Как рынок ДПО и корпоративного обучения адаптировался к потрясениям-2022
Подборка главных трендов года от топовых экспертов.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Несмотря на встряску, сфера обучения взрослых продолжает развиваться и берёт на вооружение весь опыт, накопленный за последние несколько лет. Своими наблюдениями о том, как на рынке отразились события 2022-го, поделились эксперты на конференции «Главные итоги 2022 года для EdTech и всей сферы образования», организованной сообществом Digital Learning. Их выводы отражают ситуацию в корпоративном обучении, EdTech и дополнительном профессиональном образовании (ДПО) в вузах.
Они рассказали:
- как на рынке образовательных услуг сказалась частичная мобилизация;
- какие формы обучения актуальны и какая длительность курсов предпочтительна;
- как изменилась аудитория.
Как события 2022-го повлияли на ДПО в EdTech и вузах
В конце зимы и весной 2022 года рынок находился в растерянности и, по сути, не знал, каких последствий ожидать. Это касалось и сферы корпоративного обучения, и сектора B2C в дополнительном образовании взрослых, который представлен курсами в EdTech и вузах.
На отдельных направлениях обучения события сказались особенно сильно: например, в «Нетологии», по словам CEO платформы Марианны Снигирёвой, обрушились направления интернет-маркетинга и SMM, а спрос на программирование и аналитику данных значительно вырос. Это было прямое последствие резких перестановок на рынке труда: маркетинговые бюджеты сократили, а вот в сфере IT ситуация совсем иная.
А по данным заместителя директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дмитрия Волкова, спрос на диджитал-профессии показал рост только в начале года (причём сразу на 30%), а к ноябрю упал в полтора раза — и он напрямую зависит от роста ВВП.
Представители EdTech от объявленной 21 сентября частичной мобилизации ждали схожего эффекта с тем, что был 24 февраля, — то есть резкого отказа от обучения. Однако его не случилось, констатировала Марианна Снигирёва. «В целом рынок как‑то уже действительно привык», — заключила она.
В вузах же спрос на ДПО после мобилизации, похоже, упал. «Несмотря на всё, первые два квартала дали прирост 30–35% по сравнению с прошлым годом», — рассказал Дмитрий Волков, добавив, что осенние месяцы всё же оказались для рынка тяжёлыми.
Читайте также:
Как события 2022-го повлияли на корпоративное обучение
В корпоративной сфере геополитический кризис заставил компании резко отказаться от обучения софт-скиллам и перейти к позиции «всем стоять, держаться», по выражению директора направления EdTech кластера информационных технологий фонда «Сколково» Натальи Царевской-Дякиной. Отказались и от кастомных проектов, которые делали под свои нужды в партнёрстве с EdTech.
Обучение сотрудников по обычным программам онлайн-школ сохранилось, рассказала Марианна Снигирёва. К этому привело и сокращение штата, и получение дополнительных задач. «Корпоративный сегмент в этой части чувствует себя более успешным», — заключила Снигирёва.
При этом корпоративные университеты по-прежнему требуют от EdTech «качественного обучения», но в чём именно должно выражаться это качество — объяснить пока никто не может, уточнила Наталья Царевская-Дякина.
Обучение стало человечнее
Важным аспектом обучения в целом становится режим «человек — человек», отметила Наталья Царевская-Дякина. То есть тьюторская поддержка и обучение в сообществе друг у друга. Это, конечно, непосредственно влияет на то, как проектировщикам организовывать обучение.
Онлайн закрепился, похоже, окончательно
Онлайн, судя по всему, победил, констатировала директор корпоративной академии розничной сети магазинов «Магнит» Елена Фабер. По крайней мере, в корпоративном обучении — сотрудники не хотят возвращаться к «очке», поскольку дистанционные курсы элементарно экономят время. При этом формат помог создать доступную среду и простимулировать развитие самообучения, добавила она.
А вот офлайн стал «премиальным», то есть его теперь используют скорее для развития у топ-менеджмента метакомпетенций, которые «невозможно передать даже через гибридные форматы», считает спикер.
Изменились и подходы — в тренде «онлайн с человеческим лицом».
«Я видела, как многие компании „закатывали“ дистанционку без формирования серьёзной системы культуры наставничества. Это, на мой взгляд, большая очень ошибка. В онлайне невозможно учить без тьютора, без наставничества», — делится Елена Фабер.
Асинхрон становится неактуальным
Ситуация с синхронным или асинхронным обучением чуть сложнее. Так, Дмитрий Волков уверен, что асинхрон уходит в прошлое, по крайней мере это касается программ без наставничества и поддержки.
«Тот сдвиг, который мы сейчас видим и в корпоративном сегменте, и в сегменте открытых программ, — это сдвиг от понимания обучения просто как обучения, к пониманию обучения как развития. Обучение как развитие должно сопровождаться коучингом, поддержкой, ассесментом. И на открытых программах так же. А асинхрон этого не даёт», — заключил Дмитрий Волков.
А вот в успешном будущем гибридного формата, который позволяет совместить асинхронное и синхронное обучение, эксперт не столь уверен, его он назвал противоречивым и сомнительным опытом.
Изменилась длительность программ
События 2022-го и переосмысление пандемийных лет прямо повлияли и на предпочтения в длительности программ обучения. Конкретные тренды здесь зависят от сегмента рынка.
Как среагировало корпоративное обучение
Говоря о прогнозах «Сколково» в сфере корпоративного обучения, Наталья Царевская‑Дякина подчеркнула: в приоритете короткие модульные форматы. «В режиме сниженного прогнозирования короткий метр воспринимается проще, поэтому это действительно заметный тренд», — подчеркнула она.
Это подтвердила и Елена Фабер. «Мы формируем исключительно краткосрочные, потому что по-прежнему видим, что надо реагировать здесь и сейчас на запросы внешней среды, внутренней среды бизнеса», — объяснила она.
Как среагировал открытый рынок
Ситуация на открытом рынке сложилась иная. С одной стороны, резкие перемены в феврале многих заставили сомневаться в популярных прежде длительных программах — потому что горизонт планирования у людей изменился. Это заставило изменить подходы и организаторов обучения: так, весной «Нетология» начала тестировать формат boot camp, рассказала Марианна Снигирёва, однако немногие могли себе позволить полное погружение в обучение, пусть и на короткий срок.
Спикер добавляет, что сегодня задачей для всех сфер обучения становится поиск баланса: с одной стороны, создавать короткие курсы, а с другой ― достаточно насыщенные, чтобы материала было достаточно для освоения профессии.
Возможно, именно с такими поисками связан иной тренд. По наблюдениям Дмитрия Волкова и его коллег из НИУ ВШЭ, вырос спрос на длинные программы, но построенные из множества коротких модулей. Это помогает выстроить индивидуальный трек для человека: учиться столько, сколько каждому сейчас нужно, и при этом выстраивать долгосрочные отношения с образовательной организацией в целом.
Аудитория стала старше
Эксперты отмечают, что в 2022 году начали меняться возрастные рамки аудитории.
Наталья Царевская-Дякина отметила, что на смену термину «серебряный возраст» пришло новое понятие — «новые взрослые». На него уже начинает ориентироваться корпоративный рынок: те, кто раньше работал только с молодёжью, склоняются в пользу уже сложившихся специалистов.
Судя по всему, к тренду присоединяется и EdTech сегмента B2C. «Мы ожидаем каких‑то новых проектов в области карьерной ориентации, перепрофилирования, с фокусом на специалистов „40+“», — поделилась Наталья.
О схожем тренде на рынке высшего образования и ДПО рассказал Дмитрий Волков.
«Мы заметили, что сейчас очень сильно, с точки зрения длинных программ, перетекает спрос из ДПО в магистратуры. Если раньше магистратура, магистерские программы — это были в основном доопытные программы, куда поступали дети сразу после бакалавриата, то сейчас магистратура взрослеет и оттягивает из ДПО спрос», — поделился спикер.
Рынок онлайн-магистратур уже стал квази-ДПО, констатировал Волков: теперь они ориентированы на взрослых.
В целом эксперты согласились, что аудитория стала более зрелой: об этом говорит запрос и на качество образовательных продуктов, и на поддержку в обучении, и желание полноценно погрузиться в учёбу.