Образование
#статьи

Что такое электронное обучение, или e‑learning, и почему это понятие устарело

Разбираемся с базовым понятием, с которым есть путаница.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Согласно стандарту РФ ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», e-learning означает электронное обучение. А что же тогда электронное обучение? Это обучение с помощью ИКТ, которые, в свою очередь, означают информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

Если простыми словами, то электронное обучение — любое, где используются интернет и цифровые технологии. Это и такое обучение, которое полностью организовано в цифровой среде, и то, которое проходит в обычной аудитории, но с использованием цифровых инструментов, будь то онлайн-платформы, сервисы, приложения.

Электронное обучение и дистанционное обучение — одно и то же?

В законе «Об образовании в РФ» тоже закреплено определение электронного обучения, но оно длинное и сложное:

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

При этом в законе упоминаются ещё и дистанционные образовательные технологии — это такие технологии, которые реализуют «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Фото: ESB Professional / Shutterstock

Получается, с точки зрения закона, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение — не одно и то же. Министерство образования и науки в 2013 году разъяснило ключевое отличие между ними так: электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников, а дистанционное обучение происходит в основном при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Выходит, например, что просмотр видеолекции в записи или автономное (без взаимодействия учащегося с педагогом) выполнение домашнего задания на специальной цифровой платформе — это электронное обучение. А онлайн-урок, который учитель ведёт, общаясь с учениками в прямом эфире, — это дистанционное обучение.

Но разве дистанционное обучение не является одновременно электронным, раз и там, и там применяются электронные технологии?

И чем тогда считать использование цифровых платформ и сервисов или, например, инструментов виртуальной реальности во время очных занятий с преподавателем непосредственно в классе? Разве это не электронное обучение тоже?

Словом, с официальной терминологией есть некоторая путаница, за что законодателей, кстати, критиковали ещё в том же 2013 году.

Что говорят о понятии электронного обучения в профсообществе

В академическом сообществе к единому мнению о том, что такое e-learning, тоже пока не пришли:

  • некоторые исследователи считают, что понятие электронного обучения шире понятия дистанционного обучения или онлайн-обучения и предлагают считать онлайн и дистант частью электронного обучения;
  • другие используют понятия дистанционного и электронного обучения в качестве синонимов.

Практики корпоративного обучения, например, придерживаются мнения о том, что электронное обучение не обязательно дистанционное, оно может проходить и очно в классе (это любое обучение с использованием цифровых технологий), а вот дистанционное обучение в будущем может слиться с понятием электронного — просто потому, что других форматов, кроме электронного, у дистанционного обучения не останется. Вряд ли кто-то будет учиться, как в прошлом веке, обмениваясь по обычной почте письменными учебными материалами на бумаге.

Почему возникла путаница в понятиях

К путанице в терминологии привело разнообразие и постепенное проникновение в российскую сферу образования англицизмов, уверена генеральный директор компании ELC, автор канала «Живое обучение» и эксперт в сфере e-learning Елена Тихомирова.

«Неразбериха связана с тем, что очень много терминов, которые обозначают фактически одно и то же, пришли из-за рубежа. А так как нет единого „мозгового центра“, министерства, которое сказало бы: „Теперь мы вот это будем называть вот так“, — сложилась такая путаница», — отмечает эксперт.

А лидер и основатель сообщества Digital Learning Павел Безяев отмечает, что дело тут не только в заимствованных понятиях. Неразбериха с терминами возникла из-за того, что все, кто занимался дистанционным, электронным или онлайн-образованием, изначально были разобщены. В каждой организации, будь то вуз или бизнес, были уверены, что именно они используют правильное название или правильный подход. И только теперь образовательному сообществу приходится договариваться о единых стандартах, терминах и правилах.

Но и это полбеды. На самом деле понятия «электронное обучение» или e-learning уже попросту устарели.

Почему термин «электронное обучение» на самом деле устарел

«Мне кажется, что термины „электронное обучение“, „электронный курс“, e-learning пора выводить из оборота, — считает Павел Безяев. — Когда компании или провайдеры используют их, то, с одной стороны, показывают, что они уже опытные, давно на рынке, а с другой — демонстрируют свою неактуальность, на мой взгляд. Термин, который сейчас должен звучать, — это либо „онлайн-обучение“, „онлайн-курсы“, либо „диджитал-“ или „цифровое обучение“».

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Схожей позиции придерживается и Елена Тихомирова. Она считает, что термин «электронное обучение» был актуален, когда это слово подчёркивало альтернативность традиционной форме, в которой никаких цифровых инструментов ещё не существовало. Но сейчас, когда технологии глубоко проникли и в традиционную очную форму, ситуация иная.

«Я считаю, что уже нельзя говорить о каком-то отдельном электронном обучении. Есть просто обучение, и в его рамках используют разные информационные технологии и цифровые инструменты. Уже сложно найти такую сферу, где они не применялись бы», — комментирует Елена.

А вот сохранить разграничение таких форм обучения, когда учащийся физически удалён от преподавателя или центра обучения, и когда они находятся в одном месте, стоит. Поэтому термины вроде электронного, дистанционного и онлайн-обучения стоило бы объединить в одно понятие — удалённое обучение, считает Елена.

Как вообще появилось понятие электронного обучения

Представим на схеме, как развивались инструменты образования и в зависимости от этого появлялись новые понятия типов обучения.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Люди неоднократно и в разные времена сталкивались с необходимостью учиться дистанционно, вне классов и аудиторий. В XIX веке эту проблему решали с помощью почты: материалы для занятий присылали ученикам, и благодаря этому они могли учиться из дома.

В первой половине XX века почту заменило радио — например, в отдалённых уголках Австралии некоторые ученики изучали школьные предметы именно так.

Постепенно популярность набирал и заочный формат обучения в вузах, когда основной процесс происходит удалённо, а на финальные лекции или экзамены нужно приехать в учебное заведение.

Распространение компьютеров в 1980-х значительно упростило задачу обучать людей без отрыва от их привычной жизни. Так, преподавателям, педагогам и тренерам стало значительно проще «упаковывать» свои знания. А появление CD-ROM привело к тому, что и делиться этими знаниями стало проще: можно создавать презентации, записывать учебные материалы и курсы на дискеты или диски. Это как раз и стало эпохой обучения с помощью компьютера и дистанционного обучения.

В 1999 году появился, наконец, сам термин e-learning или электронного обучения. Считается, что придумал его американский эксперт в сфере EdTech Эллиотт Мейси. E-learning он назвал обучение с привлечением технологий, будь то обычные программы или интернет.

В начале 2000-х появились ранние версии систем дистанционного обучения (или LMS — Learning Management System) и курсы по стандартам SCORM (Shareable Content Object Reference Model). К 2010-м огромную популярность получили МООК — то есть массовые сетевые онлайн-курсы. Так начался уже следующий этап в истории образования — онлайн-обучение (хотя использовать это понятие начали раньше — ещё в 1990-х).

Как связаны понятия e-learning и EdTech

С момента появления термина «электронное обучение» прошло больше 20 лет, и за это время в образовании появилось множество цифровых инструментов — онлайн-платформ, сервисов, приложений, технологий вроде VR и AR. Появился новый термин — EdTech. Он родился из сочетания двух слов — Education (образование) и Tech (технологии). Началась масштабная цифровизация образования — собственно, как и остальных сфер человеческой деятельности. Пандемия COVID-19 ускорила этот процесс.

При этом единообразного понимания термина EdTech в образовательном сообществе тоже нет. Кто-то подразумевает под ним только сами цифровые технологии, предназначенные для образования, и рынок их разработчиков, кто-то — образование, которое осуществляется с помощью цифровых технологий, и, соответственно, весь рынок онлайн-образования, но чаще всего им обозначают и то, и другое. Фактически термин стал очень широким и охватывает всё, что связано с электронным обучением.

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована