаты тестов по итогам обучения. А под результатом обычно понимаются правильные действия, изменение поведения или, например, атмосферы в целом.

Такая потребность значительно влияет на работу дизайнеров образовательных программ, отметил Олег Замышляев. В пример он привел кейс крупного производителя, которому требовался рост выручки. Чтобы получить его, измениться должна была вся бизнес-цепочка: к большей выручке приводил рост NPS, а к нему, в свою очередь, — конкретные действия работников. Если для последних работали жёсткие стандарты поведения, то с руководителями было сложнее — для них был необходим диапазон действий с возможностью выбора поведения под разные ситуации. Это определило и дизайн программы обучения. Чтобы его создать, нужно прежде всего обнаружить этот необходимый диапазон целевых действий, понять, как их «померить». Для этого построили специальную систему.

Да, это стоит определённых денег, потому что система отслеживает поведение: сделал действие, от него получился результат, нужно подтверждение. Но маркетинговое исследование показало производителю в итоге, что есть корреляция между целевыми действиями и уровнем NPS в том же квартале, между уровнем NPS и продажами в следующем квартале, — рассказал Замышляев.

Инициативы на основе глубокого понимания процесса

Эксперты отметили, что в некоторых случаях представители бизнеса хотят не просто обращаться с проблемой к тренерам или педагогическим дизайнерам, а видеть их инициативу и уже готовые, разработанные под конкретные нужды, программы. Значит, участникам рынка корпоративного обучения придётся разбираться в тонкостях работы заказчика, чтобы самостоятельно анализировать процессы, определять в нём болевые точки и приходить с готовыми решениями.

Владимир Казаков считает, что пока этот тренд ещё не сформировался окончательно: «Если раньше у нас была кнопка „Заказать обучение“, то теперь появляется потребность в консультантах, которые ходят по подразделениям и говорят — ребята, вот здесь у нас, видимо, что-то западает, давайте „подлечим“. Судя по всему, это схожая идея. Я не могу сказать, что это тренд, но я уже это наблюдаю».

«Бизнес говорит: разбирайтесь в том, что мы делаем, настолько хорошо, чтобы самостоятельно предлагать нам решение. Я бы сказал, что бизнес ждёт инициатив и готовых рекомендаций на основе своей специфики», — подытожил Олег Замышляев.

Чего хотят пользователи: интересно, качественно, полезно

Обучение должно удовлетворять интересам и ожиданиям не только заказчика — бизнеса, но и сотрудников, иначе у них просто не будет мотивации учиться. И в этих ожиданиях и интересах тоже происходит много нового.

Внимание к качеству контента

Эксперты согласились с тем, что за время пандемии всё больше людей открыли для себя доступный цифровой образовательный контент высокого качества — начиная от сторонних онлайн-курсов и заканчивая бесплатными лекциями TED от мировых экспертов в той или иной сфере. Такая «насмотренность» привела к тому, что у пользователей выросли ожидания от качества корпоративных курсов. Они сравнивают их не с тем, что было раньше в компании, а с тем, к чему они привыкли на других — глобальных — площадках.

Серьёзно возросло требование к качеству контента, который выдаёт обучающая среда. Это неплохо, люди стали в хорошем смысле избалованы и предъявляют определённые требования к тому, что мы им даём и в каком формате. Но нашу нынешнюю работу стали сравнивать даже не с той же работой в офлайне, а с тем, что давно и профессионально делается в онлайн-среде, — отметила руководитель отдела по обучению и развитию персонала Gedeon Richter Russia Алла Великанова.

Фото: Lordn / Shutterstock

Совмещение разных форматов

Говоря об обучающем контенте, участники затронули вопрос, какая его форма — текст или видео — сейчас более предпочтительна для пользователей.

Олег Замышляев считает текст куда более удобным для восприятия, удержания внимания и оперативного поиска нужной информации. Значимость текстовых форматов, уверен эксперт, растёт. В подтверждение своих слов он привёл статистику: в 2,5–3,5 раза больше пользователей прочтут материал, нежели посмотрят его. Кроме того, текст дешевле в производстве.

Алла Великанова, не отрицая пользу текстов, подчеркнула, что популярность и простота восприятия, тем не менее, не всегда отвечают потребностям аудитории или целям обучения. Поэтому нельзя строить обучение только на текстовых форматах. В пример она привела свою компанию, где лонгриды используются в обучении, но дополняются видео, аудио и перекрёстными ссылками.

В свою очередь Елена Тихомирова добавила, что при выборе формата стоит учитывать и его продуктивность в обучении, и комфорт пользователя — а всё это достигается не только благодаря формату, но и качеству контента.

Владимир Казаков обратил внимание также на трудности производства: «Никого не устраивает только текст, всем нужно что-то дополнительное. Кроме того, он сложен в производстве: написать текст, который передаёт эмоции, сложнее, чем записать себя на телефон или на камеру ноутбука. Сесть перед ноутбуком, представить, что у тебя вебинар, нажать „Запись“ и потом „Стоп“ — проще, чем писать, редактировать, возвращаться, переделывать».

Грамотная методика вместо харизмы

Переход в онлайн и массовое использование видеоконтента изменили значимость харизмы тренеров в корпоративном обучении. На первый план вышли качество и методика подачи контента. Связано это с тем, что удержать внимание слушателей в онлайне в течение длительного времени тяжело — уже через 45 минут аудитория устаёт. «А если ты методику хлёсткую выстроишь, то и через два с половиной часа людей продержишь», — подчеркнул Олег Замышляев.

Эту позицию поддержала и Алла Великанова. Она отметила, что наблюдает это в собственной практике: если раньше харизматичность ценилась как уникальное качество, то теперь в цене совсем другие категории.

Онлайн всех уравнял: люди хотят видеть рафинированную говорящую голову, но она говорит хорошо, правильно, этот человек хорошо выглядит, и он более стандартный. Здесь важна не харизма, а те прикольные штуки, которыми реально, а часто только ими и возможно, увлечь, завлечь, удержать аудиторию, которая к тебе пришла, — считает эксперт.

Обучение на результат и даже на опережение

Всё больше пользователей хотят учиться именно тому, что точно пригодится им в работе и принесёт реальную ощутимую пользу. При этом, отметил Олег Замышляев, растёт потребность получить максимум от обучения не просто за единицу времени, а за «единицу концентрации внимания».

Вторую тенденцию тут озвучил Владимир Казаков, и она фактически продолжает бизнес-тренд — надо действовать наперёд, ещё до того, как потребность в обучении чему-то станет острой. Причины для этого разные: от простой популярности какой-то темы до реального предотвращения потенциальных кризисов, таких как профессиональное выгорание. «Я не могу подтвердить это цифрами, но растёт ощущение, что пользователи хотят получать информацию заранее, хотя они пока и не знают точно, зачем она им нужна и как пригодится. Например, управленцам сейчас очень захотелось учить Python, хотя в половине случаев он им не нужен. Зато эти знания позволяют им „играться“ с нейросетками и в будущем упростят коммуникацию с тем странным красноглазым парнем, который с нейросетками на ты», — считает спикер.

Как меняется образовательная среда: ниже барьеры, больше масштаб

С развитием «цифры» значительно снизился барьер в использовании медиа и технологий. Создавать образовательные онлайн-продукты и разрабатывать программы стало проще: приложения собираются в конструкторах, монтировать видео и подключать анимацию можно даже на смартфоне, да и подобные услуги стали дешевле. Кроме того, активно внедряются VR/AR-технологии, применение которых уже не требует специальных знаний. Они, например, помогают отвечать на изменившиеся запросы пользователей корпоративного образования — упрощают обучение, позволяют получать знания в максимально приближенной к реальности среде.

Фото: Max4e Photo / Shutterstock

Олег Замышляев привёл в пример кейс компании Ecco, где в обучении сотрудников использовали технологии AR. Для знакомства с новой коллекцией обуви продавцам необходим только смартфон: при наведении камеры на коробку или конкретную модель на экране появляется нужная информация о товаре и его характеристиках, рекомендации по презентации товара покупателям.

Другой пример — онлайн-платформа Dailo, которая позволяет создавать диалоговые симуляции с реалистичными аватарами без навыков программирования. Авторами проекта выступили создатели Cerevrum — знаменитой платформы обучения сотрудников в VR.

Эксперты отметили ещё два важных тренда:

  • Расширяется возможность использования данных цифровой аналитики.
  • Укрепилась возможность почти неограниченного масштабирования в онлайне. «Это очевиднейшая вещь, но для многих тренеров, которые привыкли к работе с аудиторией живьём, это всё ещё не очевидно. Для них это тяжелые сапоги устаревших представлений, которые мешают работе», — подчеркнул Олег Замышляев.

Что ждёт создателей образовательных программ: новые навыки и новые споры

Чтобы удовлетворить ожидания бизнеса и сотрудников от корпоративного обучения, T& D-специалистам и самим придётся постоянно учиться новому. А ещё — применять креативность: искать новые пути доставки обучающего контента и самостоятельно решать проблемные вопросы, по которым пока не выработано единообразных подходов.

Единый путь пользователя

Доступность технологий привела к проблеме: внутри одной компании может появиться множество новых приложений и платформ, однако это только мешает сотрудникам учиться или выполнять поставленные задачи. Так возник новый тренд: переход к единому пути обучения.

В качестве примера Алла Великанова привела недельный марафон по корпоративному обучению в Gedeon Richter Russia «Лето с телегой»: всё обучение проходит в Telegram. «Мы сделали акцент на обучение по одному клику, чтобы сотрудник, где бы он ни находился — в отпуске, на даче, по дороге домой или в ожидании клиента ,— мог зайти и поучиться. Это комбинация текста, видео, аудиформатов и так далее», — рассказала спикер. По её словам, такой формат получил отличные отзывы сотрудников, ведь он позволял получать новые знания в любое время.

«В сезоне-2021 обучение в мессенджерах — последний тренд, там мы обучающихся ещё не полностью „достали“», — пошутил Олег Замышляев.

Ещё один тренд отнюдь не нов, но стал ещё более актуальным. Это потребность в хорошо составленной корпоративной базе знаний. Он стал следствием направленности на быстрое обучение. Чтобы работать на скорость, нужно владеть самыми разными инструментами и полноценной системой источников обучения. База знаний помогает быстро реагировать на возникающие вызовы, при этом не совершать лишних действий — если в ней легко найти готовое решение под конкретную задачу.

Поиск времени на обучение

Эксперты до сих пор не сходятся во мнении, когда именно лучше учиться сотрудникам — в рабочее время или в свободное. Одни не хотят тратить на это личное время, другие — наоборот, рабочее, а у руководителей бизнеса на этот счёт тоже разные предпочтения. При этом некоторые сотрудники проповедуют принцип «учусь для себя — учусь для работы» и ждут легализации обучения «на стороне», то есть права выбирать внешние курсы и программы, которые им подходят и больше нравятся, чтобы компания учитывала результаты обучения по итогам аттестации.

Готовность к переменам

Чтобы применять разные форматы обучения, создателям образовательных программ придётся отказаться от старых привычек и устаревших представлений, считают участники сессии.

«Тренеры должны серьёзно измениться. Если они не меняются, то, скорее всего, они не очень профпригодны в той среде, в которой обучают людей. Они должны не просто успевать меняться, а опережать изменения. Если компания тратит деньги на корпоративные отделы по обучению и развитию, то в них должны работать люди, которые быстро перестраиваются, добавляют себе в копилку другие навыки — и навыки цифрового методолога, и педдизайнера, и так далее, и так далее», — резюмировала Алла Великанова.


Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Как закрывать стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 Как мотивировать руководителей на работу с джунами
  • 📝 Как за 1,5 года сделать из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
Гайд по нейросетям для HR и T&D. Забирайте бесплатно >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована