Образование
#статьи

Что такое цикл Колба и почему его часто понимают и применяют неправильно

Рассказываем про самый знаменитый методический фреймворк для выстраивания программ обучения взрослых.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Схема, иллюстрирующая модель обучения через опыт, — цикл Колба — знакома, пожалуй, каждому разработчику учебных программ для взрослых людей. В этой статье расскажем, как сложная и глубокая работа специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба свелась к простой схеме из четырёх этапов и почему это не совсем правильно.

Как связаны цикл Колба и модель опыто-ориентированного обучения

Цикл Колба — один из базовых элементов большой модели опыто-ориентированного обучения, которую разработал Дэвид Колб, американский теоретик обучения взрослых.

Первая версия цикла появилась в книге Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development («Обучение на основе опыта: опыт как источник обучения и развития») в 1984 году. На русском она не издавалась. В этой книге Дэвид Колб описал модель опыто-ориентированного обучения. Если коротко, то суть её в том, что обучение стоит воспринимать как непрерывный процесс. В основе этого процесса — трансформация личного опыта человека. Знание формируется параллельно трансформации опыта и зависит от индивидуальных особенностей учащегося и среды, в которой он находится.

Дэвид Колб развивал и углублял эту концепцию несколько десятилетий, начиная с восьмидесятых годов, написал нескольких книг и ряд научных статей в её поддержку. А ещё он основал и возглавил институт Experience Based Learning Systems (EBLS), который занимается поддержкой исследований и практик в области опыто-ориентированного обучения.

Колб, однако, не был пионером обучения, основанного на опыте. Его заслуга в том, что он обобщил и совместил уже существовавшие исследования и подходы. В частности — труды Джона Дьюи, Курта Левина, Жана Пиаже и других учёных.

Фото: Amazon.com

Колб описал трансформацию опыта при обучении через цикл из проб и ошибок и выделил в этом процессе четыре этапа:

  • конкретный опыт;
  • рефлексивное наблюдение;
  • абстрактная концептуализация;
  • активное экспериментирование.

Это и есть знаменитый цикл Колба. При этом эффективное обучение, по мнению автора концепции, случается, когда студент проходит через все этапы цикла.

Важно понимать, что этим четырёхфазным циклом модель опыто-ориентированного обучения не ограничивается. В теории Колба есть второй объёмный блок — про учебные стили. Идея в том, что каждый человек в зависимости от особенностей внутренних когнитивных процессов, сформированных ранее учебных привычек и предпочтений тяготеет к более знакомым ему способам осваивать новое. Ему легче учиться, используя один или другой индивидуальный подход, выстраивая ту или иную стратегию.

Колб назвал эти предпочтения учебными стилями, классифицировал их и предположил, что они влияют на движение студента по фазам цикла обучения.

Изначально стилей было четыре, в более поздней версии модели их стало девять. Здесь мы не будем их рассматривать — это тема для отдельной статьи, потому что к разделению обучения на стили отношение сейчас неоднозначное (много критики). Мы сосредоточимся именно на цикле Колба. Кстати, эта часть модели удачно описана в третьей главе книги Сони Смысловой «Проектирование образовательного опыта».

Тем не менее стоит помнить о том, что в оригинальной теории Колба цикл обучения существует не сам по себе, а как часть большой модели. Дэвид Колб как бы накладывает стили обучения на цикл, и получается ещё более сложная мозаика.

Сергей Жданов, тимлид методистов направления «Высшее образование» в Skillbox, подчёркивает: Колб не просто рассказал про технологии обучения или изобрёл новый фреймворк для проектирования от опыта — он дал читателям сильную и системную теоретическую базу.

Во-первых, в книге Experimental Learning Колб не просто сослался на работы Дьюи, Пиаже и Левина, а провёл детальный разбор этих моделей и их теоретических оснований. Потом он сделал шаг в сторону нейронаук и посвятил часть второго издания книги объяснению работы человеческого мозга в процессе познания. Также поставил в своей работе фундаментальный вопрос о том, как устроена структура знания, и предложил читателям свою концепцию.

Во-вторых, учёный обоснованно сформулировал шесть принципов опыто-ориентированного обучения. Среди них широко известный тезис о том, что обучение — непрерывный процесс формирования знания. Есть и менее узнаваемые, но тоже важные принципы. Например, тезис о том, что что обучение — процесс разрешения человеком конфликтов между разными точками зрения на мир и что его можно рассматривать как своеобразный процесс адаптации к сложной и противоречивой окружающей действительности.

В-третьих, со временем Колб разобрал и опроверг несколько распространённых аргументов, которые встречаются в критической литературе про модель обучения от опыта. Например, некоторые считают, что автор игнорировал культурный, исторический и социальный аспекты в обучении. На самом деле Колб рассматривал их как составную часть внутреннего опыта студента, также влияющую на процесс обучения.

Наконец, объясняет Сергей Жданов, кроме того, что Колб сформировал сильную теоретическую базу, он разобрал в модели конкретные контексты применения своих наработок. В книге есть главы про место опыто-ориентированного обучения в высшем образовании, профессиональном и личном развитии человека, в концепции lifelong learning (обучения в течение всей жизни).

Как используют цикл Колба в разработке программ обучения

Методисты и педагогические дизайнеры применяют цикл Колба как фреймворк для выстраивания программ обучения взрослых. То есть проектировщик обучения видит свою задачу в том, чтобы создать студенту условия для трансформации его личного опыта по этапам цикла Колба. Считается, что в этом случае обучение пройдёт успешно, новое знание сформируется и учебные цели будут достигнуты.

Цикл Колба применяют прежде всего для синхронных офлайн- и онлайн-тренингов и занятий. Но этот цикл или его элементы задействуют и при разработке асинхронных онлайн-курсов тоже. Модель широко распространена в университетах, в корпоративном и дополнительном профессиональном обучении и развитии.

В чём новаторский подход обучения от опыта

Соня Смыслова в книге «Проектирование образовательного опыта» рассматривает концепцию Дэвида Колба как практическое воплощение прогрессистского подхода к обучению взрослых.

Поясним подробнее. До ХХ века в образовании был распространён формалистский подход. Формалисты считали главной целью образования передачу человеку навыков и знаний, необходимых для успеха в обществе или профессии. Прогрессисты же считают, что главная цель образования — научить человека критически мыслить, решать постоянно встающие перед ним новые задачи. Однако раньше эти идеи выглядели довольно абстрактными.

Колб воплотил идеи прогрессистов в практической модели опыто-ориентированного обучения, приложил много усилий для её популяризации и тем самым сделал прогрессистский подход мейнстримом.

Кроме того, если говорить о проектировании и исследовании обучения, то эта модель сместила фокус с достижения результатов на конструирование самого процесса обучения и опыта человека в нём. Центральное положение его теории в том, что знание нельзя просто взять и передать от одного к другому, оно формируется индивидуально.

Четыре этапа цикла Колба

Согласно Колбу, учащийся формирует собственное знание, чередуя шаги получения опыта и трансформации этого опыта. Под получением опыта Колб подразумевал какую-то информацию, которую воспринимает студент. А под трансформацией — то, как именно учащийся усваивает, интерпретирует и использует эту информацию.

В цикле Колба всего четыре этапа или фазы, как их ещё называют. За получение опыта отвечают два этапа:

  • конкретный, то есть непосредственный опыт (Concrete Experience, CE);
  • абстрактная концептуализация (Abstract Conceptualization, AC).

За трансформацию опыта отвечают другие два:

  • рефлексивное наблюдение (Reflective Observation, RO);
  • активное экспериментирование (Active Experimentation, AE).

Разберём их подробнее.

Источник данных: D. Kolb. Experiential Learning: Experience as the source of Learning and Development
Инфографика: Skillbox Media

Конкретный опыт (СE). Это ситуация, в которой человеку нужно совершить конкретное действие и получить новую порцию опыта — сделать что-то совсем новое или старое, но по-новому, заметить или почувствовать что-то новое.

Пример 1: продавец-стажёр пробует помочь посетителю магазина, чтобы тот совершил покупку, но тот отказывается и уходит.

Пример 2: домохозяйка замечает, что листья её фикуса пожелтели и засохли.

Рефлексивное наблюдение (RO). Это осмысление полученного опыта, наблюдение за своими эмоциями, чувствами, мыслями, примечание сильных и слабых сторон, формирование субъективного знания.

Пример 1: стажёр обсуждает ситуацию с наставником, отмечает сильные и слабые стороны своего общения с покупателем и делает выводы.

Пример 2: домохозяйка расстроена тем, что любимый цветок погибает, и хочет исправить ситуацию.

Абстрактная концептуализация (AC). Это размышление, в ходе которого появляются новые идеи и выводы, некие абстрактные концепции, обобщения.

Пример 1: наставник рассказывает стажёру о техниках продаж и стандартах работы с покупателем, рекомендует тематическую литературу. В результате продавец-новичок знакомится с новыми методами, теориями и фреймворками продаж.

Пример 2: домохозяйка изучает несколько тематических блогов или консультируется с профессиональными флористами и обобщает полученную информацию в несколько гипотез о том, что может спасти её фикус.

Активное экспериментирование (AE). Это пробное применение новых знаний на практике, тестирование, использование тех абстрактных концепций, которые учащийся сформировал на предыдущем шаге, и формирование у него понимания, как эти концепции работают на практике.

Пример 1: стажёр, общаясь со следующими покупателями, пробует применить несколько техник продаж, о которых узнал от наставника.

Пример 2: домохозяйка проверяет свои гипотезы: удобряет землю в цветочном горшке или перемещает фикус в более солнечное место.

Часто в литературе о модели опыто-ориентированного обучения встречается утверждение, что якобы проходить все четыре этапа нужно последовательно, от конкретного опыта (CE) до активного экспериментирования (AE). Но в оригинальной книге Колба этого тезиса нет. Учёный предполагал, что цикл может быть начат с любой фазы.

Если обратиться к нашему первому примеру с начинающим продавцом, то альтернативный цикл мог бы выглядеть так:

Абстрактная концептуализация (AC) — стажёр прошёл вводный инструктаж, на котором ему рассказали об основных техниках продаж, которые используются в компании.

Активное экспериментирование (AE) — на первой рабочей смене стажёр пробует применить конкретную технику продаж, пытаясь пройти по всем шагам согласно алгоритму.

Конкретный опыт (СE) — некоторые посетители в течение дня совершают покупки, некоторые — отказываются.

Рефлексивное наблюдение (RO) — стажёр обсуждает с наставником прошедший рабочий день, отмечая, насколько удалось применить конкретную технику продаж с каждым покупателем и как он ощущал себя в процессе.

Изюминка теории Колба в том, что полноценное и успешное прохождение каждого из этапов цикла возможно, только если студент достиг целей предыдущего этапа. Последнее случается не всегда, так как не всегда складываютсяч естественные условия для этого и не всегда помогают предложенные разработчиками обучения упражнения и активности.

В случае неудачи методисты говорят, что «цикл не повернулся», имея в виду то, что студент не получил конкретный опыт, не отрефлексировал его или не усвоил новые абстрактные концепции. Если же цель этапа достигнута, говорят: «Цикл повернулся». Это значит, что получение или трансформация опыта действительно произошли.

Почему цикл Колба не волшебная таблетка

Концепция Колба сейчас поддерживается современным образовательным сообществом как одна из основных, моделирующих обучение взрослых. Но это не означает, что любое обучение легко можно спроектировать по циклу Колба и таким образом гарантировать, что учебные цели будут достигнуты.

Не всегда нужно строить обучение по циклу Колба

Елена Тихомирова, основатель и генеральный директор eLearning center, отмечает, что цикл Колба — лишь один из инструментов проектирования и применять его при создании программ обучения стоит не всегда. Елена считает, что цикл Колба применим в определённом контексте, при этом вполне успешное обучение можно спроектировать и не опираясь на этот цикл, если основываться на предварительном анализе запроса на обучение.

«Для любого проектирования главное то, что мы делаем на старте, как смотрим на задачу обучения. По результатам такого предварительного анализа мы можем прийти к выводу, что нам нужно полноценное обучение по циклу Колба. А можем осознать, что достаточно, например, просто разослать напоминалку сотрудникам (имеется в виду — если это корпоративное обучение. — Ред.). Никакой инструмент не работает универсально, всегда и для всех ситуаций».

Перечислим четыре барьера для применения цикла Колба — то есть те самые ситуации, когда он не нужен.

Подходит не для всех типов обучения

Действительно ли непосредственный опыт так необходим и критично важен для обучения, что без него оно вообще не случится? Нет, есть ситуации, в которых мы не будем проектировать обучение по циклу Колба, поскольку непосредственный опыт может нанести вред студенту.

«Мы не можем для получения конкретного опыта отправить оператора ядерной станции экспериментировать с кнопками, врача — делать операцию без подготовки, — приводит пример Елена Тихомирова. — Здесь нужна сначала теория, а потом практика в безопасной среде и практика под надзором. И только потом можно пойти в цикл Колба».

Сергей Жданов приводит в пример просветительские научно-популярные курсы и лекции по искусству. В обучении такого рода цикл Колба может быть излишним, потому что здесь важно только передать слушателям новую информацию, расширить их кругозор, стимулировать интерес к теме.

Сергей добавляет, что эта концепция сложно ложится и на трансформационные программы, ориентированные на изменение ценностей студента.

Подходит не для всех студентов

Опыто-ориентированное обучение — это прежде всего модель обучения взрослых. У детей способность усваивать абстрактные концепции и рефлексировать формируется далеко не сразу.

Елена Тихомирова предостерегает от использования цикла Колба даже для взрослых студентов, если их эмоциональное состояние нестабильно. Довольно распространённая ситуация из корпоративной практики: есть необходимость обучить сотрудника, но сам он не готов к обучению, устал, перегружен или находится в стрессе, переживает из-за судьбы компании. В таком случае не стоит заставлять человека сталкиваться с новым опытом или проводить его через глубокую рефлексию. Это может негативно сказаться на результате обучения.

Не учитывает контекст новейшего времени

Сергей Жданов отмечает, что концепция Колба — из прошлого века, в прямом смысле слова. Первая версия модели была написана в восьмидесятых годах, а анализирует она ещё более ранние исследовательские материалы — начала ХХ века. Поэтому в ней остаются системно неучтённымим ножество современных нам контекстов, задач и инструментов — начиная от современного состояния нейронаук и заканчивая вопросом о том, как повсеместное распространение смартфонов сочетается с базовым циклом, какие новые возможности и вызовы это открывает.

Не работает в вакууме, а связи с контекстом надо строить самостоятельно

В цикле Колба нет встроенных инструментов целеполагания и связи с другими моделями проектирования обучения, предупреждает Сергей Жданов. Поэтому при проектировании обучения по циклу Колба нужно ещё подумать, как связать его со стратегией обучения, с образовательными результатами и предпосылками, и готовых рецептов тут нет. А меж тем именно такие связи позволяют циклу Колба эффективно работать.

Рано или поздно перед методистом, который серьёзно погрузился в тему опыто-ориентированного обучения, встают эти сложные вопросы. Как совместить цикл Колба, например, с таксономией Блума? Как убедиться в том, что подобранные элементы учебной программы действительно ведут к выполнению задач того или иного этапа цикла? Как совместить цикл Колба и результато-ориентированное проектирование обучения?

Ни на один из этих вопросов нельзя дать однозначного ответа. А всё потому, что цикл Колба — не просто четыре последовательных этапа с набором упражнений для каждого из них, правильное сочетание которых могло бы гарантировать успех обучения. Увы, таких волшебных исчерпывающих моделей вообще не бывает.

Цикл Колба только кажется простым инструментом

Очень многие знакомы с циклом Колба лишь по картинке-схеме из четырёх этапов, которую легко найти в интернете, но не знают ни того, какая теоретическая база за ней стоит, ни того, что цикл — лишь часть большой системной модели. Глядя на схему, многие воспринимают цикл Колба как элементарную инструкцию и некий универсальный рабочий стандарт — бери и делай. Ведь все любят пользоваться в работе простыми стандартизированными правилами, базовыми фреймворками, и методисты тут не исключение.

В этом и кроется секрет популярности цикла Колба у методистов, считает Елена Тихомирова, но она предупреждает: воплотить его в реальной жизни совсем не так просто, как кажется.

Сергей Жданов тоже предостерегает от чрезмерного упрощения идей Колба. Важно понимать, объясняет он, что за каждым этапом цикла в оригинальном тексте автора — целый пласт смыслов и деталей, а также описание границ применимости теории. Работы Колба написаны сложным научным языком и не переведены на русский. Повсеместно распространённая схема — всего лишь вершина большого айсберга, да и её часто трактуют и применяют неверно.

5 типичных ошибок в понимании и применении цикла Колба

Мы уже упоминали типичное упрощение-заблуждение: якобы по этапам цикла Колба нужно двигаться в строгой последовательности от CE до AE. Кроме того, многие даже не слышали о второй части модели — об учебных стилях и о том, что они могут влиять на то, как студент проходит этапы цикла. Рассмотрим, какие ещё ошибки чаще всего случаются при проектировании обучения с помощью цикла Колба.

Слепо следовать всем шагам цикла там, где это не нужно

Павел Безяев, лидер и сооснователь сообщества Digital Learning, рассказывает, что реализовывать все четыре шага цикла Колба в проектировании курса нужно далеко не всегда. Например, если у человека к моменту подхода к курсу уже сформирована мотивация, он понимает, какую проблему хочет решить обучением, то этапы конкретного опыта и рефлексивного наблюдения ему в курсе не нужны, он прошёл их самостоятельно. Но разработчики зачастую усложняют контент и подачу материала, проводя студента через все четыре фазы цикла и не задавая себе вопрос, зачем они это делают.

Тогда получается, что студент, которому нужно просто получить информацию, вынужден продираться к ней через дебри ненужных ему этапов. В этом случае, говорит Павел, цикл превращается в бездумное повторение методики без понимания её сути. Ничего, кроме раздражения, это у студента не вызывает.

Забыть о том, что некоторые этапы цикла могут пройти вне спроектированного курса

Сергей Жданов напоминает, как важен в модели Колба принцип непрерывной связи процесса обучения и опыта. При этом какие-то этапы цикла Колба, например активное экспериментирование, могут проходить за пределами образовательного пространства. В таких случаях, объясняет Сергей, полезно оснастить учащихся инструментами для самооценки или фиксации наблюдений.

Не создать опыт и не обеспечить рефлексию на самом деле

Елена Тихомирова уверена, что создание опыта и проектирование рефлексии у взрослых — отнюдь не тривиальная задача. Эксперт приводит в пример 3D‑симуляторы в играх о выживании в экстремальных условиях и сомневается, что задания типа «собери продукты на случай чрезвычайной ситуации в 3D‑корзину» могут обеспечить студенту конкретный опыт.

Сергей Жданов поддерживает эту мысль — он считает, что цикл Колба может «не поворачиваться» по тем же причинам.

«Опыт не равен действию, опыт не равен впечатлениям, опыт не равен образовательным результатам. Это вообще другая материя для проектирования. Она сложная и требует понимания сути целевой деятельности, а не просто структуры», — утверждает Сергей.

Не учитывать специфику применения цикла Колба в групповом обучении

Сергей Жданов предупреждает о важной особенности применения цикла Колба в курсе со сложным учебным материалом, предназначенном для неоднородной по уровню знаний группы участников. А именно: участники такого курса совершают личный переход по циклу не одновременно, а в разные моменты, индивидуально. Для модели Колба это нормальный и естественный факт, но многие разработчики обучения упускают этот нюанс и верят в то, что есть универсальный опыт, применимый ко всем студентам одновременно, или есть единственно верный вывод по результатам рефлексии этого опыта. От этого страдает и качество курса, и студенты.

Не адаптировать порядок этапов цикла под целевую аудиторию обучения

Сергей приводит в пример классическую задачу в корпоративном обучении — тренинги по продажам для уже опытных продажников. Здесь вряд ли стоит начинать с конкретного опыта, он уже есть у студентов. Чтобы «цикл повернулся», можно начать с концептуализации имеющегося опыта или даже с практики на усложнённых примерах.

Словом, подводя итог нашему обзору практики применения цикла Колба, можно сделать главный вывод: Дэвид Колб описал модель простую лишь на первый взгляд, но сложную и комплексную, если действительно в неё вникнуть.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована