Образование
Образование
#статьи
  • 533

Куда движется корпоративное обучение и что в нём изменила пандемия?

Эти вопросы обсудили специалисты сферы образования.

23 марта состоялась конференция «Жизнь после: гибридный мир как новая нормальность», которую организовало сообщество Digital learning при поддержке Корпоративного университета «Газпром нефти». На ней выступили представители учебных центров крупных российских компаний и другие эксперты в этой области. Они обсудили перспективы корпоративного образования, популярные форматы проведения занятий и профессии, ставшие особенно актуальными в ходе развития сегмента.

Как COVID-19 повлиял на корпоративное обучение

Спикеры отметили, что многие бизнес-процессы изменились из-за пандемии. Это касается и работы корпоративных университетов. И хотя очное обучение возвращается, онлайн-режим точно никуда не денется. По прогнозам экспертов, смешанный формат (часть занятий — очно, часть — удалённо) распространится ещё больше.

Форс-мажорный локдаун заставил людей учиться по-новому — ускоренно и в режиме онлайн. А ещё это привело к тому, что компании стали быстро создавать образовательный контент и оперативно реагировать на запросы бизнеса. К тому же удалёнка как нельзя лучше отвечает требованиям компаний с большим числом сотрудников и отделениями по всей России. Помимо этого, в онлайн-режиме меньше ограничений по сравнению с очным обучением: здесь нет строгих лимитов на численность аудитории и количество программ.

При этом формат конкретного модуля зависит от специфики компании и целевой аудитории. Например, если речь идёт об обучении работе с каким-то оборудованием, без очных занятий не обойтись.

Некоторые компании осознанно не отказываются от офлайн-формата из-за того, что при дистанционной коммуникации практически нельзя строить сеть контактов и полноценно взаимодействовать с людьми. Ещё одна причина — отсутствие личных встреч, во время которых зачастую спонтанно рождаются инновационные идеи.

«По-английски принято говорить, что не хватает „встреч у кофемашины“, где рождаются какие-то спонтанные идеи на стыке разных подразделений. Но ведь это ровно то, что происходит у нас в кампусах при обучении в наших классах: встречаются люди, очень часто никак не связанные между собой по функционалу, и у них рождаются какие-то идеи. Вот этот момент рождения идей — неважно, большие это инновации или какие-то локальные — не менее важен, чем процесс обучения как таковой».

Игорь Баранов,

проректор по обучению и исследованиям СберУниверситета.

Отметили и то, что компании находятся в самом начале пути к массовому переходу в онлайн. Специалисты уверены, что для этого нужно создать полноценную инфраструктуру, а также специальные цифровые инструменты.

«Корпоративные университеты давно создают собственные онлайн-курсы и используют дистанционные технологии, но массовый переход произошёл только в 2020 году. Этот год можно сравнить со временем, когда наряду с гужевым транспортом появились первые автомобили и вместе с ними — первые автомобильные гонки. Да, почти все доехали с нужной скоростью, но ведь от этого автомобили не вошли ещё в жизнь. А когда вошли? Только когда были построены дороги, когда стало где ездить! Период, который мы пережили, — это именно первые автомобильные гонки. Настоящий переход к дистанционным формам обучения нам ещё предстоит».

Илья Дементьев,

ректор корпоративного университета «Газпром нефти».


Александра Лапина

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.


Какие способы проведения занятий стали популярными

Эксперты сделали вывод, что режим обучения зависит от конкретной задачи, но сошлись на том, что в любом случае необходимы высокотехнологичные и вовлекающие форматы.

Вот несколько из текущих общих трендов:

  1. Совмещение синхронного и асинхронного режимов дистанционного взаимодействия. Во втором удобнее давать информацию, а в первом — отрабатывать полученные навыки. Сотрудники предпочитают изучать теорию самостоятельно в асинхронном режиме по записям лекций, потому что это экономит время. А вот для практики лучше подходит формат живого общения.
  2. Постепенный отказ от интенсивных тренингов продолжительностью один-два дня. Сейчас контент предпочитают дробить на короткие модули по несколько часов. Это лучше вписывается в рабочий режим сотрудников. При этом микронавыки отрабатываются по очереди, а не по несколько за раз.
  3. Максимально практичный подход к созданию контента. Образовательные материалы должны быть действительно полезны для сотрудников, иначе учащиеся теряют интерес. Это важно для завершённости процесса.
  4. Сотрудники учатся сразу на реальных бизнес-задачах. Если раньше переход к этому был завершающей частью образовательной программы (кто-то окончил курс — а потом отправился применять полученные знания на практике), то сейчас компании стали интегрировать занятия в процесс работы над текущими проектами.

Говоря проще, курсы становятся короче и концентрированнее по содержанию, и это лучше удерживает аудиторию.

«Если провести аналогию между корпоративным обучением и кинематографией, то раньше мы создавали полный метр, потом перешли к короткометражкам, а сейчас создаём полноценные сериалы. Причём мы пытаемся в эти сериалы встроить интерактив. Наша задача — максимально погрузить и замотивировать участника, приблизить то, что мы даём в рамках программ, к его реальной жизни, не давать лишнее, а давать только то, что реально нужно. Это такой пролонгированный трек в рамках программы, которая постоянно дополняется новыми элементами. Это и про осознанность, и про глубину, и про скорость в том числе».

Марина Деревлёва,

руководитель корпоративного университета компании СИБУР.

Как меняется образовательный контент

За 2020 год требования к нему возросли как никогда: как мы уже отметили, людям нужны максимально полезные прикладные знания без лишней теории и воды. А ещё они хотят получить их прямо здесь и сейчас.

«Я поняла за 2020 год, что отношение аудитории к контенту, включая корпоративное образование, можно сравнить с нашим цивилизованным отношением к пище. Мы хотим, чтобы она была вкусной, полезной и сбалансированной. И сразу с расписанием — когда правильно завтракать, обедать и ужинать. И обязательно должен быть баланс углеводов, жиров и всего остального для того, чтобы достигнуть цели: для кого-то — похудеть, для кого-то — оздоровить организм. То же самое происходит с отношением к образовательному контенту: всем стало понятно, что он нужен здесь, сейчас — самый полезный, самый необходимый, самый применимый».

Наталья Царевская,

генеральный директор EdTech-акселератора ED2.

К тому же, по всей видимости, стоит ждать ужесточения конкуренции между образовательными структурами: учебных материалов и самых разных курсов становится слишком много, и не все из них качественные. Компаниям придётся очень постараться, чтобы добиться внимания аудитории и отстроиться от остальных.

Как изменилась роль менторов и тьюторов

Задач у преподавателей становится всё больше. Сейчас мало просто передать знания. Учащиеся смотрят на педагогов как на менторов и ждут от них дальнейшей поддержки и курирования в процессе применения полученных навыков на практике.

Потребность в тьюторах тоже растёт. Именно они мотивируют учащихся, а также выстраивают коммуникацию между ними и преподавателями. Проще говоря, тьюторы делают образовательный процесс более комфортным.

Помимо этого, обнаружили следующую закономерность: при асинхронном обучении без поддержки тьюторов количество дошедших до конца курса крайне мало, а с сопровождением этот показатель взлетает до 60%.

«Люди не очень-то хорошо учатся без людей. <…> Людям нужны люди», — подчеркнул основатель Mozlab.ru и Tellsy.pro, автор Telegram-канала Future Learning Олег Замышляев.

Какие профессионалы нужны корпоративным университетам

Учебные центры внутри компаний становятся такими же полноценными образовательными структурами, как государственные вузы. Поэтому растёт потребность корпоративных университетов в педагогах и профессионалах смежных специальностей.

Методист не менее важен, чем тьютор или ментор. Это человек, который знает, как грамотно упаковать экспертный контент, создав в итоге не просто конспект, а полноценный интерактивный учебный материал.

Но мало упаковать продукт — его надо ещё и продвигать. Этим занимаются так называемые T&D-маркетологи. В итоге корпоративные университеты становятся привлекательным местом работы для самых разных специалистов в сфере образования.

Как будет развиваться корпоративное обучение

Эксперты считают, что образовательные структуры внутри компаний должны превращаться в центры инноваций, реагировать на происходящие в мире изменения и задавать тренды, а не просто следовать устойчивым тенденциям. При этом корпоративное обучение будет становиться всё более индивидуализированным.

При этом специалисты прогнозируют, что вузы и коммерческие образовательные центры поменяются ролями, потому что бизнесу сегодня требуется слишком много времени на переучивание выпускников под себя.

«С этого учебного года „Газпром нефть“ совместно с ИТМО открыла первую в России магистратуру, где готовят разработчиков программного обеспечения и операторов беспилотного транспорта. В наших ближайших планах — запустить для студентов двухлетние бесплатные курсы по робототехнике. Мы также тесно работаем с вузами в части развития программ высшего образования в области искусственного интеллекта. В рамках каждого направления мы фактически даём техническое задание на подготовку востребованных в нашей компании специалистов с конкретным набором компетенций».

Илья Дементьев,

ректор корпоративного университета «Газпром нефти».

Предполагается, что ещё одним важным трендом должно стать развитие метауниверситетов. Это сотрудничество бизнеса и вузов, в ходе которого студенты изучают нюансы профессии в конкретной фирме. Объясняется это тем, что будущие соискатели должны получать именно те практические знания, которые впоследствии понадобятся им в работе с той или иной компанией.

Для студентов стоит проводить ещё больше стажировок и прикладного проектного обучения на базе такого взаимодействия. Это позволит им наверняка понять, подходит ли им будущая профессия, а для компаний это шанс оценить, хотят ли они видеть конкретных людей в качестве будущих сотрудников.

Выводы

Корпоративное обучение уже заметно изменилось. Это касается и его формата, и содержания образовательных программ. Теперь компаниям недостаточно просто давать сотрудникам знания и развивать у них навыки, которые важны с точки зрения работодателя, — приходится прислушиваться к запросам и ожиданиям самих учащихся.

Конкуренция на образовательном рынке сейчас очень высока. Поэтому корпоративным университетам нужно не просто создавать программы первоклассного качества, но и уметь их привлекательно подавать. В этом им, конечно, должны помочь специалисты в сфере образования.

Обложка

Girts Ragelis / Shutterstock

Понравилась статья?
Да
1648

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪