Где и какие учебные программы по ИИ будут открыты
16 марта вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика» в 2022 году магистров начнут обучать по 83 новым программам в области искусственного интеллекта (ИИ). Об этом сообщила пресс-служба Минобрнауки.
В разработке этих программ участвовали ведущие вузы, среди которых:
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Московский государственный технический университет имени Н. В. Баумана;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Университет ИТМО;
- МИРЭА — Российский технологический университет.
А в число первых университетов, где начнут обучать по этим программам, вошли:
- Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова;
- Дальневосточный федеральный университет;
- Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова;
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва.
То есть некоторые региональные вузы внедрят новые программы уже в 2022/2023 году.
Кто будет преподавать на этих программах
Очевидно, что для увеличения численности студентов IT‑специальностей необходимо и большее количество преподавателей. На это, в частности, указывал заместитель директора Департамента координации программ и проектов Минцифры Александр Абрашкин, который принял участие в Московском международном салоне образования, прошедшем осенью прошлого года.
Возникает вопрос: где университеты найдут необходимое число преподавателей IT‑дисциплин? Особенно это касается тех, кто может преподавать технологии ИИ, ведь таких специалистов в целом мало. За такие кадры борются и IT‑компании, с которыми вузы вряд ли могут конкурировать с точки зрения зарплаты и условий работы.
Мыслями об этом поделился доктор технических наук, почётный работник высшего профессионального образования РФ и автор Telegram-канала «Наука и университеты» Евгений Белый. Он усомнился в том, что у вузов достаточно необходимых кадров — преподавателей, которые могут качественно вести эти программы. Особенно это касается региональных учебных заведений.
«Ведь не секрет, что значительная часть перспективных вузовских педагогов уже давно перебрались в IT‑компании, а многие университетские кафедры с трудом закрывают учебную нагрузку по традиционным информационным дисциплинам. Здесь, честно говоря, не до искусственного интеллекта!» — считает Белый.
Он полагает, что в итоге может случиться так, что вести магистерские программы в сфере ИИ будут преподаватели, которые не имеют ни практического опыта, ни публикаций в этой области, «способные лишь достаточно качественно пересказывать содержание учебника».
Кстати, ранее другой эксперт — председатель Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко — выступил с предложением, направленным на борьбу с дефицитом IT‑кадров. По его мнению, IT‑специалистов стоит учить не в вузах, а в профильных компаниях отрасли — в том же «Яндексе». Он тоже отметил, что, хотя в вузах и расширяется набор по таким образовательным программам, преподавателей, которые могут достойно их вести, не хватает. Например, эти дисциплины порой могут преподавать сотрудники, перешедшие с закрытой кафедры физики.