К такому выводу пришли американские учёные. Их работа опубликована в издании Journal of Applied Research in Memory and Cognition.
Отмечается, что это исследование первое в своём роде. Раньше учёные уже пытались выяснить, как фотографирование информации влияет на её запоминание, и приходили к выводу, что негативно. Однако подобные эксперименты в основном проводили в музеях и галереях, а не в условиях именно университетских лекций.
Как провели исследование
Участниками стали студенты, изучавшие психологию. Исследование состояло из двух экспериментов. В первом 132 учащихся разделили на две группы, первая из которых фотографировала на лекциях чётные слайды презентации преподавателя, а вторая — нечётные. Уточняется, что испытуемые присутствовали на лекциях по темам, которые были им мало знакомы, — гравюры, фехтование и изготовление сыра.
После занятий участники проходили тест, который показал, насколько хорошо они запомнили новую информацию. Важный момент: их просили перед этим не просматривать сделанные фотографии. В итоге оказалось, что учащиеся лучше запомнили данные со слайдов, которые они фотографировали. Однако тест показал, что для запоминания произнесённого вслух, но не включённого в презентацию это не имело значения.
Во втором эксперименте участие приняли 108 учащихся. Одной группе разрешили фотографировать любые слайды, но не более 50% всей презентации. Вторую группу попросили фотографировать те же слайды, что будут снимать остальные. В итоге участники из обеих групп тоже лучше запомнили информацию со слайдов, которые фотографировали. Причём независимо от того, выбирали ли они, какие слайды снимать, или фотографировали то, что снимали другие. Но самое удивительное то, что в этом эксперименте студентам удалось лучше запомнить и те данные, которые преподаватель лишь озвучил, не включив в презентацию.
Какие выводы сделали исследователи
Учёные пока не знают, как именно фотосъёмка помогает запоминанию и в зависимости от чего студенты запоминали или не запоминали сказанное лектором вслух. Однако они намерены выяснить это в рамках последующих исследований. Кроме того, авторы работы отметили, что записывание всё-таки лучше помогает запоминать информацию, чем фотографирование (кстати, насчёт записывания есть и другие исследования). В будущем они также хотят попытаться совместить эти методы в одном эксперименте, чтобы понять, можно ли так усилить эффект запоминания.
Кстати, ранее выяснилось, что студенты лучше запоминают материал, если он сопровождается видеороликами с объяснениями. А ещё стало известно, что использование гаджетов не ослабляет человеческую память.