Образование
#статьи

Что такое образовательный процесс и из чего он состоит

Разбираем одно из ключевых понятий педагогики.

Иллюстрация: rawpixel / freepik / Freepik / Eniko Kis / Nirav Insomniac / This is engineering Raeng / Matthijs Van / Lilartsy / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Очень часто в разговорной речи понятие образовательного процесса приравнивают к понятию учебного процесса и используют их как синонимы. Но нужно учитывать, что образование — это не только обучение, но и воспитание. Этот постулат педагогики закреплён даже в федеральном законе «Об образовании в РФ»:

«Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

В советской педагогике, как пишет Иван Подласый в учебнике «Педагогика», образовательный процесс так и назывался — учебно-воспитательный процесс. Поэтому многие современные учёные-педагоги называют образовательный процесс «педагогическим процессом» и используют оба понятия как равнозначные.

Что такое образовательный процесс

В традиционном подходе к образованию под педагогическим, или образовательным, процессом понимается в первую очередь педагогическая деятельность, то есть организованное и целенаправленное воздействие на ученика, чтобы сформировать из него личность с заданными качествами.

Но в более современной педагогике, ориентированной на ученика, считается, что в процессе образования происходит не воздействие учителя на ученика, а их взаимодействие, к которому добавляется также самостоятельная активность учащегося.

С учётом этого можно сформулировать достаточно простое определение: образовательный процесс — это организованное взаимодействие учителя и ученика для достижения образовательных целей.

Стоит иметь в виду, что образовательный процесс может реализовываться совершенно по-разному, что определяется выбором тех или иных его компонентов. О них и пойдёт речь далее.

Из чего состоит образовательный процесс

Образовательный процесс представляет собой сложную систему из нескольких составляющих и связей между ними. Теоретики зачастую расходятся в том, сколько именно компонентов входит в этот процесс. Например, Иван Подласый выделяет четыре:

  • целевой,
  • содержательный,
  • деятельностный,
  • результативный.

Разберём их подробнее.


Целевой компонент: какова цель образования?

Целевой компонент образовательного процесса охватывает все его цели — от самой общей (обеспечить всестороннее развитие личности) до конкретных планируемых результатов, например по развитию того или иного навыка.

Постановка целей и определение планируемых результатов во многом зависит от того, о каком именно образовании идёт речь — о формальном или неформальном, государственном или частном, а также от ступени образования. Так, базовые цели формального образования закреплены в законе «Об образовании в РФ» и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В неформальном образовании цели формулируют заказчик или организатор обучения (например, работодатель, обучающий сотрудников, или онлайн-школа, продающая курсы), а также сам учащийся при самообразовании. Подробнее о том, как определяются цели образовательных программ в разных видах образования и обучения, мы уже писали, как и о результатах.

Также стоит заметить, что в вопросе целеполагания есть особенно заметные различия между традиционной и современной педагогикой. В традиционном подходе образовательный процесс строится на отношениях «субъект — объект», то есть педагог (или организатор обучения) ставит цели для учащегося, а тот должен лишь выполнять шаги по их достижению. При современном подходе учащийся становится полноправным субъектом, он понимает смысл образовательных целей, принимает их как значимые лично для себя, что мотивирует его активно стремиться к ним. На этом принципе основано, например, проблемно-ориентированное обучение — учащийся сталкивается с вопросом, задачей или проблемой и ищет решение, используя уже имеющиеся и новые знания и навыки.

Содержательный компонент: чему мы учим и какое воспитание закладываем?

В этот компонент входит содержание образования — то, чему мы учим (или чему учимся). Как и цели, содержание формулируется в образовательной программе и может принимать разный вид, в зависимости от подхода к образовательному процессу.

Например, в традиционной парадигме содержание формируется в виде ЗУНов — знаний, умений и навыков, которые нужно приобрести учащимся. В педагогических подходах, которые ориентируется на личность ученика, содержание образования включает не только то, что ему следует усвоить, но и его личностные смыслы, а также опыт, которые он формирует, взаимодействуя с образовательной средой. Подробнее об этом пишет, например, Андрей Хуторской в пособии «Современная дидактика».

В современном профессиональном образовании и обучении принят компетентностный подход, в котором содержательный компонент представлен как осваиваемые компетенции, в том числе универсальные — необходимые любому современному специалисту, кем бы он ни работал.

Содержание тоже во многом определяется видом образования — формальное оно или неформальное. В первом случае оно тоже фиксируется во ФГОС. Во втором — остаётся на усмотрение заказчика или организатора обучения, которые выясняют потребности целевой аудитории, анализируют рынок труда (если речь об обучении профессии) или задачи бизнеса (при обучении сотрудников).

Деятельностный компонент: как мы учим и воспитываем?

Деятельностный компонент — это система форм, средств и методов образовательного процесса. Проще говоря, это то, как именно реализуется образовательный процесс, как взаимодействуют учитель и ученик.

Формы образовательного процесса можно также назвать способами его организации. Классифицируют их по многим разным критериям. Одна из самых распространённых классификаций — по особенностям коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся. С этой точки зрения бывает индивидуальная, парная, групповая, коллективная и фронтальная форма обучения.

А самая «свежая» классификация разделяет формы образовательного процесса в зависимости от использования или неиспользования средств онлайн-взаимодействия на очную, дистанционную и смешанную. Подробнее об этих и других видах форм обучения можно прочесть в статье.

Методами называется упорядоченная и целенаправленная деятельность учителя и учащихся. Методов огромное множество, и систематизируют их тоже по самым разным основаниям — например, по дидактическим задачам, по источнику передачи информации, по характеру познавательной деятельности учащихся, по логике изложения и восприятия информации. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Широко распространено также деление методов на пассивные и активные. В первом случае главная роль принадлежит преподавателю, он — источник знания, а ученик лишь усваивает информацию. Типичный пример — лекция. Активные же методы подразумевают, что ученик — самостоятельный субъект в образовательном процессе, который ищет и анализирует информацию, принимает решения и так далее. Это ярко проявляется, например, в проектной деятельности.

Иногда выделяют интерактивные методы, построенные на взаимодействии между людьми, а также между человеком и учебной средой. К ним относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, занятия на игровых тренажёрах и в симуляторах.

Реализация любого метода в образовательном процессе требует наличия специальных инструментов — дидактических средств. Это материальные (например, классная доска, учебник, карта, лабораторное оборудование) и идеальные (скажем, навыки речи и письма, мнемотехники, алгоритмы решения задач) объекты, которые предназначены для решения образовательных задач. О том, какими они бывают, можно узнать из этой статьи.

Результативный компонент: удалось ли достигнуть образовательных целей и как мы к ним движемся?

Этот компонент предполагает оценку образовательных результатов педагогом, а также самооценку ученика, сравнение текущих результатов с поставленными целями, анализ причин их несоответствия и планирование шагов по устранению пробелов. Это необходимо, чтобы оценить эффективность образовательного процесса.

Фото: VH-studio / Shutterstock

В формальном образовании для этого применяется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль в процессе обучения проводится регулярно — с помощью опросов, тестов, проверочных, практических и лабораторных работ.

Промежуточный контроль проходит в конце учебной четверти, учебного года или семестра — это контрольные и курсовые работы, зачёты.

Наконец, итоговый контроль проводится в конце обучения — как школьная ГИА, а также защита диплома и сдача государственных экзаменов в колледжах, техникумах и вузах. Также итоговым контролем называют экзамены по завершении дисциплин ещё в процессе обучения.

В неформальном образовании, например на онлайн-курсах, обучающих профессиям, тоже часто используются похожие формы контроля — тесты и практические работы по завершении темы или модуля, подготовка и защита итогового проекта. Но вообще, в неформальных сегментах образования, таких как EdTech и корпоративное обучение, много своих нюансов. Ведь кроме результатов учащихся, здесь измеряют и то, насколько они удовлетворены обучением, а также экономическую эффективность образовательной программы или курса.

Тема оценки образовательных результатов тесно связана с большой и дискуссионной темой о том, как измерять качество образования и образовательного процесса. Этот вопрос последние несколько лет активно обсуждается и в школьном, и в высшем образовании, и в сфере EdTech, как в России, так и за рубежом.

Возвращаясь к формам текущего контроля результатов образования, важно заметить, что они не обязательно должны включать именно оценки по балльной системе. По словам Елены Овакимян, аналитика Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского и приглашённого преподавателя НИУ ВШЭ, отметки полезны для подведения итогов, а вот в самом образовательном процессе гораздо эффективнее могут оказаться приёмы формирующего оценивания — например, вопросы для рефлексии. Как считает эксперт, они помогают педагогам своевременно заметить пробелы и скорректировать программу, а ученикам — проанализировать, что они уже узнали и чему научились, чего им не хватает, как они чувствуют себя в процессе учёбы. Исследования показывают, что похожий эффект имеют самооценка и взаимная оценка учениками работ друг друга. Как отмечают исследователи, они благотворно влияют на учебную мотивацию и прививают учащимся основы саморегулируемого обучения, что в итоге повышает их успеваемость.

Что такое образовательный опыт

Стоит также отметить, что в ученикоцентричном подходе, на котором строится современная зарубежная традиция педагогического дизайна, большое внимание уделяется такому понятию, как образовательный опыт ученика. Это то, какой опыт человек приобретает непосредственно в процессе обучения, способствует ли он его развитию, каковы его представления о себе как о субъекте образовательной деятельности, об обучении и его социальном контексте. В России тоже начинают использовать это понятие (по крайней мере, в высшем и в EdTech).

Образовательный опыт состоит из пяти компонентов:

  • удовлетворённость,
  • стремление к расширению опыта,
  • самоэффективность и поддержка,
  • опыт саморегулируемого обучения,
  • вовлечённость.

Представляется, что этот опыт тоже является неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку учащийся — непосредственный и главный участник этого процесса. Кроме того, считается, что тщательный анализ образовательного опыта студента позволяет прогнозировать результативность образовательного процесса.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована